Кирилл Данильченко ака Ронин.
16:00 21.05.2019.
Дракон в Украине.
«Один пояс – один путь».
#Ронин разобрался в перспективах украинской экономики с учётом прямой заинтересованности Китая.
Украина.
Китай.
Новый Шелковый путь.
инвестиции.
реформы.
экономика.
сельское хозяйство.
Китайская Народная Республика с 2010 года реализует стратегию «Один пояс — один путь».
Если называть вещи своими именами, Китай — на фоне разворачивающейся торговой войны с США, «перегрева» экономики в прибрежной полосе и жёсткой зависимости от импорта продовольствия и энергоносителей — крайне заинтересован в альтернативном торговом коридоре.
Китайцы называют его «Новым Шёлковым путём», отсылая нас с помощью аллюзии к средневековой караванной дороге, по которой в Европу и на Ближний Восток отправляли уникальные для рынка шёлк, специи и фарфор, а оттуда шли арабские кони, меха и гобелены.
Европейцы долгое время не владели технологией производства шёлка, хотя, ввиду изобилия насекомых-паразитов, элита крайне нуждалась в шёлковой одежде и постельном белье, как, впрочем, и в пряностях с Востока.
Китайцы не умели обрабатывать шерсть и лён, поэтому хлопчатые ткани, гобелены и меха для северных провинций были жизненно необходимы Поднебесной.
В современных условиях речь не идёт о посуде и пряностях — США пытаются выровнять торговый дисбаланс между странами заградительными пошлинами почти на 300 млрд долларов, продолжая со своими десятью авианосными группами доминировать на море.
Побережье Китая окружено базами США на Тайване, в Южной Корее и Японии.
Поэтому китайцы хотят быть уверенными, что продукция их лёгкой промышленности, текстиль, электроника, солнечные батареи и ветряки будут попадать в страны ЕС и СНГ.
В планах Пекина — довести торговый баланс только с ЕС с 500 млрд до 800 млрд долларов в ближайшее время.
Само собой, в Китай должны бесперебойно импортировать продукты питания, медный концентрат, железную руду, газ и нефтепродукты.
Для транспортного коридора «Евразия» планируют использовать развивающиеся страны — Казахстан, Пакистан, порты Закавказья с Каспийским паромным путём и Восточную Европу.
Не просто хабы с мощностями для перевалки и магистрали с паромами, хотя планы построить 23 тыс.
километров скоростных железных дорог поражают воображение.
Но и цеха для отвёрточной сборки товаров, энергетика, элеваторы и привлечение стран в обслуживание инфраструктуры на своих мощностях.
Владельцы торговых путей должны получить свой кусок пирога и быть заинтересованными в том, чтобы всё работало как часы.
Взамен же в страну пойдут инвестиции.
Сегодня мы попытаемся понять, каково место Украины в этом глобальном новом мире с подачи Пекина.
После экспериментов с первым контейнерным маршрутом через Закавказье, подписания «дорожной карты» и громких слов о прорыве настал период тишины.
Но, судя по косвенным «звоночкам», Украина продолжает играть свою роль в китайском ключе к Европе.
Просто цифры и ничего личного.
17 апреля 2019 года кредитная гарантия «Укрэксимбанку» на 0,5 млрд долларов от китайской корпорации страхования экспортных кредитов.
Назначение — кредитование объектов инфраструктуры, энергетики, сельского хозяйства, транспортирования.
Приличная сумма, европейцы за такие макрофинансовые транши заставляют нас стоять на голове, принимать законы о Многосторонней конвенции и авторизированном экономическом операторе.
Пекин молча даёт деньги на инфраструктуру в надежде на дальнейшее сотрудничество.
1 млрд страховой квоты для «Нафтогаза» по суверенному рейтингу КНР — буровые работы, разведка и оплата буровых установок.
Буровые работы, кстати, «под ключ» от этапа разведки до запуска вышек, а деньги живые — не требующие государственных гарантий от Украины.
В ближайшее время на интенсификацию добычи будут направлены ещё средства — в 2018 году мы за 140 млн долларов приобрели 13 буровых станков, а деньги эти выделены с пятилетним «плечом».
125-тонные станки от китайской корпорации Zhongman и 320-тонные Shandong уже в строю.
Как и под четыре десятка новых скважин, пробуренных китайскими компаниями.
Кстати, за первый квартал Украина увеличила добычу голубого топлива на 170 млн кубометров, или на 3%.
Есть в этом объёме и китайские технологии, и инвестиции.
Дноуглубление в порту Южном — подходный канал к новому зерновому терминалу глубиной в 16 метров.
Теперь строящийся терминал будет способен принимать суда класса Panamax.
Бетонные дороги на 200 млн евро (одна из них — окружная вокруг Житомира) тоже строятся китайскими компаниями, за рамочные кредиты.
Мост через Днепр и объездная дорога к нему возле Кременчуга за 300 млн мёртвых американских президентов — китайцы из корпорации CRBC.
