Помню, как несколько лет назад, в преддверии релиза коллекции Balmain for H&M, я разработал план в лучших традициях «Друзей Оушена»: заранее изучил весь ассортимент и составил wish list (двубортный пиджак с золотыми пуговицами и манжетами, кожаные байкерские брюки, свитшот в черно-белую полоску), определил свой размер согласно таблице на сайте и спланировал отпуск таким образом, чтобы в день старта продаж оказаться в одном из европейских городов, где есть флагманский магазин H&M.
Все шло по плану, и даже в торговый центр я пришел за 15 минут до открытия, но у входа меня ждал неприятный сюрприз — огромная толпа.
Ровно в 9:00 двери открыли, люди побежали сломя голову, и в том момент, когда мне удалось прорваться в магазин, на полках уже было пусто, возле манекена шла битва за последнее платье в пайетках, а на кассу через весь зал выстроилась очередь.
Так я на себе прочувствовал великую силу коллабораций.
H&M уже не первый год продает знаковые вещи известных брендов по цене масс-маркета.
Дебютная коллекция «доступной высокой моды» была выпущена в 2004 году и имела оглушительный успех: ее дизайн разработал Кайзер — Карл Лагерфельд.
Затем были Stella Mc.
Cartney, Viktor & Rolf, Roberto Cavalli, Comme des Garçons, Matthew Williamson, Jimmy Choo, Sonia Rykiel, Lanvin, Versace, Marni, Maison Margiela, Isabel Marant, Alexander Wang, Balmain, Kenzo, Erdem и хедлайнер этого сезона — Moschino.
Maison Margiela.
Karl Lagerfeld.
Comme des Garçons.
Balmain.
Moschino.
С недавних пор подобный формат существует и в Украине благодаря демократичному бренду одежды Must.
Have: в декабре 2017 года он представил коллекцию, созданную совместно с резидентом Ukrainian Fashion Week — дизайнером Еленой Ревой.
В этом году приглашенной звездой стала Лиля Литковская.
«Наши коллаборации — это смелый и органичный диалог двух форматов: высокой моды и масс-маркета.
В результате одежда дизайнерского уровня становится доступной для более широкого круга покупательниц.
Мы рассчитываем на активную динамику продаж», — говорят основательницы бренда Must.
Have Анна Коваленко и Анастасия Дзюба.
Мишель Андраде в съемке Litkovskaya x Must.
Активно взаимодействуют и мировые люксовые бренды, объединяясь порой самым неожиданным образом.
Дом Fendi создает капсулу совместно со спортивной маркой Fila.
Louis Vuitton заигрывает с миллениалами, выпуская коллекцию с хайповым брендом Supreme, и делает реверанс в сторону рафинированных ценителей искусства, приглашая одного из самых дорогих современных художников, Джеффа Кунса, придумать дизайн сумок.
Balenciaga сотрудничает с Crocs, предлагая нам носить шлепанцы на десятисантиметровой платформе и резиновые розовые лодочки.
Мoncler с февраля 2018 года и вовсе работает по новой бизнес-стратегии, в рамках которой каждый сезон коллекцию для бренда будут разрабатывать сразу восемь дизайнеров, в числе которых — Симон Роша, Крейг Грин и креативный директор Valentino Пьерпаоло Пиччоли.
Пьерпаоло Пиччоли для Мoncler.
Особый случай — благотворительные коллаборации.
Например, этой весной телеведущая и автор проекта Charity Weekend Маша Ефросинина совместно с украинским брендом Marsala выпустила коллекцию туфель.
Все вырученные от их продажи средства были направлены на развитие фонда «Твоя опора».
Это уже третий благотворительный проект Маши.
В 2016 году вместе с аксессуарным брендом Covernumberone она выпустила серию женских беретов, а в 2017-м — коллекцию украшений Charity Chain совместно с ювелирным брендом Guzema Fine Jewelry.
«Для меня такие многофункциональные проекты очень важны.
Посудите сами — какое великолепное послевкусие от осознания того, что красивые вещи, которые приносят тебе счастье, подарили еще и жизнь малышу!», — говорит Ефросинина.
Пожалуй, рекордным количеством коллабораций среди украинцев может похвастаться дизайнер и иллюстратор Маша Рева.
В ее портфолио — работа с киевской streetwear-маркой Syndicate, ювелирами Ellipsee, корейским косметическим брендом Tamburins, нью-йоркским дизайнером Рэйчел Коми и даже с Симоном Портом Жакмю: вместе с ним Маша трудилась над контентом книги Marseille je t'aime.
«Я не участвую в неделях мод, а представляю коллекции в сотрудничестве с другими брендами», — объясняет принцип своей работы Рева.
Одна из последних ее коллабораций, с обувным гигантом Converse, была инициирована мультибрендовым магазином Asthik.
«Серия рисунков, созданных для проекта с Asthik и Converse, — это ироничный взгляд на достаточно важные темы, такие как сексуальность, телесность и гендер», — описывает свою работу Маша.
Masha Reva X Converse.
Плодотворное сотрудничество позволяет брендам не просто обменяться аудиторией, а создать то, что сейчас называют модным словом «синергия», когда конечный результат в разы превосходит количество затраченных ресурсов.
И дело не только о финансовой выгоде, но и в имидже, — ведь творческий союз дает прекрасный инфоповод для глянцевых изданий и тема для светской беседы на коктейле.