Woodstock 1969.
Фестиваль «Вудсток-1969» стал беспрецедентным событием в мире музыки, который собрал рекордные 500 000 зрителей.
Эти четыре дня на молочной ферме Макса Ясгура стали настоящим праздником мира, любви и музыки, на короткое время превратившие всех гостей в одну огромную пеструю семью.
Здесь были и длинноволосые хиппи, и «Веселые проказники» Кена Кизи, и даже бунтари йиппи во главе со своим лидером-революционером Эбби Хоффманом.
Woodstock 1969.
Казалось, ничто не могло разрушить фантастическую атмосферу фестиваля: люди были готовы стоять в многокилометровых пробках, чтобы приехать на ферму, сносили заборы для беспрепятственного прохода и делились друг с другом едой, возводя полевые кухни.
На «Вудстоке» царил дух единения – единения с природой, окружающими людьми и, разумеется, с музыкой.
Конечно, не обошлось и без запрещенных веществ, беспорядочных связей и провокационных выходок бунтарей, но это ничуть мешало всеобщей эйфории, а скорее даже являлось ее частью.
На закате эры хиппи «дети цветов» получили свой фестиваль.
Фестиваль, который еще никому не удалось повторить (даже самим организаторам легендарного «Вудстока-1969»).
Фантастическая четверка.
Майкл Лэнг.
Сегодня в это сложно поверить, но фестиваль был создан четырьмя молодыми людьми, самому старшему из которых на момент проведения «Вудстока» было всего 27 лет.
А началось все с того, что Майкл Лэнг – который в те времена полностью соответствовал образу босоного хиппи с копной кучерявых волос и без копейки денег в кармане – стал мечтать о коммуне вдали от больших городов, где музыканты смогли бы творить в свое удовольствие.
Он сам очень интересовался музыкой и даже был менеджером группы Тгаin из Сан-Франциско.
В своих грезах Майкл уже во всех красках представлял себе этот «райский хиппи-уголок», но была одна проблема.
У него не было денег на воплощение амбициозного проекта.
Спустя некоторое время Майкл встретил Арти Корнфилда, вице-президента по репертуару компании Capitol, и с удивлением нашел в нем своего единомышленника.
Молодые люди загорелись идеей создания музыкальной студии на «Вудстоке», которая распахнет двери для всех талантливых исполнителей хорошей музыки.
Оставалось найти спонсоров.
Организаторы Woodstock (по часовой стрелке, начиная с левого нижнего угла): Джоэл Розенман, Арти Корнфилд, Майкл Лэнг и Джон Робертс.
Первый официальный совместный портрет, 23 мая 1969 года.
В отсутствие собственных идей они разместили объявление в New York Times, в тексте которого содержались такие слова: «Молодые люди с неограниченным капиталом ищут интересные, законные инвестиционные возможности и бизнес-предложения».
Стоит ли говорить, что в первые дни после публикации на них буквально свалилась куча предложений от нищих искателей счастья и легких денег.
Но, каким-то чудом, среди этого вороха сумасшедших и шарлатанских идей Робертсу и Розенману попалось на глаза предложение Лэнга и Корнфилда.
«Почему бы и нет?» – решили они.
После встречи четырех молодых людей в феврале 1969 года идея сделать музыкальную студию переросла в еще более грандиозный и последовательный план: организовать трехдневный рок-фестиваль на 50 000 человек, а на вырученные от него деньги построить большой культурный центр со звукозаписывающими студиями и ретритом для музыкантов.
Тогда Майкл, Арти, Джон и Джоэл даже не представляли, c какими трудностями им предстояло столкнуться, и к чему вообще приведет эта идея.
Проблемы, проблемы, проблемы….
Итак, четверо молодых людей занялись организацией музыкального фестиваля.
Они сразу же нашли отличное место для его проведения – индустриальный парк, неподалеку от Уолкилла, штат Нью-Йорк.
На собственные деньги они также напечатали билеты ($7 - за один день; $13 - за два и $18 - за три дня), которые стали продаваться в небольших местных магазинчиках и отделениях почты.
