Дорога в 2019 год: какие автомобильные пути отремонтируют в Украине
Но даже в таких условиях отрасль показала довольно хорошие результаты.
В свою очередь, планы на 2019 год еще более амбициозные, — по сравнению с ними даже хорошие текущие результаты могут оказаться всего лишь разминкой.
Победы и провалы 2018 года.
В 2018 г.
украинская дорожная сфера пережила сразу несколько новаций.
Была проведена децентрализация дорожного хозяйства — 117 тыс.
км дорог местного значения были отданы в распоряжение областных государственных администраций (ОГА).
При этом на балансе у "Укравтодора" осталось около 52 тыс.
км государственных и международных дорог.
Серьезные изменения претерпел и механизм финансирования сектора.
В этом году в Украине официально заработал Дорожный фонд — структура, основная задача которой заключается в аккумулировании денег с акцизов на топливо, уплачиваемых каждым автомобилистом, а также некоторых других сборов.
По идее, эти средства и так много лет должны были идти исключительно на нужды дорожной сферы.
Но в Украине до 2018 г.
они попадали в общий государственный бюджет, из которого финансирование дорог осуществлялось по остаточному принципу.
Дорожный фонд стал инструментом, позволившим сделать деньги на дороги целевым ресурсом.
В 2018 г.
его общий размер составил 32,6 млрд грн, или 50% от всех соответствующих поступлений.
К 2020 г.
долю акцизов и других сборов, поступающих в фонд, увеличат до 100%.
Если говорить о распределении денег из фонда, то 35% идут на местные дороги, 65 — на трассы государственного и международного значения, а 5% — на финансирование мероприятий по безопасности дорожного движения в соответствии с государственными программами.
На вопрос, почему все 100% акцизов нельзя было сразу направить в Дорожный фонд, лучше всего поможет ответить статистика освоения финансовых ресурсов на местные дороги по областям.
За строительный сезон у нас появились лидеры — Хмельницкая, Винницкая, Черниговская, Запорожская, Львовская, Харьковская и Днепропетровская области.
К примеру, в Хмельницкой области использовали все 100% денег, в Винницкой — 98, в Черниговской — 97, в Запорожской — 94, а во Львовской и Харьковской — по 92% средств.
Что касается аутсайдеров, то ими стали Луганская, Одесская, Тернопольская и Николаевская области.
Так, в Луганской области израсходовали только 46% доступных денег, в Одесской — 57, в Тернопольской — 64, а в Николаевской области — 69%.
На первый взгляд, такая ситуация может показаться очень странной.
Почему в государстве, которому, по разным оценкам, требуются сотни миллиардов или даже триллионы гривен на полное восстановление дорожного хозяйства, отдельные области не смогли освоить по 700–900 млн за целый год?.
Дело в том, что для многих ОГА необходимость заниматься ремонтом дорог стала "неожиданностью".
Даже несмотря на то, что "Укравтодор" проводил соответствующие консультации еще с 2017 г., ОГА слишком долго определяли наиболее приоритетные участки, объявляли тендеры, выбирали победителей.
В результате за время, оставшееся непосредственно на строительство, выбрать потенциально доступные суммы оказалось просто невозможно.
В целом по Украине на дорогах государственного и международного значения, относящихся к сфере ответственности "Укравтодора", были выполнены все запланированные работы.
В то же время на местном уровне показатель составил всего 63%.
Тем не менее существует большая вероятность, что уже в следующем году мы сможем значительно улучшить этот результат, поскольку сейчас чиновники в каждой области обладают уже не только теоретическими, но и практическими знаниями, касающимися необходимых процедур и подготовительных работ.
И даже если в 2018 г.
они допустили некоторые ошибки, в 2019-м можно будет предотвратить повторение подобного сценария.
Международные деньги.
В их число входят Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Вместе с МБРР мы реализуем сразу два проекта.
Среди них — "Второй проект улучшения автомобильных дорог и безопасности движения", в рамках которого проводится капитальный ремонт участка трассы Харьков—Должанский, а также дороги Стрый—Знаменка.
В целом в 2018 г.
