Рецензия на фильм «Кошачьи миры Луиса Уэйна»
Рецензия на фильм «Кошачьи миры Луиса Уэйна»

Рецензия на фильм «Кошачьи миры Луиса Уэйна»

Мы все чуть ли не с детства слышали имена Леонардо Да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Винсента Ван Гога, Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Фриды Кало, но то же самое вряд ли можно сказать об английском художнике Луисе Уэйне, хотя главный предмет его картин гораздо более близок каждому из нас. Уэйн рисовал потрясающие, яркие, необычные, забавные картины, главными героями которых выступали антропоморфные коты. На сломе 19 и 20 веков его чудесные картинки дарили людям всех возрастов искреннюю радость, хотя жизнь самого Уэйна сложно назвать полной радости или счастья. И вот наконец-то история этого неординарного художника оживает перед широкой аудиторией в биографической картине Уилла Шарпа «Кошачьи миры Луиса Уэйна», где роль Уэйна исполняет наверное самый талантливый британский актер нашего времени, Бенедикт Камбербэтч.

События байопика Шарпа начинаются в 1881 году и охватывают практически всю жизнь Уэйна – от его молодости, брака, взлета к популярности и до одинокой старости в больнице. Но не будем пока о грустном, ведь, несмотря на тяготы жизни, которых этому художнику выпало очень много, фильм «Кошачьи миры Луиса Уэйна» дарит много тепла и надежды – в частности благодаря браку главного героя с гувернанткой Эмили Ричардсон, которая обучала его сестер. В чопорном викторианском обществе, где существовал очень строгий раздел на социальные классы, считали, что брак Луиса и Эмили, которая происходила из более простой семьи и еще и была старше его на 8 лет, является ужасным мезальянсом, но я могу сказать лишь одно – такого «мезальянса» хочется пожелать всем, поскольку эти двое невероятно подходили друг другу, искренне любили и делали друг друга невероятно счастливыми. И хотя этот брак продлился очень недолго – несправедливо недолго из-за коварной болезни – Луис и Эмили и их любовь точно согреют ваше сердце во время просмотра данного кино в холодный осенний день.

Если сравнивать его с кем-то из легендарных художников, перечисленных выше, то Луис Уэйн немного напоминает Винсента Ван Гога, ведь тот тоже страдал от душевных болезней, одиночества, и был настоящим изгоем в обществе, но при этом рисовал очень яркие картины, наполненные жизнью и красотой. Кстати, Камбербэтч уже сыграл Ван Гога в телефильме 2010 года «Ван Гог: Портрет, написанный словами» в преддверии своей мировой славы, что придет в том же году после премьеры «Шерлока». Но ни в коем случае не думайте, что этот мастер перевоплощения хоть в чем-то скопировал Ван Гога в Луисе Уэйне. Это два абсолютно разных героя, оживленные на экране Камбербэтчем, и здесь сложно не заметить то, как он вырос в профессиональном плане за последние 11 лет. Луиса можно смело записать в пятерку лучших персонажей Камбербэтча вместе с Шерлоком, Доктором Стрэнджем, Аланом Тьюрингом и драконом Смаугом. Так что я очень удивлюсь, если в следующем году не сойдутся звезды так, чтобы он наконец-то получил свой первый «Оскар» (раз уже за «Игру в имитацию» его не дали).

Чтобы фильм «Кошачьи миры» не зацикливался на душевных терзаниях Уэйна – по некоторым предположениям художник страдал от шизофрении – центральная роль в его повествовании отводится его чудесным отношениям с Эмили, вдохновившей его рисовать те знаменитые картины с котами. Эту роль с такой душевностью и чистотой сыграла актриса Клэр Фой, которую вы можете знать благодаря роли молодой королевы Елизаветы II в хитовом сериале «Корона», что благодаря ее героине фильм является очень вдохновляющим и оптимистичным, ведь Эмили умела находить красоту во всем и сделала так, чтобы Луис тоже всегда об этом помнил и продолжал творить в память о ней. У них с Камбербэтчем получилась такая очаровательная пара, что данное кино стоит посмотреть только лишь ради них, если вы тоже любите этих актеров (хотя причин не пройти мимо сего фильма гораздо больше).