Словом, каждый из этой «фантастической четверки» на несколько месяцев стал человеком-оркестром: нужно было урегулировать все вопросы с владельцами территории, договориться о доставке еды, найти музыкантов и уговорить их выступить на никому не известном фестивале, а также нанять всех необходимых сотрудников – от обслуживающего персонала до службы безопасности.
Сегодня организацией подобного рода мероприятий занимаются огромные команды, в которых может быть больше 100 человек.
Но в 1960-е еще не сформировалась культура больших фестивалей, Майкл, Арти, Джон и Джоэл фактически были первопроходцами, уровень энтузиазма которых зашкаливал.
Ожидание автобуса до Woodstock, 13 августа 1969 года.
Однако на одном только энтузиазме выехать не получилось.
Практически сразу начались проблемы с местом для проведения фестиваля.
Как только жители Уоллкилла узнали, что в их город скоро нагрянут тысячи грязных хиппи, они пришли в ужас.
Свой город они были готовы защищать до последнего.
Возможно, если бы «Вудсток» все же состоялся в окрестностях Уоллкилла, разъяренные жители города и местные фермеры вышли бы в полночь с вилами и факелами и устроили настоящую «кровавую расправу» над чужаками.
Но власти вовремя приняли меры, выпустив 2 июля 1969 года закон, фактически запрещающий проведение концертов в этой местности.
Среди вовлеченных в организацию фестиваля началась паника: магазины отказывались продавать билеты на «Вудсток», а переговоры с большинством музыкантов зашли в тупик.
До проведения фестиваля оставалось полтора месяца.
В довершение ко всему, люди, купившие билеты, стали требовать возмещения их стоимости.
«Вудсток» оказался на грани срыва.
Woodstock 1969.
К счастью, в середине июля Макс Ясгур предложил свою 600-акровую молочную ферму в Бетеле в качестве места для проведения фестиваля.
Это было настоящей удачей для организаторов.
Однако смена локации в последний момент все же заставила их изрядно понервничать: пришлось заключать новые контракты на аренду молочной фермы и прилегающих территорий, а также получать разрешение на проведение фестиваля в городе.
Строительство сцены и павильона для исполнителей, автостоянок, концессионных стендов и детской игровой площадки – на все это оставалось крайне мало времени.
Подготовительные работы должны были закончиться буквально в день начала «Вудстока».
Но, разумеется, что-то доделать не успели – билетные кассы и ворота так и остались недостроенными.
Дорога, ведущая к молочной ферме, накануне Woodstock 1969.
Также неожиданно выяснилось, что ожидаемое количество гостей (50 000 человек) увеличилось в четыре раза.
Казалось бы, это радостное известие.
Но не для организаторов, у которых и без того уйма проблем.
Стало понятно, что того количества поставок еды, которые были заказаны изначально, не хватит.
И буквально накануне старта фестиваля стало понятно, что с безопасностью тоже будут большие проблемы.
Утром 15 августа 1969 года к молочной ферме приехали три больших автобуса с полицейскими, каждому из которых обещали по $50 за работу на «Вудстоке».
И когда они уже были готовы приступить к выполнению своих обязанностей, начальство объявило им, что каждого, кто останется на фестивале, впоследствии будут ждать неприятности на службе.
Полицейские невозмутимо развернулись, забрались обратно в автобусы и уехали.
Впрочем, некоторые все же остались – но под вымышленными именами, во избежание ненужных проблем.
«У нас было восемь или девять “Микки Маусов” или что-то в этом роде», – рассказывал официант местного отеля.
Четыря дня, которые Америка никогда не забудет.
Woodstock 1969.
Woodstock 1969.
В среду (за два дня до начала фестиваля) около 50 000 человек уже разбили лагерь возле сцены.
Эти первые гости прошли на «Вудсток» бесплатно – они пролезли через дыру в заборе, где еще не успели установить ворота.
Организаторы оказались не готовы к такому повороту событий.
Но это было только полбеды.
Был создан прецедент, и слухи о том, что на «Вудсток» можно попасть абсолютно бесплатно, молниеносно распространились в соседних городах.
В результате десятки тысяч людей устремились на ферму Макса Ясгура, а на подъездных дорогах к фестивалю образовались многокилометровые пробки.
Люди бросали машины и шли пешком.
В скором времени забор, отделяющий зону фестиваля, был повален.
