Джаз вокруг

Ежегодно в конце июня Украина собирает сливки мировой джазовой сцены.

Нынешние лидеры чартов, любимцы молодого поколения меломанов и живые легенды, чьё творчество уже стало классикой, съезжаются во Львов на фестиваль Leopolis Jazz Fest.

В этом году он начнётся 26 и продлится до 30 июня.

Основная программа состоит из тридцати концертов, которые пройдут на трёх главных фестивальных площадках, — сцене имени Эдди Рознера в парке им.

Хмельницкого, площади Рынок и сцене во дворике Дворца Потоцких.

Помимо этого запланированы ещё несколько десятков выступлений джазовых музыкантов на разных локациях, открытые мастер-классы хедлайнеров.

До начала концертов в том же Парке культуры на большом экране покажут документальные фильмы о джазе.

В списке участников Leopolis Jazz Fest — 2019 несколько десятков звёзд.

Фокус обращает внимание читателей на четверых знаковых персонажей.

Пропагандист счастья.

Бобби Макферрин.

Его хит Don’t Worry, Be Happy, записанный в 1988 году, уже прозвучал в исполнении нескольких десятков вокалистов самых разных музыкальных направлений.

К этой песне написано столько аранжировок, что при желании из них можно составить концертную программу.

Многие творческие ходы, которые сегодня считаются классикой, в своё время были новаторскими находками этого человека.

Он первым записал целый альбом а капелла и одним из первых задействовал симфонический оркестр в исполнении джазовых композиций.

Ещё в 1980-х он заговорил о том, что джазмену необходима классическая музыкальная подготовка, мол, сперва хорошо бы научиться играть Бетховена и Верди, а потом уж импровизировать.

Отец Макферрина был оперным певцом, а сам он ещё до того, как открыл для себя джаз и поп-музыку, играл на кларнете в симфоническом оркестре.

Публика знает его в основном как певца и пианиста-импровизатора, но помимо этого Бобби Макферрин — один из лучших в мире аранжировщиков и режиссёров шоу-программ.

К тому же у него солидный дирижёрский опыт.

В 1990-х между изданием двух хитовых джазовых альбомов он успел поработать художественным руководителем St Paul Chamber Orchestra.

До этого озвучил несколько мультфильмов и записал диск с детскими песнями, а после увлёкся фолком.

Причём во всех этих направлениях немало преуспел.

Девочка из бара.

Даяна Кролл.

Её первым гонораром был сендвич с тунцом — самое дорогое блюдо в меню небольшого бара, где большинство завсегдатаев заказывали только пиво и луковые кольца или чипсы.

Хозяин заведения хоть и был приятелем её отца, долго сомневался, прежде чем дать Даяне возможность выступить перед своими посетителями.

Говорил, что пятнадцатилетней девчонке не место среди подвыпивших мужчин, даже если она сидит не за столиком, а за пианино.

Согласился он после того, как на домашнем музыкальном вечере услышал в её исполнении одну из фортепианных композиций легендарного джазмена Нэта Кинга Коула.

«Девочка играет так, что даже последний нахал не станет распускать к ней руки», — заключил хозяин бара.

Как в действительности вели себя клиенты его заведения с юной пианисткой, история умалчивает.

Но известно, что именно с этого выступления в 1979 году началась карьера Даяны Кролл.

Семнадцать лет спустя, выпустив третий альбом и будучи номинанткой престижной музыкальной премии Grammy, в одном из многочисленных интервью она полушутя скажет, что «старина Коул» открыл ей путь на сцену.

Сегодня Кролл — знаменитость.

Канадцы считают её своей национальной гордостью.

Они вручили ей два ордена и дали звезду на Канадской аллее славы.

Впрочем, американских и международных наград у Даяны тоже хватает.

Одних только Grammy в её копилке уже пять.

У гостей Leopolis Jazz Fest появится возможность оценить её и как певицу, и как пианистку.

Выступать она будет в сопровождении квартета известных музыкантов.

Каждый из них успел сделать успешную сольную карьеру.

Это Роберт Херст, Джои Ловано, Марк Рибот и Каррем Риггинс.

Взрывающая чарты.

Лиза Стенсфилд.

Известной эта девушка стала в нежном шестнадцатилетнем возрасте.

Её выступление в конкурсной программе британского телешоу The Head of Light Entertainment в 1982-м с песней из репертуара популярной тогда группы Human League оказалось настолько успешным, что сразу несколько музыкальных и телевизионных продюсеров предложили Лизе сотрудничество.

Правда, поначалу внешность артистичной девушки интересовала их больше, чем её вокальные данные.

После этого она стала ведущей телешоу, снялась в детском сериале и в качестве приглашённой певицы поучаствовала в концертах нескольких молодёжных рок-групп.

Как правило, в дуэте ей предлагалось поучаствовать вторым голосом.

Рассказывая о тех временах в одном из интервью, Лиза призналась, что ей очень не хватало возможности солировать.

Собственно, она получила такой шанс, когда начала писать песни в соавторстве с двумя школьными приятелями — Йеном Девани и Энди Моррисом.

Они создали группу и подписали контракт с маленькой звукозаписывающей компанией.

Первые два сингла прошли незамеченными, зато третий, Thinking About His Baby, попал в эфир радиостанции KISS FM и стал хитом.

Уже в первую неделю он разошёлся тиражом 10 тыс.

Тогда о Лизе Стенсфилд заговорили как о перспективной вокалистке, но настоящей звездой она стала позже, после выхода в свет дебютного сольного альбома Affection.

Он стал платиновым, его тираж составил более 5 млн экземпляров.

Песня All Around the World взлетела на третье место в американском чарте Billboard Hot 100 и на первое — в британском.

Создатель звёзд.

Чик Кориа.

Пять лет назад ведущий программы All over Jazz на чикагском радио пошутил, что для музыкантов дорога к славе, похоже, пролегает через репетиционный зал сеньора Кориа.

Это, конечно, преувеличение, но Чик и впрямь в разное время был наставником множества талантливых джазменов, чьи имена сегодня известны по всему миру.

Силу его влияния испытали на себе и очень популярный израильский контрабасист Авишай Коэн, и американский ударник Джефф Боллард, о котором сам Рей Чарлз однажды сказал, что он «творит чудеса на барабанах», и «мистер нежный саксофон» Эрик Мариенталь.

Для каждого из них участие в группе Чика Кориа стало отправной точкой разительных изменений в карьере.

Для самого мэтра таким же поворотным моментом в своё время оказалось знакомство с родоначальником «модального джаза» Майлзом Девисом.

В начале 1960-х Армандо Энтони Кориа (настоящее имя Чика) играл латино в оркестрах Монго Сантамария и Вилли Бобо.

Время от времени он пробовал себя в джазе и даже сделал несколько профессиональных джазовых записей.

Однако окончательно сменил направление в 1968-м, когда Девису понадобился пианист, чтобы заменить надумавшего уйти Хирби Хенхока.

В 1970-х американская пресса называла Майлза Девиса «создателем звёзд», потому что почти все игравшие с ним молодые музыканты становились знаменитостями и долго не теряли популярности.

Сегодня так же называют Чика Кориа, хоть ему это определение и не по душе.

«Я никого не учу играть, не навязываю свою манеру исполнения, не хочу, чтобы мне подражали, и сам никогда этого не делал.

В джазе наставничество — очень условное понятие, мы все сами себе учителя», — говорит Кориа в одном из интервью.

Источник материала
Поделиться сюжетом