Украинская сторона 1 октября подписала так называемую «формулу Штайнмайера».
Она предусматривает дальнейший обмен пленными с Российской Федерацией, разведение сил на Донбассе и переход от Минска к «нормандскому формату».
Вместе с тем, подписание документа вызвало негодование в ряде городов Украины, где прошли массовые акции под названием «Нет капитуляции».
Что же на самом деле скрывает в себе подписанный документ и не обернется ли он Украине третьим Майданом, ГолосUA узнал у политического эксперта Дениса Гаевского.
- Денис, что вы можете сказать про саму «формулу Штайнмайера»?.
- Главными пунктами в «формуле Штайнмайера» являются наделение Донбасса особым статусом и проведение выборов, но здесь есть большие разночтения, и, если читать Минские соглашения, то там говорится об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей.
То есть, допустим, Новоазовский район будет иметь больше полномочий, чем Бахмутский.
Это то же самое, как в Киеве Деснянский район имел бы больше полномочий, чем Днепровский.
- Насколько это реально?.
- На самом деле, это является нонсенсом, и я не очень представляю, как это можно выполнить на практике.
Что же касается выборов, то чтобы их провести, надо, как минимум, восстановить инфраструктуру, а это и реестр избирателей, и связь «Укртелекома».
В общем, по моему мнению, «формула Штайнмайера» практически неисполнима, и попытки ее выполнения застопорятся на каком-то из этапов.
- С чем можно связать высказывания партии «Слуга народа» о том, что будет в случае отказа от «формулы»?.
- Это можно назвать реакцией на акции протеста, которые прошли по Украине и не добавляют оптимизма Зеленскому, Офису Президента и партии.
- Скажите, а чем сама «формула» отличается от Минских соглашений?.
- Она просто детализирует эти соглашения по датам, и в ней говорится о порядке и процедуре выполнения ключевых пунктов.
Только и всего.
- Есть ли в ней какие-то позитивные моменты?.
- Повторюсь, в ней нет ничего, кроме детализации Минска, а по сути дела, шум о якобы капитуляции является только попыткой дискредитации Зеленского и не более того.
Если бы не было «формулы Штайнмайера», были бы протесты под каким-нибудь другим поводом.
Например, изменение Налогового законодательства, открытие рынка земли, не снижение тарифов и так далее.
- Эти протестные акции не могут перерасти в третий Майдан?.
- Я думаю, что нет.
Потому что для успешных антиправительственных акций подобного рода необходимо три условия.
Во-первых, это поддержка внутри элит, а сейчас протестующие имеют поддержку в лучшем случае двух маргинальных фракций в парламенте, это партия Порошенко и «Голос».
Вторым важным пунктом является международная поддержка, которой у протестующих нет, потому что есть консенсус в отношении «формулы Штайнмайера».
Третьим важным фактором является то, что МВД Авакова за последние годы наглядно показывало, что у него есть силы локализировать и рефлексировать на подобные протестные акции, чтобы они не представляли опасности для центральной власти.
Единственное, что Аваков может использовать фактор улицы, чтобы поторговаться с Зеленским по ряду вопросов.
Ведь недавно в парламенте собирались рассматривать законопроект, связанный с тем, чтобы вывести Национальную гвардию из подчинения МВД и передать ее Президенту.
Но, в целом, ситуация контролируемая, и я не вижу предпосылок того, что эти акции протеста могли бы перерасти в нечто большее и имели бы какие-то далеко играющие последствия.
- Возвращаясь к главной причине протестов, скажите, а сама «формула» нужна была или без нее можно было обойтись?.
- Это было одним из условий России для организации встречи в «нормандском» формате, поэтому с этой точки зрения, подписание «формулы» было ожидаемым декларативным шагом и жестом лишь для того, чтобы организовать эту встречу.
- Это подписание сможет послужить прекращению войны и возвращению оккупированных территорий?.
- Теоретически – да, но на практике саму «формулу» очень сложно реализовать, и это будет явно не быстро.
- В течении какого времени она может начать реализовываться?.
- Думаю, максимум, что мы сможем увидеть, так это разведение войск, обмен пленными, но с точки зрения политического урегулирования – вопрос трудно прогнозировать.
То есть никаких реальных и конкретных сроков нельзя ни назвать, ни предположить.