А вместе с ним были разрушены мечты организаторов о том, чтобы заработать деньги.
Однако «дети цветов» были в восторге: ненавистные им товарно-денежные отношения исчезли из концепции «Вудстока-1969».
«Утром в пятницу появилось ощущение блокады: если пробиться на фестиваль было очень сложно, то уехать назад и вовсе невозможно», – рассказывал Э.
Заблокированные дороги создали сложности и доставки артистов на «Вудсток».
Организаторам пришлось арендовать вертолеты, чтобы помочь им добраться до сцены.
В следующие дни миссии этих воздушных судов только расширились.
Полицейские, словно добрые ангелы, сбрасывали из кабин вертолетов вниз еду, напитки и водонепроницаемые плащи, потому что прорваться сквозь толпу по земле было совершенно нереально.
Woodstock 1969.
И все же, несмотря на возникшие трудности, «Вудсток» начался практически вовремя.
15 августа, в пятницу вечером на сцену поднялся Ричи Хейвенс и объявил начало фестиваля, а в своем напутственном слове попросил «детей цветов», чтобы в эти три дня не было ничего кроме «забавы и музыки».
Sweetwater, Джоан Баэз и другие известные исполнители того времени порадовали своей музыкой гостей на закате дня.
Карлос Сантана и Джон Браун на Woodstock 1969.
Музыкальные выступления возобновились вскоре после полудня в субботу и продолжались вплоть до перерыва – в 9 утра в воскресенье.
А уже во второй половине дня на сцену вышли такие звезды как Santana, Дженис Джоплин, Grateful Dead и, конечно же, The Who.
Несмотря на то, что официально запланированный трехдневный фестиваль подошел к концу, выступления музыкантов шли до утра следующего дня.
В понедельник на рассвете Джими Хендрикс сыграл свои песни, поставив завершающую точку в истории «Вудстока-1969».
Это легендарное выступление навсегда вошло в историю рок-н-ролла.
Woodstock 1969.
Несмотря на полнейшую антисанитарию, часовые очереди к туалетам, нехватку продовольствия и проливной дождь, все посетители «Вудстока» чувствовали себя по-настоящему счастливыми.
«Когда разговариваешь с людьми, побывавшими там, по мере того, как они добираются до седьмого неба своей памяти, где располагается "Вудсток" – они воодушевляются так, как будто пересказывают мистическое событие», – писал Джин Янг.
Полицейские впоследствии говорили, что «Вудсток» в 1969 году посетили около 450 000 человек, но сами гости фестиваля называют цифру практически вдвое больше – 800 000.
Так или иначе, «Вудсток» стал настоящей сенсацией того времени.
В течение девяти месяцев после его завершения родилось около 200 000 внебрачных детей.
Это было начало сексуальной революции и конец «эры хиппи».
Woodstock 1969.
После «Вудстока».
Организаторы «Вудстока» были ошеломлены свершившимся событием, но у них даже не было времени насладиться тем фактом, что они создали самый популярный музыкальный фестиваль в истории, так как прежде всего столкнулись с долгом в 1 миллион долларов и 70 судебными исками, которые были поданы против них.
Но к их великому облегчению, фильм о фестивале, выпущенный год спустя, снискал всеобщую любовь и даже получил «Оскар» в 1971 году.
А главное, что прибыль от него покрыла большую часть их долгов.
Woodstock 1969.
Разумеется, такой культовый фестиваль грех было не повторить.
Поэтому было предпринято несколько попыток, чтобы возродить «Вудсток» и его феноменальную атмосферу.
Но ни одну из них нельзя назвать по-настоящему успешной.
В 1999 году сам Майкл Лэнг, идейный вдохновитель оригинального «Вудстока», принял участие в организации фестиваля, который также имел своим слоганом «мир, любовь и музыку».
Однако дух первого «Вудстока» уже был безвозвратно утрачен – цены на билеты подскочили в полтора раза, еду и напитки теперь можно было купить только на территории фестиваля (при этом бутылка воды стоила $4, а гамбургер – целых $10).
А ужесточение контроля, как ни странно, произвело обратный эффект.
Woodstock 1999.
«Вудсток-1969» – это легенда, ушедшая в историю.
И навсегда ею останется.