Редкий случай, когда наши люди видят #зраду, но не знают, кто виноват.
Даже действующего пока главу государства Петра Порошенко вынесли за скобки, обсуждая в соцсетях невиданную доселе цену на репчатый лук.
Один из самых полезных, насыщенных витамином С, и одного из самых доступных украинских продуктов в конце апреля совершил резкий ценовой скачок.
Теперь за один килограмм лука в супермаркетах просят 40 гривен.
Для сравнения – кило бананов даже в самых дорогих сетях затягивает максимум на 32 гривни, а ведь бананы в Украине не растут.
Есть исключения, но в целом фрукт импортируется.
При желании банановую гроздь вообще можно купить за 25, а то и за 20 гривен.
Лук, входящий в традиционный для украинцев "борщевой набор", стал дороже на 29 %.
Однако не вышел в лидеры подорожания.
Он на втором месте после капусты, которая подскочила аж на 43%.
Третье место занял буряк – вырос на 16 % от того, что было в начале текущего года.
Странно, почему потребитель в шоке.
Ведь скачок цен на отечественные овощи прогнозировали раньше.
Хоть и не было слышно призывов запасаться ими впрок.
Возможно, чтобы не вызвать паники, тем более – во время президентских выборов.
Но паника всё равно не заставила себя ждать.
Масла в огонь подливали Facebook-активисты.
Дело в том, что тема "золотої цибулі" возникла сразу после Пасхи, когда Украина погрузилась в неофициальные, но традиционные ежегодные "майские праздники".
С конца апреля по середину мая сограждане, пользуясь безвизом, разъехались по Европе.
А некоторые в этот период подались отдыхать в Египет, а по делам коммерческим - в Арабские Эмираты.
Там и застали "луковый кризис", чем немедленно воспользовались.
Где бы не оказались наши люди, они фотографировали ценники на лук в супермаркетах места своего пребывания и радостно постили.
Картинки подтверждали: в Украине, традиционно аграрной стране с дешёвой огородиной, десяток луковиц среднего размера дороже, чем в Европе, ОАЭ, Африке.
Новостей из США, Канады и Австралии не было.
Но подозреваю: там ситуация тоже не в нашу пользу.
Хоть бери да отправляйся в шоп-тур.
Как раньше чумаки снаряжали караваны в Крым за солью, так нынче можно гнать фуры с луком, капустой и буряком из той же Польши.
Маржа обещает быть неплохой.
Шутки шутками, но ситуация критическая.
Потому, что к ней украинцы оказались не готовы.
Прежде всего – психологически.
За последние годы, если не десятилетия, сограждане привыкли к подорожанию всего.
Есть категория людей, упрямо сравнивающие нынешний уровень жизни с Советским Союзом в пользу последнего.
Есть те, кто ностальгирует не только за долларом по 8 гривен, но до сих пор вспоминает доллар по 5.
Facebook – фронда переводит заграничные цены на лук в доллары и евро.
Это выглядит как один большой упрёк, но не ясно, в чей конкретный адрес.
Никто не сказал пока, кому в Украине должно быть стыдно за кило лука стоимостью $ 1.50.
И нет аналитика, которому народ доверяет и который объяснит, что со всем этим делать и что будет дальше.
Они не в правительстве и не в Администрации президента.
Они не руководят сетями супермаркетов, не устанавливают цены на рынках.
Обвинять если и нужно, то, прежде всего – тех, кто лук, капусту и буряк выращивает.
Аграриев, крупных и мелких фермеров.
Они рапортуют об увеличении экспорта разного вида украинской продукции.
Но при этом помалкивают о причинах своих успехов.
Вернее, знают, как работать с заграничными партнёрами.
При этом забывая о рынке внутреннем.
Даже, простите за выражение, забивая на него.
Спрос зарубежных потребителей изучен и корректируется заказчиком.
В той же Европе внутренний рынок изучают регулярно, из года в год.
Анализируя его и на основе аналитики формируя ассортимент вкупе с ценами.
Например, если где-то аномально большой урожай, то цены на продукцию снижаются.
Это позволяет покупать товар крупными оптовыми партиями по ещё более низкой цене, и пускать конечному потребителю по цене, приятной и приемлемой для кошелька.
Но если где-то неурожай, там ничего закупать не станут.
Начнут искать лучшее предложение.
Оставив производителя – лузера наедине со своей собственной неликвидной в данный момент продукцией.
Украинская огородина, составляющая "борщевой набор", в прошлом году оказалась в минусах.
Потому производитель, в нашем случае – фермер, вынужден был поднять цену в три-четыре раза.
Но почему так случилось? Да потому, что в Украине нет традиции сбора информации, которая потребителю непонятна, потому скучна.
У нас не знают, что такое баланс производства.
Отсюда – не всегда могут просчитать, сколько и чего потребляют сограждане.
Значит, не понятно, что именно сажать, в каком количестве, в каком регионе.
И не научились просчитывать риски, делать ту же самую поправки как на неурожай, так и на чрезмерный урожай.
Возмущённые луком по 40 гривен украинцы стали невольными заложниками рыночной экономики.
Точнее, законами, по которым она работает и которые отечественным производителем пока не в полной мере изучены.
Они действуют независимо, как стихия.
Мы же не ждём снега в мае, а июльской жары – в октябре.
А надо бы, иначе от шока придётся долго отходить.
Вот почему паника не только тогда, когда товар или услуга дорожает, но и тогда, когда то или иное резко дешевеет.
Мы должны привыкать к тому, что социализма больше не будет, разве что популисты создадут его искусственно.
Однако и рынок, даже такой дикий, как наш, не может быть приравнян к стихийному уличному базару.