Лук дороже бананов: кто виноват и что делать
Лук дороже бананов: кто виноват и что делать

Лук дороже бананов: кто виноват и что делать

Редкий случай, когда наши люди видят #зраду, но не знают, кто виноват.

Даже действующего пока главу государства Петра Порошенко вынесли за скобки, обсуждая в соцсетях невиданную доселе цену на репчатый лук.

Один из самых полезных, насыщенных витамином С, и одного из самых доступных украинских продуктов в конце апреля совершил резкий ценовой скачок.

Теперь за один килограмм лука в супермаркетах просят 40 гривен.

Для сравнения – кило бананов даже в самых дорогих сетях затягивает максимум на 32 гривни, а ведь бананы в Украине не растут.

Есть исключения, но в целом фрукт импортируется.

При желании банановую гроздь вообще можно купить за 25, а то и за 20 гривен.

Лук, входящий в традиционный для украинцев "борщевой набор", стал дороже на 29 %.

Однако не вышел в лидеры подорожания.

Он на втором месте после капусты, которая подскочила аж на 43%.

Третье место занял буряк – вырос на 16 % от того, что было в начале текущего года.

Странно, почему потребитель в шоке.

Ведь скачок цен на отечественные овощи прогнозировали раньше.

Хоть и не было слышно призывов запасаться ими впрок.

Возможно, чтобы не вызвать паники, тем более – во время президентских выборов.

Но паника всё равно не заставила себя ждать.

Масла в огонь подливали Facebook-активисты.

Дело в том, что тема "золотої цибулі" возникла сразу после Пасхи, когда Украина погрузилась в неофициальные, но традиционные ежегодные "майские праздники".

С конца апреля по середину мая сограждане, пользуясь безвизом, разъехались по Европе.

А некоторые в этот период подались отдыхать в Египет, а по делам коммерческим - в Арабские Эмираты.

Там и застали "луковый кризис", чем немедленно воспользовались.

Где бы не оказались наши люди, они фотографировали ценники на лук в супермаркетах места своего пребывания и радостно постили.

Картинки подтверждали: в Украине, традиционно аграрной стране с дешёвой огородиной, десяток луковиц среднего размера дороже, чем в Европе, ОАЭ, Африке.

Новостей из США, Канады и Австралии не было.

Но подозреваю: там ситуация тоже не в нашу пользу.

Хоть бери да отправляйся в шоп-тур.

Как раньше чумаки снаряжали караваны в Крым за солью, так нынче можно гнать фуры с луком, капустой и буряком из той же Польши.

Маржа обещает быть неплохой.

Шутки шутками, но ситуация критическая.

Потому, что к ней украинцы оказались не готовы.

Прежде всего – психологически.

За последние годы, если не десятилетия, сограждане привыкли к подорожанию всего.

Есть категория людей, упрямо сравнивающие нынешний уровень жизни с Советским Союзом в пользу последнего.

Есть те, кто ностальгирует не только за долларом по 8 гривен, но до сих пор вспоминает доллар по 5.

Facebook – фронда переводит заграничные цены на лук в доллары и евро.

Это выглядит как один большой упрёк, но не ясно, в чей конкретный адрес.

Никто не сказал пока, кому в Украине должно быть стыдно за кило лука стоимостью $ 1.50.

И нет аналитика, которому народ доверяет и который объяснит, что со всем этим делать и что будет дальше.

Они не в правительстве и не в Администрации президента.

Они не руководят сетями супермаркетов, не устанавливают цены на рынках.

Обвинять если и нужно, то, прежде всего – тех, кто лук, капусту и буряк выращивает.

Аграриев, крупных и мелких фермеров.

Они рапортуют об увеличении экспорта разного вида украинской продукции.

Но при этом помалкивают о причинах своих успехов.

Вернее, знают, как работать с заграничными партнёрами.

При этом забывая о рынке внутреннем.

Даже, простите за выражение, забивая на него.

Спрос зарубежных потребителей изучен и корректируется заказчиком.

В той же Европе внутренний рынок изучают регулярно, из года в год.

Анализируя его и на основе аналитики формируя ассортимент вкупе с ценами.

Например, если где-то аномально большой урожай, то цены на продукцию снижаются.

Это позволяет покупать товар крупными оптовыми партиями по ещё более низкой цене, и пускать конечному потребителю по цене, приятной и приемлемой для кошелька.

Но если где-то неурожай, там ничего закупать не станут.

Начнут искать лучшее предложение.

Оставив производителя – лузера наедине со своей собственной неликвидной в данный момент продукцией.

Украинская огородина, составляющая "борщевой набор", в прошлом году оказалась в минусах.

Потому производитель, в нашем случае – фермер, вынужден был поднять цену в три-четыре раза.

Но почему так случилось? Да потому, что в Украине нет традиции сбора информации, которая потребителю непонятна, потому скучна.

У нас не знают, что такое баланс производства.

Отсюда – не всегда могут просчитать, сколько и чего потребляют сограждане.

Значит, не понятно, что именно сажать, в каком количестве, в каком регионе.

И не научились просчитывать риски, делать ту же самую поправки как на неурожай, так и на чрезмерный урожай.

Возмущённые луком по 40 гривен украинцы стали невольными заложниками рыночной экономики.

Точнее, законами, по которым она работает и которые отечественным производителем пока не в полной мере изучены.

Они действуют независимо, как стихия.

Мы же не ждём снега в мае, а июльской жары – в октябре.

А надо бы, иначе от шока придётся долго отходить.

Вот почему паника не только тогда, когда товар или услуга дорожает, но и тогда, когда то или иное резко дешевеет.

Мы должны привыкать к тому, что социализма больше не будет, разве что популисты создадут его искусственно.

Однако и рынок, даже такой дикий, как наш, не может быть приравнян к стихийному уличному базару.

Источник материала
Поделиться сюжетом