Действие фильма М.
Найта Шьямалана "Стекло" разворачивается после событий картины 2017-го года "Сплит".
Обладатель сверхчеловеческой силы и неуязвимости Дэвид Данн (Брюс Уиллис) идет по следу опасного маньяка-похитителя несовершеннолетних девушек Кевина Крамба (Джеймс Макэвой).
Крамб страдает расстройством множественной личности – в его теле будто уживается несколько совершенно разных людей, один из которых обладает сверхъестественными способностями и животными повадками.
Герою и злодею суждено столкнуться друг с другом, а заодно повстречаться с другим необычным человеком – Элайджей Прайсом по прозвищу Мистер Стекло (Сэмюэл Л.
Джексон) – гением с хрупкими костями и собственными планами на эту парочку.
Вполне подходящий сюжет для очередного кинокомикса.
Может более мрачного и напряженного, но все же обладающего набором вполне привычных атрибутов фильма.
Что ж, о книгах не судят по обложкам, и "Стекло" как раз тому подтверждение.
Здесь не найти обтягивающих цветастых трико или инопланетных армий, а на кону не стоит судьба мира.
Полиция – не просто набор расходных материалов, двери – не ветхая декорация, а случайные свидетели – не глухонемая массовка с наблюдательностью статуи.
Герои и злодеи с приставкой "супер" у Шьямалана – паранормальное явление в нормальном мире, а не боги, под которых реальности приходится подстраиваться.
Как отнестись к людям, которые утверждают, что они – супергерои? Отправить в психлечебницу.
Казалось бы, попытка подать супергеройскую историю под таким соусом выглядит интригующей.
Однако в этом кроется одна из проблем "Стекла".
Он больно вялый, а местами и утомительный, чтобы считаться экшеном, недостаточно напряженный и запутанный, чтобы быть триллером, не настолько эмоциональный, чтобы стать трагической историей об изгоях, которых боятся, потому что не могут понять.
Похоже, что с самоидентификацией у картины проблемы не меньшие, чем у персонажа Макэвоя.
Впрочем, учитывая предысторию "Стекла" это неудивительно.
Фильм считается завершением трилогии, начатой "Неуязвимым" в 2000-м и продолженной "Сплитом" в 2017-м.
Однако 19 лет назад ни о какой трилогии речи не шло.
Картина с Брюсом Уиллисом недостаточно убедительно выступила в прокате, и сиквелов не получила.
Спустя много лет Шьямалан смог дать экранную жизнь персонажу, вырезанному из прошлого фильма.
В "Сплите" режиссер предусмотрительно оставил лазейку для продолжения, и поскольку картина про многоликого психопата оказалась более успешной, оперативно ею воспользовался.
Вроде бы кино о похитителе подростков – не самая подходящая площадка для юмора, но из всех возможных атрибутов супергеройского кино Шьямалан позаимствовал именно этот.
Вот и получилось, что первые две фильма вышли самобытными историями, а третий – фастфудом, сделанным в угоду моде на кроссоверы.
Причем рассчитанным преимущественно на публику, знакомую с прошлыми фильмами.
Не то чтобы неискушенному зрителю будет сложно разобраться, кто есть кто, но наспех брошенные разъяснения могут показаться недостаточными.
Не на руку фильму играют и такие "находки", как изобилие крупных планов, создающих впечатление, будто актеры дышат, кричат и корчат гримасы прямо вам в лицо, или съемки под немыслимыми углами, вызывающие легкое головокружение.
Сэмюэл Л.
Джексон – профессиональный рекрутер супергероев.
Зато "Стеклу" определенно повезло с актерским составом.
За годы службы на фабрике грез образ "супермена" стал для Уиллиса буквально второй кожей, а вот Джексон в кои-то веке отказался от образа крутого парня и напомнил, что в его лицедейском арсенале есть и другие приемы.
Но первая скрипка все же досталась Макэвою.
Наблюдать за тем, как он меняет многочисленные личины Кевина Крамба – одно удовольствие.
А еще в актив "Стекла" можно записать юмор.
Сколь бы мрачным ни казался фильм, этим атрибутом современных кинокомиксов создатели пренебрегать не стали, и решение оказалось удачным.
9-летний мальчик или животное в человеческом облике – Макэвой может быть кем угодно.
Ну, и фирменный шьямалановский "вот это поворот" тоже будет.
Он вряд ли перевернет восприятие фильма с ног на голову, но сможет встряхнуть в последние несколько минут, завершив историю на громкой ноте.
@video=//www
Своим "Неуязвимым" Шьямалан опередил время, применив нестандартный подход к супергероике, когда и стандартного толком не существовало.
Но даже опередить свое время все равно значит появиться не вовремя.
Возможно, выйди этот фильм сегодня, когда комикс-блокбастеры заполонили экраны, спрос на него оказался бы выше, и мы получили бы оригинальную трилогию, собранную не из отброшенных идей, да стремления наковать побольше железа, не отходя от кассы.
Однако история распорядилась иначе и сегодня мы имеем "Стекло".
Согласитесь, что это хрупкая конструкция.
Стоит ли смотреть "Стекло"?.
Да, если:.
Вы знакомы с историей Дэвида Данна и Кевина Крамба, и хотите узнать, чем она закончится;.
Вы идете в кино, прежде всего, ради хорошей актерской игры;.
Вы цените нестандартный подход к популярным жанрам.
Нет, если:.
Хруст ломающихся костей в фильмах доводит вас до дрожи;.
Вы не хотели бы увидеть ночной кошмар оператора, в котором его душит то Брюс Уиллис, то Джеймс Макэвой;.
От фильма про супергероев вы ждете спецэффектного зрелища;.
Про "Сплит" и "Неуязвимого" вы слыхом не слыхивали, и не готовы с ними знакомиться.