Власти планируют возродить постройку "Владимира Великого": первый спустят на воду в 2023-м
Власти планируют возродить постройку "Владимира Великого": первый спустят на воду в 2023-м

Власти планируют возродить постройку "Владимира Великого": первый спустят на воду в 2023-м

В Украине может быть возобновлено строительство корвета проекта 58250 — "Владимир Великий".

Сроки выполнения этой программы неоднократно переносились из-за недостатка средств, а также вследствие начала военного конфликта с Россией в 2014 году.

Каковы шансы на успешное завершение строительства сейчас и кто нам даст на это деньги.

Что собирались сделать.

О возобновлении Государственной целевой оборонной программы строительства кораблей класса "корвет" по проекту 58250 ряд СМИ сообщили на днях.

Сообщалось, что работы возобновляются по поручению президента Владимира Зеленского.

Предполагается, что строительство головного корабля проекта, известного как "Владимир Великий", должно быть завершено в 2023 году.

Стоимость его постройки составляет 7,7 млрд грн.

Всего планируется построить четыре таких корвета.

Этот проект имеет богатую историю.

Новейший украинский корвет — это перспективный многоцелевой боевой корабль, разработанный николаевским государственным предприятием "Опытно-проектный центр кораблестроения" для Военно-морских сил Украины.

Работа над проектом была завершена еще в 2008 году, а строительство "Владимира Великого" началось в 2011 году, в Николаеве, на "Черноморском судостроительном заводе" (ЧСЗ).

Планы были довольно амбициозные.

Так, первый корабль предполагалось спустить на воду еще в 2012 году, к 2021-му флот должен был иметь 4 таких корвета, а к 2026 году — уже 10—12.

Образ корвета.

Будущий корабль должен был иметь экипаж в 108 человек.

Корвет обладал бы водоизмещением в 2500 тонн, автономностью до 30 суток и дальностью плавания до 4000 миль (около 7,4 тыс.

При этом он смог бы развивать скорость в 32 узла (около 60 км/ч).

Новейший украинский корвет предполагалось вооружить итальянской 76,2-мм автоматической корабельной пушкой Super Rapid производства компании OTO Melara со скорострельностью до 85 выстрелов в минуту; спаренной 35-мм корабельной зенитной установкой производства швейцарской компании Oerlikon и торпедами MU90, которые делает европейский оружейный консорциум Euro.

Также корвет должен был получить 16 зенитных ракет типа Aster-15, восемь мощных французских противокорабельных ракет Exocet с дальностью действия до 180 км.

Силовую установку, системы связи, управления и радиолокационное оборудование на корвете планировалось установить украинского производства.

Дополнительным средством поражения должен был служить боевой противолодочный вертолет, для которого на палубе предусматривалась специальная площадка.

В целом корвет проекта 58250 был бы опасен практически для всех целей, которые могли бы встретиться ему в море.

За размеры и огневую мощь некоторые эксперты отнесли украинский корвет к категории малых фрегатов.

Планы и реальность.

Планы планами, а вот реальность оказалась несколько иной.

На дворе вторая половина 2019 года, но до завершения строительства головного корабля все еще очень далеко.

Общая готовность объекта оценивается всего в 17%, а корпус корвета собран на 80%.

"Артустановка готова, турбина лежит в Николаеве, дизели для энергосистемы готовы в США", — так оценивал состояние корабля в августе 2016 года командующий ВМСУ Игорь Воронченко.

Задержка пояснялась как отсутствием финансирования, так и началом российской военной агрессии в 2014 году, когда приоритеты сместились в пользу развития сухопутных сил.

Да и с количеством корветов, как видим, планы пришлось подкорректировать.

Теперь речь идет уже не о 10—12, а всего о 4 кораблях.

Ко всему прочему, потеряв в связи с аннексией Крыма до 75% боевых кораблей, высшее военно-политическое руководство выдвинуло новую стратегию развития Военно-морских сил.

В 2016 году было объявлено о создании в Украине так называемого москитного флота, основой которого должны были служить до 30 малых бронированных артиллерийских катеров "Гюрза", ракетных катеров "Лань", вооруженных противокорабельными ракетами "Нептун" украинской разработки, а также десантно-штурмовые катера "Кентавр".

Назывались и сроки завершения строительства этих 30 кораблей — до 2020 года.

Предполагалось, что десятки катеров смогут атаковать большого противника по принципу "волчьей стаи".

Но по состоянию на вторую половину 2019 года до планки в 30 кораблей пока еще очень далеко.

Например, в распоряжении ВМСУ пока нет ни одной "Лани" (ПКР "Нептун" испытывается в наземном варианте), имеются всего лишь два "Кентавра" (еще два готовятся к государственным испытаниям) и шесть МБАК "Гюрза" (ожидается прибытие еще одного).

При этом две "Гюрзы" — бронекатера "Никополь" и "Бердянск" — захвачены российскими пограничниками во время печально известного инцидента 25 ноября 2018 года.

Сроки возвращения обоих катеров пока неизвестны.

К слову, инцидент 25 ноября 2018 года породил сомнения в эффективности "москитного флота".

Ведь "Никополь" и "Бердянск" (а с ними за компанию и рейдовый буксир "Яны Капу") были захвачены с применением оружия даже не кораблями ВМФ РФ, а пограничными "сторожевиками".

Бывший командующий ВМСУ вице-адмирал Сергей Гайдук в одном из своих интервью заявил, что эффективность "москитного флота" с точки зрения возможности противодействия авиационным и ракетным ударам "практически равна нулю".

"За пять лет РФ наполнила Черноморский флот и подводными лодками, и надводными кораблями и авиацией, способной нести крылатые ракеты.

Этот же период Россия посвятила не только накоплению носителей крылатых ракет, но также их боевому применению, в том числе в рамках сирийского конфликта", — уточнил Гайдук.

Заграница нам поможет.

Поэтому от корвета отказываться было нельзя.

О проекте 58250 старались не забывать.

В 2017 году сроки завершения программы строительства 4 кораблей отодвинули до 2028 года, а "Владимира Великого" решили спустить на воду в 2022 году.

Было вдвое увеличено и финансирование программы — с 16 до 32 млрд грн.

Однако деньги так и не поступили.

В июле 2019 года тогдашний министр обороны Степан Полторак предложил Владимиру Зеленскому перенести строительство корвета с ЧСЗ на "Николаевский судостроительный завод".

Министр сообщил, что украинским кораблем заинтересовался иностранный заказчик.

"...Мы готовим меморандум о сотрудничестве с нашим партнером, который готов вложить в это деньги.

Но производство останется в Украине", — уточнил Полторак, подтвердив, что Украине нужно именно четыре таких корабля.

О том, что реанимация проекта "корвет" произойдет благодаря зарубежным вливаниям, подтвердил и директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец.

По его словам, речь идет о "мощном зарубежном партнере, который закупит целую серию таких кораблей".

Причем в случае такой реанимации корабль будет вооружен уже не французскими ПКР Exocet, а украинскими "Нептунами".

"Ведь мы уже сделали существенный прогресс в создании собственного образца и начали подготовку собственных офицеров", — пояснил Згурец.

Военный эксперт Михаил Жирохов предположил, что корвет с 4—5 катерами типа "Лань" образует "кочующую" группу, которая будет действовать против вражеского флота под прикрытием береговых комплексов противокорабельных ракет "Нептун".

А 4 таких корвета вместе с "Ланями" могли бы образовать ударное ядро, способное как минимум умерить наступательный пыл противника и прикрыть береговую линию от высадки десанта.

Источник материала
Поделиться сюжетом