в рамках этого проекта выборка составила почти 1,8 млрд грн.
Также МБРР финансирует "Проект развития дорожной отрасли", в рамках которого ремонтируются участки трассы Киев—Харьков, а общая выборка на конец года составит почти 860 млн грн.
В свою очередь, ЕБРР и ЕИБ финансируют "Проект улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог на подъездах к городу Киеву".
В частности, выборка доступных кредитных ресурсов от ЕБРР должна составить 1,25 млрд грн до конца года, а от ЕИБ — почти 1,35 млрд в случае поступления очередного транша.
В этот проект, к примеру, входит строительство обхода города Житомира, который мы реализуем вместе с китайским подрядчиком.
Также это транспортные развязки на дорогах Киев—Одесса и Киев—Чоп.
Проект даже включает содержание участков дороги Киев—Чоп частным подрядчиком на основании конечных результатов, — так называемые контракты OPRC.
За несколько лет они прекрасно зарекомендовали себя как пилотные инициативы, и в дальнейшем планируется расширить использование такого подхода к содержанию дорог.
Что касается работы с международными кредитами, то в целом выборка составляет почти 100% от запланированных показателей.
Это очень хорошо, ведь ранее Украина не могла похвастаться такими результатами.
Поэтому нам приходилось платить за реально не израсходованные средства, как прямо теряя деньги на выплате процентов, так и недополучая положительный экономический эффект из-за меньшей скорости строительства дорог.
Конечно, такая ситуация была невыгодна для государства, поэтому улучшение показателей выборки — действительно хорошее достижение, результат слаженной работы команды специалистов.
Международные кредиты на 2019 год.
Что касается проектов, финансируемых иностранными кредиторами, в 2019 г.
не стоит ждать каких-либо сюрпризов.
Впрочем, в случае с дорогами именно отсутствие непредвиденных событий — позитивное и желаемое состояние.
Дело в том, что раньше Украина часто не могла дофинансировать те или иные проекты.
Например, в одном году планировали построить дорогу.
Это было заложено в бюджете на следующий год, и строительство начиналось.
Но через год находились другие приоритетные проекты.
Работа останавливалась, а недострой оставался стоять в лучшем случае год.
В худшем — к трассе возвращались только тогда, когда это было уже не актуально, а выполненная перед этим работа была полностью утрачена.
Напротив, у проектов за средства международных доноров подобных преград нет.
Поэтому в 2019 г.
мы планируем окончательно завершить работы на трассе Киев—Одесса в рамках проекта с ЕБРР и ЕИБ.
Также в 2018 г.
был подписан контракт на ремонт участка дороги Киев—Чернигов, начало работ по которому запланировано именно на 2019 г.
Другой иностранный подрядчик начнет работы по капитальному ремонту дороги Киев—Харьков.
В свою очередь, будет полностью восстановлена дорога первой категории Киев—Должанский.
Наконец, планируется окончательно завершить работы, не выполненные итальянским подрядчиком — фирмой Todini.
Также будет продолжена реконструкция Северной объездной дороги Житомира, в рамках которой расширяют проезжую часть с двух до четырех полос, а финансирование осуществляется за счет кредитных средств от ЕБРР и ЕИБ.
В целом в 2019 г.
запланировано выбрать около 5 млрд грн кредитных ресурсов, что приблизительно равно показателю 2018 г.
Подобная динамика —индикатор стабильных темпов, на которые выходит украинская дорожная отрасль.
Проекты "на старте".
В 2019 г.
будет продолжена реализация пятилетней "Программы развития дороги 2018–2022".
За это время в стране планируется восстановить большое количество трасс и магистралей.
Как рассказывалось ранее, сейчас в Украине у каждой области — собственный дорожный бюджет.
Именно поэтому регионы разработали собственные планы работы на 2019 г.
с учетом местных потребностей и приоритетов развития.
Так, во Львовской области на следующий год запланирован ремонт дороги Львов—Меденичи.
Это трасса, которая обеспечит сообщение между Львовом и Трускавцом по кратчайшему маршруту.
Также построят дополнительные съезды на объездной дороге Львова и планируют начать ее расширение.