Что объединяет все эти моменты? Верно, инфраструктура, энергетика и транспортные коридоры.
24% ВВП Украины производятся в Киеве — почти четверть.
Кто интересовался инвестициями в метро на Троещину и был готов выделить до 80% средств из суммы в 2,5 млрд долларов на форуме, посвящённом «Одному поясу»? Правильно, Пекин желает инвестировать в чувствительные для Украины отрасли и работать над инфраструктурой.
Из свежего — Китай готов выделить средства для развития мультимодальных зерновых терминалов, продолжать вкладывать деньги в порт Николаева, где COFCO уже построен терминал, и речную логистику.
Китайские компании инвестируют в производство крахмала, этанола, в проекты по садоводству на 0,5 млрд, 1,5 млрд — на орошение и сеть элеваторов.
Зачем? Урбанизация в Китае и взрывной рост среднего класса посадил Пекин на импорт продовольствия.
Пока Украина снимает сливки в плане сырья — рост поставок в Китай зерновых за 5 лет вырос более чем в 20 раз и превысил 600 млн долларов.
Но есть ещё и подсолнечное масло на 0,5 млрд, и молочные продукты, и курятина, и элитный алкоголь, а наш мёд ничем не хуже австралийского — есть куда расти в этом плане.
Плюс инвестиции в производство технологий двойного назначения.
Компания «Мотор Сич» получила 250 млн долларов инвестиций от китайцев и лицензию по сборке двигателей в Чунцине.
Как бы то ни было, во многом обновление мощностей предприятия и около 50 вертолётов, переданных в силовые структуры Украины — это также китайские инвестиции.
Идут переговоры о локализации учебно-боевого самолёта HONGDU L-15 на мощностях Одесского авиационного завода.
Это, по сути, копия Як-130, на которых стоят наши турбовинтовые двигатели.
Это отличный самолёт для подготовки пилотов, с современным оборудованием, который в критической ситуации может использовать высокоточное вооружение, а не просто бросать чугун.
А ещё Китай оказывает активную техническую помощь Украине — 50 автомобилей скорой помощи, переданных ещё осенью 2018 года, два транша тяжёлой техники для ДСНС — от пикапов и генераторов до кранов, экскаваторов и грейдеров на 50 млн долларов суммарно.
Технику для спасателей, которая в состоянии строить дороги и инфраструктуру, тоже стоит отметить.
О чём свидетельствует активность китайского «дракона» в Украине? О том, что складывается интересная ситуация.
Только ленивый не смеялся над планами превратить Украину в аграрную сверхдержаву — шутки про «буряки, рапс и хутір» прилагались в ассортименте.
А по состоянию на 2019 год у нас самая мощная в Европе фабрика по производству мяса птицы и мы выходим на крупнейший в мире рынок со своими продуктами питания.
И Пекин продолжает инвестировать в сферу переработки, перевалки и инфраструктуры, за свои деньги увеличивая зависимость от нашего АПК и давая украинцам возможность выровнять огромный дисбаланс в торговле.
Только ленивый не глумился и не объяснял, почему газовая независимость невозможна.
А мы берём и делаем, наращивая добычу голубого топлива каждый год, бурим десятки скважин и называем буровые мобильные установки именем Мазепы — в прошлом году у нас абсолютный рекорд по бурению с 2006 года.
1 млрд долларов в СЭС и возобновляемую энергетику от китайцев и под 300 МВт мощностей тоже не стоит сбрасывать со счетов в плане энергетической безопасности.
К нам теряли интерес добрый десяток раз, пока вторая держава мира, чтобы выйти на украинский рынок, презентует нам краны и экскаваторы в рамках помощи, а первая строит оперативный центр флота.
Наши технологии позволяют «выпекать» один самолёт за 9 дней в Китае, вооружать турецкие танки высокоточным оружием и поставлять ракеты дюжине стран.
Веками мы были транзитной «Меккой», начиная от «пути из варягов в греки» и «заканчивая Новым Шёлковым путём».
Как только закончится война на Востоке нашей страны, мы максимально реализуем свой современный потенциал.
Украина «никому не нужна», но РФ пытается вернуть её в зону своего влияния, США патрулируют линию боевого соприкосновения дронами с Сицилии, а Китай вкладывает деньги в метро и порты.
Поэтому рецепт всё тот же — перестать плакать о вековой доле украинского народа, мечтать, как нам обустроить Украину, и продолжать реформы.
Как сегодня мы не узнаём современную Украину в 2014 году, так и спустя десяток лет мы не узнаем её в сравнении с весной 2019-го.
Доказано Китаем, два поколения назад поставлявшим термосы и дрянную сталь, а сегодня прокладывающим скоростными поездами «Новый Шёлковый путь» через всю Евразию.
Рубрика "Гринлайт" наполняется материалами внештатных авторов.
Редакция может не разделять мнение автора.
поддержать проект.
и помоги редакции.
View the discussion thread.