Раиса Полякова: «Мне пришлось доказывать, что я способна на многое, прежде всего самой себе»
Раиса Полякова: «Мне пришлось доказывать, что я способна на многое, прежде всего самой себе»

Раиса Полякова: «Мне пришлось доказывать, что я способна на многое, прежде всего самой себе»

Умение ставить амбициозные цели в бизнесе и достигать их — один из главных критериев, которые отличают хорошего руководителя от плохого.

У Раисы Поляковой, возглавившей два года назад международный бренд KFC, такая цель есть: открыть 1000 ресторанов бренда в России и СНГ к 2020 году.

Для того, чтобы воплощать в жизнь задуманное, уверена она, любой руководитель должен заручиться помощью и поддержкой по принципу 360 градусов: руководителей, всех сотрудников в своей компании, партнеров-франчайзи и поставщиков.

Один в поле – не воин.

Но прежде всего, нужно верить в себя.

Как это сделать, она рассказывает читательницам Marie Claire.

О чаяниях родителей.

Я выросла в академической семье: мои родители — ученые-антропологи, профессора, и мама, и отец.

Кем я буду, когда вырасту, даже не обсуждалось: казалось очевидным, что я пойду по их стопам.

Меня часто брали с собой в археологические экспедиции.

Я с детства видела книги, памятники, текст на которых был написан загадочной арабской вязью.

Она меня завораживала, очень хотелось прочесть, что там написано.

Поэтому высшее образование я решила получать на восточном факультете Ленинградского университета — изучала урду, фарси, хинди.

Несмотря на то, что научная карьера у меня так и не сложилась, по всем тем причинам, по которым она не сложилась у многих, кто вышел на рынок труда в переломные для нашей страны девяностые (наука наукой, а деньги как-то нужно зарабатывать), учеба и воспитание привили мне интерес к другим культурам, народам и научили быть открытой и с уважением относиться к самым разным людям.

Это очень помогло, когда в 1997 году я устроилась в международную корпорацию Johnson & Johnson.

Сначала я работала помощником генерального директора, а затем перешла в сферу управления человеческими ресурсами.

Понимание культурных особенностей пригодилось мне и позже, когда я работала в LG.

Первой задачей стало, как ни странно, рассказать корейцам о русской культуре, а русским о том, как работает корейский бизнес — возникала масса ситуаций, когда две команды просто не могли найти общий язык.

И сейчас, в моей текущей работе знание контекста помогает мне быстро выстраивать отношения в компании, которая, вы не поверите, присутствует в 136 (!) странах мира.

О начале карьеры.

В 1990-х мало кто в России понимал, зачем компании нужен HR и чем он отличается от кадрового делопроизводства.

К счастью, мой руководитель осознавал, что успех организации зависит от правильно подобранных людей, которые в ней работают.

Он готов был во всем меня поддерживать.

Переломным моментом, когда я поняла, что действительно хорошо справляюсь со своей работой, стал эпизод с корпоративным автомобилем.

Их выдавали всем ключевым менеджерам — кроме HR, потому что к этой функции не относились серьезно.

Мне выдали корпоративный автомобиль со словами: «Если бы не Раиса, в нашей компании работали бы совершенно другие люди».

Об умении слушать.

Работа с людьми предполагает постоянное общение.

Тебе нужно быть чуть ли не психологом: быстро и четко определить, кто твой собеседник, какие у него ценности, общаться на интересные ему темы, разобраться, что его мотивирует.

Экстравертам общение дается легко, а я по складу характера — интроверт: глубокое погружение в других людей требует от меня много сил и достаточно выматывает.

Поэтому поначалу я приходила вечером с работы домой и… молчала.

Так и восстанавливалась, в тишине и покое.

Вообще, умение помолчать — точнее, активно слушать собеседника — очень важно для любого руководителя в принципе.

Оно помогает мне в переговорах и с поставщиками, и с партнерами по бизнесу.

Чем качественнее ты слушаешь, тем больше информации получаешь.

А чем больше у тебя информации, тем проще понять, как ее использовать для достижения общей цели.

