Говорят, что искусство – это продукт воображения и психики людей.
Однако глядя на некоторые произведения современного искусства, смысл этого выражения несколько искажается.
Мусор, упакованный в прозрачные кубы, незаправленная кровать, телефон-омар – и это далеко не полный список того, что выставляется в галереях и даже продается за внушительные суммы.
О самых необычных (и дорогих) предметах искусства читайте в нашем материале.
«Кролик», Джефф Кунс.
Джефф Кунс создал знаменитого «кролика» в 1986 году, и с тех пор скульптура американского художника превратилась в одну из наиболее знаковых работ XX века.
В 2019 «кролик» был продан за $91 млн, обеспечив его создателю славу самого дорого художника современности.
Скульптура Кунса на выставке в Лос-Анджелесе, 2017 год.
Почти метровый кролик из нержавеющей стали сочетает в себе холодный блеск металла и мультяшную игривость.
Тот факт, что у скульптуры отсутствует лицо, делает ее безликой, непостижимой, однако одновременно с этим форма кролика говорит о несерьезности работы и намекает зрителю на шутливый подтекст.
«Кролик» Кунса – одна из немногих работ того времени, которая обрела подобную популярность.
Не раз скульптура оказывалась на обложках всевозможных изданий, книг, участвовала в выставках, и даже демонстрировалась публике на параде в честь Дня благодарения в 2007 году.
Некоторые критики заявили, что работа Кунса – ничто иное как издевка, пустышка.
Однако многие поклонники творчества американского художника увидели в кролике нечто большее.
Это и противоречивость современного мира, череда постоянных изменений и поведение людей в подобных условиях, отражение публики в зеркальной поверхности скульптуры, объединение эпох, характеров, текстур – каждый может найти в кролике именно то, что он ищет.
Возможно, именно эта многогранность обеспечила работе такую популярность и сделала Кунса одним из самых узнаваемых, и, что не менее важно, дорогих художников современности.
«Моя кровать», Трейси Эмин.
Инсталляция Эмин на аукционе в Лондоне, 2014 год.
В 1998 году художница Трейси Эмин оправилась после тяжелого и болезненного расставания.
Она наконец-то решилась встать с кровати и осмотреться.
То, что Трейси увидела вокруг, вдохновило ее на создание своеобразной арт инсталляции, которая и прославила ее создательницу.
Оглядев свою комнату, художница увидела смятые простыни, пустые бутылки из-под водки, окурки, упаковки презервативов, тесты на беременность, грязную, не стиранную неделями одежду.
Эта печальная картина легла в основу инсталляции Эмин, которую она назвала «Моя кровать».
Впервые мир увидел работу художницы в 1999 году, и мнения сильно разделились.
Одни говорили, что инсталляция скорее напоминает место преступления и не вызывает никаких особенных эмоций, другие же прочили Трейси большое будущее и видели в ее работе крик души, автопортрет, состоящий из личных переживаний и травм.
Так или иначе, работа Трейси Эмин была продана на аукционе Christie’s за 2,5 миллиона фунтов, а художница вошла в историю как один из самых провокационных британских деятелей искусства.
«Без названия», Сай Твомбли.
Серия картин Твомбли «Без названия» на выставке в Париже, 2010 год.
Работы американского художника часто вызывают противоречивую реакцию у публики.
Однако творчество Твомбли можно воспринимать на разных уровнях.
Некоторые видят в них только обман, другие замечают некие отсылки к древним манускриптам и первым видам письменности на земле, третьи считают работы американского художника мощным посылом всей европейской цивилизации.
Так или иначе, вдохновленный архитектурой и атмосферой Италии, Сай Твомбли не писал абстрактных картин.
В каждой из его работ можно увидеть определенный смысл, слово, отсылку к античной мифологии, с одной лишь поправкой – все сюжеты на полотнах Твомбли изображены тенью, намеком, очертанием, которое доступно лишь внимательному зрителю.
Одна из работ Твомбли на выставке в Лондоне, 2016 год.
К слову, несмотря на ожесточенные споры и непринятие «каракуль» американского художника, последняя работа Твомбли была выставлена на аукцион и продана за 70 миллионов долларов – на миллион дороже, чем предыдущее его полотно.
«Нью-йоркский мусор», Джастин Жиньяк.
Американский художник и дизайнер, обеспокоенный проблемами экологии, нашел нестандартное решение проблемы.
С 2001 года Жиньяк собирает мусор в прозрачных кубах и продает, превращая его в самый настоящий предмет искусства.
Джастин Жиньяк рассказывает в своих интервью, что каждая из коробок подписана и датирована.
Обычная стоит $50, коробка из лимитированной серии, например, мусор, собранный в Новый год или в День благодарения, стоит по $100 за штуку.
Также художник ведет свой сайт, где делится с поклонниками не только своим искусством, но и полезной для экоактивистов информацией, например, в какой части города сейчас особенно необходима помощь волонтеров, где можно собрать мусор и как его правильно утилизировать.
Идея Джастина Жиньяка нашла отклик в сердцах многих людей по всему миру, которые с радостью последовали примеру нью-йоркского художника.
«Кроваво-красное зеркало», Герхард Рихтер.
Работа знаменитого немецкого художника Герхарда Рихтера, написанная в 1991 году, представляет из себя полотно, закрашенное кроваво - красной краской.
Однако основная ее особенность в том, что вместо холста художник использовал поверхность зеркала.
Картина Рихтера Красное зеркало.
«Кроваво-красное зеркало», как и многие другие подобные произведения, было оценено далеко не всеми поклонниками современного искусства.
Работу считали пустышкой, а над художником откровенно посмеивались, поскольку публика не видела в работе автора ни провокации, ни глубинного смысла.
Особенно удивляло публико то, что представляла из себя его работа в сравнении с другими произведениями автора.
Однако в 2009 году работа Рихтера на аукционе Sotheby's была продана за $1,1 миллион, оставив мнение критиков далеко позади.
«Телефон-омар», Сальвадор Дали.
Экспонат провокационного испанского художника появился в 1936 году.
Как и многие другие работы Дали, «телефон-омар» является классическим сюрреалистическим объектом, который объединяет в себе одновременно что-то пугающее и игривое.
Телефон-омар Сальвадора Дали.
В основе сюрреалистических работ Дали часто лежит сочетание несочетаемого, что, по мнению художника, может пробудить тайные бессознательные желания человека.
До «телефона-омара» у Дали уже было несколько работ с ракообразными – модели, чья нагота была прикрыта морепродуктами, несколько картин с лобстерами, которые олицетворяли единение удовольствия и боли.
В целом, Дали часто проводил ассоциации еды и секса, считая, что обе категории можно отнести к потаенным желаниям людей.
К слову, «телефон –омар» также соотносится с этой темой автора – ракообразное расположено таким образом, что его хвост и гениталии находятся ровно над трубкой телефонного аппарата.
Сам творец так комментировал созданный им арт-объект: «Телефон – средство передачи информации, а в будущем телефоны будут заменены омарами».