Жан-Поль Готье: о Мадонне, гомосексуальности и экспериментах в моде
Жан-Поль Готье: о Мадонне, гомосексуальности и экспериментах в моде

Жан-Поль Готье: о Мадонне, гомосексуальности и экспериментах в моде

Скоро российская публика увидит Жана-Поля Готье в новом ключе – французский кутюрье везет громкое и эпатажное шоу Fashion Freak Show, где он выступил сценаристом, режиссером и, конечно, художником по костюмам.

Накануне грандиозного спектакля, который пройдет в Москве и Санкт-Петербурге, Готье приехал в столицу, чтобы посмотреть площадку для предстоящего представления.

Правда, беседа с журналистом совсем не ограничилась рассказом о новом спектакле: Готье поделился личными историями о начале своего пути и главных стереотипах в моде.

Мы отобрали семь самых ярких и интересных цитат о том, как он начинал карьеру дизайнера в юном возрасте, кто первым примерил тот самый «бра-конус» Мадонны и отношении к политике.

Fashion Freak Show.

О первой «встрече» с корсетом.

Моя бабушка была медсестрой, но в то же время умела делать массаж, занималась гипнозом, давала консультации в качестве косметолога.

И я в детстве при всем этом я присутствовал.

И еще она мне гадала на картах и всегда говорила, что меня ждет блестящее будущее, и ее слова вселяли в меня уверенность, где-то успокаивали.

Она уходила из дома к своим пациенткам, например, делать им уколы, а я начинал копаться в ее вещах.

И вот однажды я нашел корсет.

Я не знал, что это такое, но мне сразу понравилась эта вещь.

Она была лососевого цвета странной формы и со шнурками.

Когда бабушка вернулась, я спросил, что это такое.

Вместо того, чтобы ругать меня за то, что я копался в ее шкафу, она мне объяснила, что эта вещь нужна для того, чтобы талия была тоньше.

А еще поделилась секретом, как его надевать.

Представляете, она брала стакан со столовым уксусом, выпивала его, и в тот момент, когда уксус попадал в желудок, желудок резко сжимался, и надо было успеть затянуть шнурки, чтобы талия была как можно тоньше.

Ужас! Но вся эта история мне страшно понравилась.

Конечно, ей было больно.

Но бабушка делала это так легко и изящно, что у меня и мысли не возникало, что это настоящее орудие пыток.

О создании культового бра-конуса (который предназначался вовсе не Мадонне).

Я мечтал о кукле, но куклу мне, конечно, не подарили, потому что я был мальчиком, а мальчикам куклы не положены.

И вот мой дядюшка с тетушкой подарили мне мишку.

Обычный подарок.

А я решил сделать из него куклу.

Сначала взял косметику моей бабушки и сделал мишке макияж.

Из ниток сделал ему волосы, покрасил их на манер бабушки, которая закрашивала свою седину синевато-серым.

Сначала так, потом в черный.

Накрасил ему губы помадой.

Но чего-то не хватало.

И я вспомнил, что видел в журналах картинки с рекламой бюстгальтеров.

Представляете себе бюстгальтеры 50-х годов в стиле пин-ап с чашечками-конусами? Я взял картон, вырезал два круга и приколол мишке грудь в виде двух конусов.

Так вот, бра-конус, который Мадонна показывала всему миру, на самом деле я создал не для Мадонны, а для своего мишки.

Мадонна во время мирового тура Blond Ambition, 1990 год.

Мадонна в Лос-Анджелесе в 1990 году.

О принятии своей ориентации.

Помню, что я вовсе не был сексуально озабоченным, как некоторые из моих сверстников.

Но как-то я посмотрел один фильм.

Кажется, мне тогда было 17 лет, это была экранизация «Ромео и Джульетты» Франко Дзеффирелли.

Мне фильм безумно понравился, я просто стал его поклонником.

По ночам мне, конечно, снилась Джульетта, но и Ромео тоже.

