Артисты мюзиклов все чаще приезжают в Россию, чтобы представить свои новые постановки и программы.
Уже в этом году в Москву вновь прибудут гастрольные труппы мюзиклов Notre Dame de Paris, Romeo et Juliette, Don Juan, чтобы порадовать российскую публику классическими французскими мюзиклами.
Предлагаем ознакомиться с наиболее знаковыми французскими проектами, которые, к слову, можно посмотреть даже онлайн.
«Нотр-Дам де Пари» (Notre Dame de Paris).
Если сложить роман Виктора Гюго и музыку Люка Пламондона и Риккардо Коччианте, то получится легендарный мюзикл на все времена.
Премьера спектакля «Нотр-Дам де Пари» состоялась в 1998 году во Дворце Конгрессов в Париже.
Тогда зрители впервые услышали хиты «Belle» и «Le temps des cathédrales».
Кассовые сборы за первый год превзошли все ожидания создателей, мюзикл вошел в книгу рекордов Гиннеса, а исполнители песен стали узнаваемы по всему миру.
С тех пор у мюзикла появилось множество версий на иностранных языках, в том числе и на русском.
Именно «Нотр-Дам де Пари» вдохнул новую жизнь в жанр comédie musicale во Франции.
Примечательно, что события романа, разворачивающиеся в 1482 году, сегодня приобретают новое звучание - беженцы просят приюта в стенах Нотр-Дама, олицетворяющего вековые европейские ценности.
Они несут «еретическую» культуру, без документов оседая на дне общества во «Дворце Чудес».
Прекрасная чужестранка Эсмеральда, также обосновавшаяся в Нотр Даме, привлекает взоры мужчин, борющихся за право обладать ею.
Однако не все видят в красавице только прекрасное.
Сгорающий от страсти священник Клод Фролло находит в ней угрозу - ее красота пошатнула столпы, на которых стоит его вера.
Единственный, кто искренне любит Эсмеральду – горбун Квазимодо.
И именно он становится на опасный путь и рискует жизнью, чтобы спасти свою возлюбленную от несправедливого суда.
«Ромео и Джульетта» (Romeo et Juliette).
История юных влюбленных из враждующих аристократических семей получила новое звучание в обработке Жерара Пресгурвика, вольно интерпретировавшего текст Шекспира.
Мюзикл «Ромео и Джульетта» подогрел интерес французской публики еще задолго до премьеры: синглы «Aimer» и «Les Rois du monde» мгновенно стали хитами, причем последний разошелся тиражом 800 тысяч копий и несколько недель занимал первую строчку национального хит-парада Франции.
После успеха французской постановки «Ромео и Джульетты» последовали гастроли, а затем появились версии мюзикла на разных языках – английском, венгерском, испанском, немецком, итальянском, иврите, русском и других.
После премьеры во Дворце Конгрессов в 2001 году артисты золотого состава «Ромео и Джульетта» стали такими же узнаваемыми, как и их коллеги по «Нотр Даму».
Мюзикл существует в двух версиях, обе из которых вышли на DVD – 2001 года и 2010 года.
К последней Пресгурвик дописал шесть дополнительных новых номеров.
«Моцарт» (Mozart l’Opera Rock).
Рок-опера «Моцарт» стала феноменом французской сцены, несмотря на противоречивые отзывы.
По словам создателей мюзикла Дова Аттьи и Альбера Коэна, Моцарт был настоящей рок-звездой своего времени и разрушителем старых устоев.
История Моцарта – это история борьбы за свои мечты, за право любить и делать то, что любишь.
При создании музыки, авторы явно вдохновлялись песнями Queen, Placebo, The Sparks и Muse, что не ускользнуло от внимания зрителей и прессы.
Однако не только музыкальное сопровождение восхитило зрителей.
Костюмы, созданные Жижи Лепаж, которая занимается созданием нарядов для театра и кино, запомнились поклонникам не меньше, чем сама постановка.
Этот мюзикл считается одним из самых коммерчески успешных – помимо рекордных кассовых сборов, проект получил 3 премии NRJ Music Awards в номинациях «Лучшая группа-дуэт-труппа», «Песня года» (L’Assasymphonie) и «Франкофонное открытие года» (Флоран Мот).
А в 2010 году «Моцарт» стал первым мюзиклом, который сняли в 3D.
«Легенда о короле Артуре» (La Légende du roi Arthur).
Если вы скучаете по недавно завершившемуся сериалу «Игра Престолов», то вам стоит обратить внимание на этот мюзикл.
Дов Аттья и Альбер Коэн обратились к легенде о короле Артуре и рыцарях круглого стола неслучайно - эта история о любви, власти и мести, это мир, в котором происхождение играет роль, идет непрекращающаяся война, где царствует магия и живы драконы.
После смерти короля Утера Пендрагона Британию раздирают междоусобные войны, а с севера государству угрожают саксы.
Согласно преданию объединить народ может только истинный король, который сможет вытащить меч из камня.
Волей случая это удается не рыцарю, а сыну кузнеца, в котором течет королевская кровь – Артуру, но не все готовы смириться с этим – в особенности его противник Мелеагант.
«Легенда о короле Артуре» не только в сюжетном, но и визуальном отношении напоминает мир Джорджа Мартина.
