Ученые о причинах и следствиях застенчивости детей

main image main image

Ученые о причинах и следствиях застенчивости детей

«Далеко пойдет», - так часто предвещают судьбу ребенка, который пытается проявлять себя, не обращая внимания на мнение других и не боясь их оценки.

А бывают и другие повороты, когда ребенок может, знает, умеет, но в присутствии других людей испытывать чувство неловкости и скованности, боязливости и нерешительности.

Это то, что называется застенчивостью.

Застенчивому человеку трудно заводить знакомых (круг общения таких людей ограничен семейными рамками), такой человек не может адекватно воспринимать ситуацию, не может логично мыслить и даже забывает очевидные вещи, такие люди не способны открыто заявлять о собственном мнении и тем более его отстаивать.

Все это следствие застенчивости.

А причинами застенчивости является отсутствие уверенности в собственных силах.

Американский психолог Фил Зимбардо говорит о том, что застенчивость идет рядом со смущением, которое он сравнивает с «острой, но кратковременной потерей уважения к самому себе».

Исследователи этой проблемы, уверены, что застенчивость передается как по наследству, так и может вырабатываться в процессе жизни.

Психологи убеждены, что корни застенчивости нужно искать в детстве, когда человека не учили принимать и любить себя таким, какой он есть.

По мнению психотерапевта Николая Нарицина, «у каждого застенчивого человека есть свой «контролер».

Это может быть или старший товарищ, учитель, родитель, или кто-то другой.

И значимость его настолько высока, что застенчивый человек всегда ощущает рядом присутствие этого «экзаменатора».

А так как «экзаменатор» в результате постоянно ставит «неуд», то выбор любого варианта из возможных действий превращается в муку: ведь что бы ни сделал, контролер всегда будет недоволен».

Хочется, чтобы у каждого ребенка был любящий его «экзаменатор» и ставил «справедливые оценки».