Мне хотелось быть похожим на Ромео.

Я сделал такую же прическу, как у Леонард Уайтинга, игравшего Ромео.

Кто знает, может, это и стало началом моего интереса к мужчинам.

Карла Бруни в 1993 году.

Шоу Jean Paul Gaultier осень/зима 1992-93.

Мне повезло, у меня были замечательные родители.

Думаю, первой это почувствовала бабушка.

Потому что когда мне было 13-14 лет, она мне давала книги, в которых немного про это рассказывалось.

Честно говоря, я тогда мало что понимал.

Но лишь позднее осознал, что книги-то были как раз про это.

Когда я признался родителям… Давайте я сначала расскажу историю, чтобы показать, какими были мои родители.

Однажды я посмотрел фильм «Угадай, кто придет к обеду?» с Сидни Пуатье в главной роли.

По сюжету девушка из белой консервативной семьи знакомит родителей со своим возлюбленным, который оказывается темнокожим.

Что вызывает настоящий скандал.

И я помню, что, посмотрев фильм, я спросил родителей: «А если бы я захотел жениться на темнокожей девушке, вы бы что сказали?» – и они ответили: «Ну и прекрасно, главное – чтобы вы любили друг друга».

И когда это случилось, когда у меня впервые появился друг, и родителям стало известно, потому что я им сам об этом сказал, мама просто спросила: «Вы любите друг друга?» Я ответил: «Да».

«Ну и хорошо», – сказала мама.

О первой работе в моде (и сразу – с Пьером Карденом).

Когда мне было 17 лет, я нарисовал свою первую коллекцию, сделал копии и разослал разным кутюрье.

Лично отнести я стеснялся, да и вообще не знал, как это делается, меня ведь никто моде не учил.

В общем, я отослал свои рисунки и сначала мне никто не ответил.

Точнее, пришел ответ от Ива Сен-Лорана, которого я обожал.

Мне написали: «Извините, ваша цветовая гамма нам не подходит».

Впрочем, Сен-Лоран создавал свои коллекции в одиночку, и никто ему был не нужен.

А дальше произошло невероятное.

Возвращаюсь я из школы домой в день моего 18-летия, и мама мне говорит: «Жан-Поль, тебя приглашают к Пьеру Кардену на площадь Баво, пришел от него ответ, он хочет с тобой поговорить».

Чудесный подарок на день рождения! Мне было страшно туда идти – уговорил маму пойти со мной.

Она меня проводила на площадь Баво, осталась внизу, я поднялся по лестнице, нашел секретаршу, та проводила меня к самому Пьеру Кардену.

И после беседы он сразу принял меня на работу.

Вот так все и началось.

Я понимаю, что мне страшно повезло, потому что Карден был, пожалуй, самым свободным кутюрье.

О сексуальности мужчин и женщин.

Еще в школе я видел, как обычно выглядят отношения мужчины и женщины, как относятся к девочкам.

Позднее я видел, как относятся к моделям.

Если ты красива, как Брижит Бардо, тебе говорят: ты красотка, вот и помалкивай.

Но это неправильно.

Бардо это доказала – можно быть красивой и иметь мозги.

Брижит Бардо очень умна.

А если ты мальчик, мужчина, ты обязательно умен, блещешь талантами.

И в твоих руках – власть.

Марлон Брандо мне очень нравится – он, пожалуй, впервые показал, что мужчина может быть очень сексуальным.

Такое в то время было под запретом.

Тогда для мужчины было главным то, что лежит кармане его пиджака – увесистый бумажник.

Мужчина – это власть, деньги.

Брандо показал кое-что необычное для того времени – сексуального мужчину.

Однако сексусальная привлекательность была уделом женщины: женщина воспринималась как объект.

Позднее, когда я создавал мужские коллекции, я думал об этом.

Катрин Денев и Жан-Поль Готье в 1997 году.

Мои женщины могут носить корсеты, потому что бюстгальтер – это их выбор, он им нравится.