Неслучайно на это указывают костюмы и парики, созданные Фредериком Оливье, а также другие элементы фэнтези – обещанный принц, магия, драконы.
В особенности впечатляют сценография - передвигающаяся сцена и 3D экран, гигантские марионетки, а также хореографические номера, поставленные Джулиано Пепарини.
«Красное и Черное» (Le Rouge et Le Noir).
Кто не мечтает о головокружительной карьере и безудержной страсти? Если вы молоды и богаты, то, скорее всего, выбор между любовью и работой вам не знаком, однако если вы только мечтаете о любви и признании, то эта история Стендаля не оставит вас равнодушными.
Сын плотника Жюльен Сорель, обладающий живым умом, пытается найти свой путь славы и в качестве ролевой модели выбирает Наполеона, стремительно взлетевшего на политический Олимп.
Устраиваясь на службу в качестве гувернера к мэру Верьера, он влюбляется в его жену госпожу де Реналь.
Отныне Жюльену предстоит выбирать не только между красным мундиром военного и черным облачением священника, но и между карьерой и любовью.
«1789, Любовники Бастилии» (1789, Les amants de la Bastille).
1789 год, во Франции назревает революция, а королевский двор продолжает жить в долг на попечении у других стан и устраивать роскошные пиры.
Юный революционер Ронан отправляется в столицу, чтобы найти единомышленников и организовать народное восстание, но в пути встречает прекрасную гувернантку Олимпию и влюбляется.
Его любовь взаимна, но их разделяет социальная пропасть – она дворянка, и ее долг служить королеве.
История любви аристократки и крестьянина напоминает диснеевскую «Леди и бродягу»: что поставят герои выше – свои чувства или ценности того времени?.
Премьера «Любовников Бастилии» состоялась в парижском Дворце спорта 10 октября 2012 года.
Режиссером-постановщиком и хореографом стал Джулиано Пепарини, прекрасные костюмы – дело рук театрального дизайнера Фредерика Оливье.
«Дракула: любовь сильнее смерти» (Dracula, l'amour plus fort que la mort).
«Дракула» Камеля Уали, пожалуй, наиболее яркий пример мюзикла, в котором хореография сильнее вокала, хотя, как правило, именно песни являются ядром спектакля, а танцы вспомогательной составляющей.
Неудивительно, что постановка производит сильное визуальное впечатление - Камель Уали был хореографом-постановщиком в мюзиклах «10 заповедей», «Клеопатра», «Унесенные ветром», «Король Солнце», а также в известном французском телепроекте «Star Academy» (аналог «Фабрики Звезд»).
«Король-Солнце» (Le Roi Soleil).
Французы любят историю, а такой персонаж как Людовик XIV, известный как Король Солнце, занимает особое место в их сердце.
Премьера мюзикла состоялась в парижском Дворце спорта «Берси» 22 сентября 2005 года, затем традиционно последовали гастроли по городам Франции, Бельгии и Швейцарии.
С тех пор мюзикл посмотрело более 1,6 миллиона человек.
Создатели мюзикла Дов Аттья и Альбер Коэн не ставили задачу сделать спектакль исторически достоверным, скорее отдать дань уважения монарху и его наследию, а также самой эпохе.
Например, одной из таких легенд, присущих эпохе Людовика XIV, связан с «человеком в железной маске», которым в мюзикле авторы сделали герцога Франсуа де Бофора, или моменты, связанные с колдовством мадам де Монтеспан.
Любители французской истории, тем не менее, посмотрят «Король Солнце» с удовольствием: вокал, тексты песен, костюмы, невероятная хореография, поставленная Камелем Уали, энергетика и обаяние артистов.
«Дон Жуан» (Don Juan).
Сюжет мюзикла лишь отдаленно напоминает произведения Тирсо де Молина и Мольера: композитор и автор либретто Феликс Грей довольно свободно интерпретировал историю севильского обольстителя Дона Жуана.
Главному герою Феликса Грея все-таки удается полюбить: так что Дон Жуан напоминает укрощенного строптивца, который приобретает смысл жизни, но не может удержать свое счастье.
Премьера мюзикла состоялась в 2003 году во Дворце Конгрессов в Париже, затем последовали гастроли по городам Франции, Канады и Южной Кореи.
Продано 300 тысяч альбомов с синглами мюзикла, композиции «Du plaisir» и «Les femmes» в течение нескольких недель возглавляли канадские хит-парады.
Тем не менее, как утверждает режиссер мюзикла Жиль Майо, в марте 2020 года мюзикл впервые приедет в Москву, где российским зрителям покажут обновленную версию «Дон Жуана».
«Три мушкетера» (Les trois mousquetaires).
Рене Ришар Сир и Доминик Шампань не могли пройти мимо классики и решили поставить «Трех мушкетеров» на сцене да еще и с песнями.
История о любви и дружбе на фоне политических интриг придется ко двору не только на родине во Франции, но и в России.
Правда, авторы решили не в точности придерживаться текста Александра Дюма и сделали постановку более современной: синтез музыкальных стилей и танцевальных направлений, включающих поп-рок, хип-хоп и брейк-данс, отдельного внимания заслуживают костюмы, а также декорации-перикаты, разработанные постановщиками Цирка дю Солей.