Что касается Днепропетровской области, то в государственном бюджете Украины на 2019 г.
предусмотрена отдельная бюджетная программа для продолжения строительства, в частности, скоростного шоссе Днепр—Решетиловка.
Продолжатся работы на участке дороги Днепр—Кривой Рог—Николаев и строительство Южного обхода Днепра, цель которого — создать вокруг областного центра полукольцо и увеличить пропускную способность дорог.
В рамках отдельной бюджетной программы в размере 500 млн грн будет также отремонтирована дорога от Кропивницкого до границы с Николаевской областью на Кировоградщине.
Стоит добавить, что отдельная бюджетная программа предусматривает выделение 500 млн грн на капитальный ремонт этой дороги в Николаевской области, где она запланирована в бетоне.
Таким образом, в рамках двух областей к концу 2019 г.
должно быть отремонтировано 2/3 общей протяженности дороги.
В Ивано-Франковской области планируют продолжить ремонт дорог Стрый—Ивано-Франковск, Татаров—Каменец-Подольский и Криворовня—Черновцы.
Также в области нацелились на ремонт мостов, в частности, разрушенных паводками еще в 2008 г.
Здесь мы видим яркий пример того, как на сектор влияет децентрализация.
На местах гораздо лучше видны потребности и проблемы региона, которые зачастую было просто невозможно рассмотреть и учесть из Киева.
Ремонт участка дороги Н-08 от Запорожья до границы с Донецкой областью в 2019 г.
предполагается финансировать за счет отдельной бюджетной программы и средств Дорожного фонда.
Всего в пределах области расположено 170 км дороги.
Согласно ожиданиям, в 2019 г.
будет отремонтировано и приведено в нормативное состояние более половины ее общей протяженности.
Также запланирован ремонт дороги Васильевка—Бердянск, средства на который предполагается получить от таможенного эксперимента.
Возвращаясь к дороге Н-08, ее ремонт станет приоритетным и в Донецкой области.
В рамках отдельной бюджетной программы 600 млн грн будут направлены на капитальный ремонт участка этой дороги в области общей протяженностью 31 км.
Также в регионе пообещали обратить внимание на дороги третьей и четвертой категорий.
С момента начала АТО именно на них пришлась основная нагрузка трафика, что привело к их преждевременному разрушению.
По словам представителей области, большинство дорог нуждается в капитальном ремонте, то есть работы надо выполнять фактически с нуля.
В Житомирской области в следующем году планируют работы по среднему и капитальному ремонту участков дорог Житомир—КПП Выступовичи и Житомир—Винница.
Также будет продолжен ремонт дороги Н-03 (Житомир—Черновцы), где основной объем работ будет сконцентрирован на участке Житомир—Чуднов.
В 2019 г.
на Волыни приоритетным проектом должна стать международная дорога М-19 по маршруту Ковель—Луцк с интенсивностью движения от 8000 до 10000 авто в сутки.
Также в следующем году планируется продолжить работы на дороге Р-15 от Луцка до Нововолынска до границы со Львовской областью.
Именно этот КПП является крупнейшим в Украине на украинско-польской границе.
Наконец, в Винницкой области в следующем году продолжат реализовывать проект Gо Highway на маршруте от Винницы до Умани.
В целом 2019-й имеет все шансы стать действительно успешным годом для украинской дорожной сферы.
Общий объем финансирования на уровне озвученных 56 млрд грн — рекордный.
И учитывая, что ОГА набрались опыта, есть надежда, что средства Дорожного фонда будут использованы если не 100%, то по крайней мере на 85–90.
И именно в 2019 г.
мы сможем, наконец, окончательно согласовать все вопросы по концессионному законодательству, и Украина сможет начать реальные переговоры по проектам платных дорог, которые будут строиться полностью или частично за счет частных инвесторов.
А водители, наконец, получат альтернативные — платные, но быстрые — маршруты с качественным дорожным покрытием между городами.
В целом 2019-й может стать первым непереходным годом со стабильным и прогнозируемым финансированием, когда результаты работы дорожников будут уже реально видны не только в рамках отдельных проектов, но и по всей территории Украины.