Да, постфеминистки сжигали бюстгальтеры – а я вернул их женщинам.

«Я надеваю платье с корсетом, потому что я так решила и потому что мне оно очень идет, а не для того, чтобы понравиться мужчине».

И я подумал, коль скоро женщину в обществе часто воспринимают как объект, я сделаю мужскую коллекцию, в центре которой будет мужчина-объект.

Я показывал привлекательного мужчину, способного соблазнять, при этом я попытался сохранить и его мужественность.

После этой коллекции стали говорить о мужской юбке Жана-Поля Готье.

На самом деле, это была юбка-брюки с запахом, как бумажник, напоминавшая фартуки официантов французских кафе начала века.

Об отношении к политике.

Политиков я не слушаю.

Меня не интересует, что они говорят, признаюсь честно.

При этом я рассуждаю очень по-детски: все эти споры вокруг владения территорией приводят к войне, к насилию, а я с детства отвергал и отрицал любое насилие.

Никакой красоты я в насилии не вижу.

(Макрон) мне интересен.

Мне кажется, что его отличает определенная честность.

Он еще не коррумпирован, не развращен.

За его плечами еще нет долгих лет пребывания у власти.

Возможно, он совершает так называемые ошибки молодости, когда говорит слишком прямо о том, что он действительно думает и чего он действительно хочет.

При этом иногда он не жалеет человека, которому он говорит это в глаза.

А французы очень чувствительны к такому поведению.

Поэтому иногда его слова, произнесенные прямо и честно, вызывают отрицательную реакцию.

Чем тут же пользуются другие политические партии, пытаясь его обвинить.

1990 год.

Могу сказать, французы имеют право протестовать и надевать желтые жилеты.

Я говорю о некоторых французах.

Но мне очень не нравится, что движением желтых жилетов пользуются многие политики.

Я имею в виду политические партии, которые таким образом пытаются убрать Макрона.

Они прикрываются желтыми жилетами, посылают провокаторов, а на самом деле их цель – Макрон.

Еще я думаю о полицейских, на которых нападают демонстранты, а полицейские не могут себя защитить, потому что закон не позволяет.

Во Франции это так.

О работе с Мадонной.

Мы знакомы достаточно хорошо.

Во-первых, она завораживает.

Некоторые воспринимают ее как чудовище.

Но не потому, что она некрасива.

Как только мы познакомились, я сразу почувствовал, что ее жизнь – полностью в ее руках.

Она и бизнесвумен, и собственный агент – она сама все решает и сама все делает.

Она сама пишет все сценарии телевизионных шоу, в которых она появляется.

Постановки ее выступлений на сцене – ее собственное творение от А до Я.

Она приходит к вам и просит что-то сделать для нее, потому что она твердо знает, что ей нужно и что ей подходит.

Она выбрала именно вас, потому что знает, что ей нужны именно вы.

Она невероятна.

Она никогда не останавливается.

Она первой придумала телевизионное реалити-шоу, а точнее, реалити-фильм «В постели с Мадонной».

В течение полутора лет велись съемки закулисной жизни Мадонны во время ее мирового турне, и я в этом участвовал.

Мадонну снимали в самых разных ситуациях, и для нее это был способ рассказать о себе.

Это удивительный фильм.

Она постоянно предстает в новом облике.

Она продолжает выступать.

И сегодня ей приходится преодолевать и свой возраст, и традиционные представления о женской красоте.

Старение женщины – вещь, о которой в обществе не принято говорить.

Готье и Мадонна в 1990 году.

Я трижды просил ее руки.

Она три раза отказалась.

Это было очень мило, но одновременно, с моей стороны, наивно.

Конечно, я понимал, что она никогда не согласится, но я таким образом выражал ей свое восхищение.

Я ее истинный поклонник.

В материале использованы фрагменты интервью Владимира Познера для программы «Познер».

Источник материала
Поделиться сюжетом