В конце декабря в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры (НАИИА) разгорелся скандал.
Его причиной стала работа “Парад членов” студента-скульптора Спартака Хачанова, которую он разместил в холле учебного заведения.
Это была колонна разной военной техники в виде фаллосов.
Работу разгромил один из преподавателей вуза, который назвал ее автора “бездарным персонажем”.
Спартак Хачанов родился в Баку, но вырос в Донецкой области.
Окончил Харьковское художественное училище и поступил в НАИИА.
В своих работах использует дерево, керамику, металл и камень.
В 2017-м он стал призером конкурса имени Анатолия Криволапа, а в 2018-м присоединился к художественной группировке “Хлєбзавод”.
Аня Белоус встретилась со Спартаком в академии, чтобы посмотреть на уцелевшие части работы и расспросить, что скульптор планирует делать дальше.
Внутрь их пускать отказались, объяснив это тем, что “у этого парня большие проблемы”, и пригрозили вызвать наряд милиции.
Пришлось пробираться к искусству через черный ход.
Как ты пришел к искусству и почему выбрал скульптуру?.
Я с детства любил лепить – практически жил с пластилином и даже пробовал сам его изготавливать.
А профессионально решил заняться искусством в 25 лет, в 2011 году поступил в Харьковское художественное училище.
Моим преподавателем был Валерий Пирогов, он увидел во мне художника и направил в нужное русло.
Чье творчество на тебя повлияло и помогло сформировать свой стиль?.
Мои любимые художники – Ван Гог, Караваджо, Пикассо, Малевич, Генри Мур, Донателло.
Микеланджело тоже люблю, но считаю, что разные школы его слишком вознесли до статуса бога.
Расскажи подробнее о работе “Парад членов”.
Как появилась идея, кто помогал ее воплотить? Читала, что в ее создании участвовала художница Леся Хоменко.
Леся документировала происходящее, когда у нас произошел конфликт [в академии], и меня угрожали закопать.
01.
03.
А сама идея “Парада членов” как появилась?.
О “Параде членов” я сейчас не хочу говорить, чтобы не сказать лишнего.
На эту работу поставили клеймо.
Но что тебя подтолкнуло к этой теме?.
Мне чужды военные парады и то, что сюда привозят это страшное оружие.
Думаю, это все тянется из детства.
Я сам из Донецкой области – города Снежное.
Сейчас наш дом там взорвали.
Все это повлияло – общее состояние в стране и место, откуда я родом.
Что сейчас происходит между тобой, НАИИА, преподавателем Владимиром Харченко, который разрушил работы, и всеми остальными? Тебя хотели отчислить, но этого не произошло?.
Пока не произошло, потому что студенты начали возмущаться.
Дело не в моей работе, а в цензуре академии в целом.
Моя работа – это просто песчинка.
Так будет происходить каждые полгода или год.
В этот раз начали с моих скульптур, а закончили девочками с четвертого курса – их работы поломали и одну даже украли.
Так нельзя, этих преподавателей надо наказать и запретить им работать.
Есть ли на тебя сейчас какое-то давление со стороны преподавательского состава?.
Сейчас тишина.
Они не станут никого пугать, просто выгонят.
Кафедра скульптуры, моя кафедра, первой выступила за то, чтобы меня отчислили.
Я слышала, что у тебя был уже был подобный конфликт в НАИИА.
Можешь рассказать о нем?.
Я вырубил из дерева скульптуру “Товарищ” и поставил ее возле входа в академию, под флагами Украины и Евросоюза.
Тогда мне сказали, что я издеваюсь над национальным флагом.
Прицепились, потому что у скульптуры член торчал.
Если бы я его прикрыл, может, ничего бы и не сказали.
Основная проблема была в том, что эти работы не находились в помещении, в котором мы учимся, – в аудитории.
По правилам ты должен выставляться там.
Это общее пространство, в котором работает порядка 10 студентов.
Если искусство выходит за рамки этого помещения, оно становится политическим.
Я вышел за пределы дозволенного – не выставился там, где мне сказали, сделал это без разрешения.
Я художник, и имею право выставляться где угодно на территории академии.
Скульптура “Товарищ”.
То есть дело не в концепции самой работы, а в месте, где ты ее показал?.
Это имело большое значение.
Если бы я выставил в мастерской, не было бы такого резонанса.
А я выставил перед входом – проявил агрессию.
Я посмотрела достаточно твоих работ.
Во многих встречаются фаллические символы, Какой смысл ты в это вкладываешь?.
Первая скульптура из дерева была отсылкой к классической древнегреческой скульптуре.
А "Товарищ" – это советский гражданин, который остался без штанов, но у него все еще стоит.
В твоих ранних работах присутствовала тема геноцида армян в Османской империи в 1915-1922 годах.
Почему сейчас ты решил переосмысливать современные процессы и войну на востоке Украины?.
А почему именно в Украине? Война везде происходит.
Просто в Украине она относится к каждому из нас, даже если мы не находимся на передовой.
Не надо называть эту работу антивоенным манифестом.
Уже написали многие: военный, антивоенный, путинское, проукраинское – клише поставили.
Там что, конкретика должна быть – русские или украинские флаги? Могу точно сказать, что я не издевался над украинской армией, как мне сказали.
Это бред.
15 февраля в центре современного искусства “Хлєбзавод” откроется твоя выставка.
Там будет только “Парад членов” или другие скульптуры тоже?.
Будет эта работа и документация разгрома – фото и видео из фейсбука, может, какие-то переписки.
Что ты планируешь делать дальше в зависимости или вне зависимости от того, как разрешится конфликт с НАИИА?.
Надо сперва это заведение закончить.
(смеется) Осталось еще полгода.
Дальше хочу поступить на режиссуру.
Рассматриваю варианты в Праге, Берлине, а также некоторые французские и голландские академии.
Где еще будет показан “Парад членов”?.
В Литве.
Сперва там не поняли идею, когда я показал эскизы, а сейчас заинтересовались.
1 апреля работа будет участвовать в параде республики Ужупис [самопровозглашенная республика художников, музыкантов и поэтов в Вильнюсе.
– Buro 24/7].
А потом она будет выставляться там 6 месяцев.
Твоя жизнь как-то изменилась в связи с этим скандалом и повышенным вниманием к тебе?.
Можете посмотреть, что в интернете происходит, если ввести в поиск “Хачанов Спартак” или “Парад членов”.
Меня поддержали многие украинские художники – Александр Ройтбурд, Никита Кадан, Леся Хоменко.
Были уже предложения галеристов или коллекционеров?.
Купить предлагали.
Даже один парень написал что-то вроде “сколько будет стоить одна фигурка, чтоб на стол положить”.
Он не воспринял это как инсталляцию, а как игрушку какую-то или украшение.
Я ему написал, что одна штука – 100 долларов, чтобы он от меня отстал.
А еще канал СТБ предлагал меня снять.
Почему не согласился?.
Я пока не отказывался и не соглашался.
Потому что ваш народ [журналисты] любит все раскручивать – что-то ляпнешь и потом можешь “откупить”.
Что читать: 5 лучших книг об искусстве, вышедших в 2018-м.
СПАРТАК ХАЧАНОВ.
ПАРАД ЧЛЕНОВ.