В оригинале байопик Шарпа называется «The Electrical Life of Louis Wain», что в переводе означает «Электрическая жизнь Луиса Уэйна», и это неспроста, ведь всю свою жизнь Луис испытывал перед электричеством огромное-восхищение-переходящее-в-одержимость, что также нашло свое отражение на его поздних картинах. Он жил во время появления электричества, и присутствие вокруг нас некой силы, заряжающей все вокруг, завораживало Луиса, который также был изобретателем и мечтал запатентовать изобретение, что изменит жизнь людей к лучшему. Для него электричество было не просто силой, что включает лампочки, а некоей всесильной энергией, что бушует вокруг нас и заряжает нашу жизнь. А в одной из сцен прозвучала интересная мысль, что то загадочное электричество, что пленило его разум, – это любовь, что витает в мире. Любовь людей друг к другу, любовь к семье, любовь к своему делу и любовь к красоте, что нас окружает даже в самые темные времена.

Местами фильм Шарпа напоминает «Маленьких женщин» с нотками произведений Чарльза Диккенса, ведь у главного героя аж пять младших сестер, и им всем выпала несладкая судьба. Из-за предубеждений и экономической дискриминации того времени сестры Уэйна не могли работать, и Луис должен был содержать их вместе с матерью, хотя ему часто самому еле хватало на жизнь. Вот вам все «прелести» патриархата, когда женщины должны сидеть дома, а мужчина пахать с утра до ночи, чтобы обеспечить не только свою жену, а еще и мать и незамужних сестер (которых при этом никто без приданного не желает брать замуж, ведь это экономически не выгодно). Так что диккенсовского тут определенно больше, ведь сестрам Луиса так и не удалось разбить «стеклянный потолок» и стать независимыми финансово, как это, например, сделала Джо Марч в «Маленьких женщинах». Ведь данный фильм основан на реальных событиях, а равноправие в то время было лишь фантастической мечтой в художественных произведениях писательниц.

Байопик «Кошачьи миры Луиса Уэйна» не зацикливается на своем главном герое, размышляя также и о роли художника в обществе в целом. Ведь очень легко отмахнуться от художников и других творческих людей, ведь они не пекут хлеб и не делают патроны, но фильм Шарпа блестяще показывает, как незамысловатые и забавные иллюстрации с котами Луиса Уэйна дарили людям во время Первой мировой войны улыбку и надежду, что в мире еще осталось что-то хорошее и доброе, несмотря на все тяготы и лишения. О важности роли художника вообще очень метко выразилась Эмили, озвучив Луису очень красивую и поэтическую мысль о том, что он, как художник, является «призмой, сквозь которую в мир отзеркаливается лучик красоты и жизни». И, кстати, возможно именно благодаря его очаровательным картинам люди, которые раньше заводили дома исключительно собак, приняли под свой кров и подружились с котами. То есть влияние Луиса Уэйна на мир сложно недооценить.

При просмотре драмы «Кошачьи миры Луиса Уэйна», а я очень настойчиво рекомендую ее к просмотру, ведь это один из лучших фильмов 2021 года, вы вряд ли заметите, что это полнометражный дебют Шарпа в роли режиссера (до этого он снимал сериалы и был сорежиссером двух малоизвестных фильмов), поскольку история жизни Луиса Уэйна снята очень профессионально – от усов Камбербэтча до усов нарисованных его персонажем котов. Особенно поражает работа гримеров, ведь главный герой предстает перед нами в разные периоды своей жизни – от молодости до глубокой старости – так что номинация на «Оскар» в этой категории ему обеспечена. Как, скорее всего, и номинация за операторскую работу, за которую отвечает Эрик Уилсон, поскольку многие кадры, особенно общие кадры на природе, напоминают здесь прекрасные картины, нарисованные кистью талантливого художника. И благодаря всем этим деталям байопик Шарпа полностью соответствует стремлению настоящего Луиса Уэйна дарить людям красоту и надежду.

Если сейчас вам очень не хватает добра, красоты и надежды, то Камбербетч – вернее Луис Уэйн – и его чудесные коты уже спешат на помощь. А его «Кошачьи миры» точно будет одним из самых теплых и душевных фильмов, которые вы посмотрели в безумном 2021 году.

Источник материала
Поделиться сюжетом