О женщинах в бизнесе.

Женщинам, строящим карьеру в бизнесе, приходится не только отлично выполнять свою работу, но и постоянно доказывать, что они способны на то же, что и мужчины — принимать сложные решения, объединять вокруг себя единомышленников, вести за собой, вдохновлять.

Тема женского лидерства меня очень волнует: год назад по инициативе KFC был создан Комитет по женскому лидерству в Ассоциации менеджеров.

Меня очень радует, что в последние годы во главе российского бизнеса встает все больше женщин.

Положительные примеры подтверждают, что со стереотипами удается постепенно бороться.

Но гендерный дисбаланс все еще существует, и в наших силах создать условия, в которых женщины смогут массово развивать свои лидерские компетенции.

Делать это можно разными способами — с помощью корпоративных тренингов, института наставничества, волонтерских программ.

Но прежде всего нужно поверить в собственные силы.

Я считаю, крайне важно помогать каждой женщине формировать необходимые навыки для продвижения и карьерного роста: учить инициативности, стратегическому мышлению, работе с конфликтами и другим социальным навыкам.

И здесь огромную роль играют лидеры организаций.

Конкретно в моей ситуации – это и активная поддержка моего прямого руководителя, и в целом политика корпорации.

Так, например, в ближайшее время я буду участвовать в программе развития глобальных Seat at CEO table, которую ведет президент и совет директоров Yum! Brands (головная компания, которой принадлежит бренд KFC).

О том, когда нужно и не нужно меняться.

Мой совет женщинам (и не только), нацеленным на карьеру топ-менеджера: будьте готовы меняться.

В какую сторону — сильно зависит от вашего бизнеса и людей, которые вас окружают.

Полезно иметь наставника, который мог бы со стороны оценить ваш вектор движения и подсказать, что нужно поменять, подкрутить, какие недостающие навыки прокачать.

Мне очень повезло с руководителями, несмотря на то, что все они были разные, от каждого из них я получала не только необходимые знания и поддержку, но и толчок, в каком направлении двигаться, что менять.

Но при этом нужно четко понимать, что является вашими ключевыми ценностями — и никогда их не предавать.

Есть вещи, из-за которых ты никогда не пойдешь на компромисс, даже ради высокой карьеры и больших денег.

Для меня это – гордость за продукт, который продаешь, работа в организации, где уважение друг к другу – основной принцип взаимодействия, и честность в работе, во всех смыслах этого слова.

Более того: если я вижу, что из-за ошибок управления начинает разваливаться хороший коллектив и бизнес, я постараюсь вмешаться и повлиять на ситуацию, даже если это не касается меня напрямую.

Буквально недавно записалась на личный прием к главврачу клиники, где лечусь, чтобы обратить его внимание на очень высокую текучесть и демотивированность врачей.

Кстати, меня не попросили выйти за дверь и не вмешиваться не в свои дела.

О самом важном в работе с людьми.

В любой организации самое важное — это взаимное уважение.

В первую очередь, оно должно исходить от руководителя.

Во многих компаниях я часто наблюдаю авторитарный стиль управления: многие полагают, что страх — это лучший мотиватор.

Возможно, запугиванием можно добиться краткосрочного успеха, но такая тактика никогда не поможет выстроить надежных, долгосрочных отношений (как к тебе лично, так и к твоей компании, к бренду) и не повысит лояльность сотрудников.

Этот принцип справедлив как в бизнесе, так и в дружбе, в личной жизни, внутри семьи.

Спокойное, взвешенное поведение совсем не является синонимом слабости или отсутствия драйва.

Взаимное уважение, признание, поддержка, свободный обмен опытом, новыми идеями — ценности, которые поддерживаются в KFC на уровне всей корпорации.

За последние два года мы открыли почти 300 новых ресторанов KFC в России и СНГ, наняли несколько тысяч сотрудников, нашли новых поставщиков и партнеров, завоевали любовь потребителей — значит, эти установки правильные.

Источник материала
Поделиться сюжетом