Король тарана: как Амет-хан Султан добился славы знаменитого летчика-аса
Король тарана: как Амет-хан Султан добился славы знаменитого летчика-аса

Король тарана: как Амет-хан Султан добился славы знаменитого летчика-аса

Ранним утром 31 мая 1942 года немецкий бомбардировщик «Юнкерс-88» направлялся в сторону города Ярославля.

Против него выступил «Харрикейн» за штурвалом которого сидел 22-летний Амет-Хан Султан.

Пытаясь остановить противника, летчик израсходовал весь свой боезапас.

Молодой человек в отчаянии: как остановить вражеский самолет теперь? Решение пришло мгновенно и уже спустя несколько секунд летел, чтобы протаранить врага.

«Харрикейн» ударил немецкий бомбардировщик снизу, однако и сам застрял с загоревшемся «Юнкерсе».

Оба летательных аппарата начали падать на землю...

Юношеская мечта.

Но это событие произойдет только спустя пять лет, после того, как Амет-хан Султан успешно окончил 1938 году аэроклуб в Симферополе.

Тогда он еще и не подозревал, что в ближайшем будущем ему суждено стать грозой немецких самолетов «мессеров», который получил прозвище «король тарана».

В 1939 году Амет вступает в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии, а в 1940 году заканчивает 1-ю Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу имени А.

В чине младшего лейтенанта его направили в 122-й иап.

После этого Амета направили младшим летчиком в 4-й истребительный авиационный полк Одесского военного округа, который дислоцировался под Кишиневом.

Здесь юношу и застала война.

Будущий легендарный летчик и дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан родился в Алупке в 1920 году.

Его отец был дагестанцем, а мать – крымской татаркой.

Подростком он после окончания школы поступил в железнодорожное училище и работал слесарем.

Однако в то время многие молодые люди мечтали о такой романтичной профессии, как летчик.

Не был исключением и Амет.

Его мечта осуществилась, а трудолюбие позволило добиться значительных результатов в избранной профессии.

В 1942 году 4-1 истребительный авиационный полк вошел в состав противовоздушной обороны города Ярославля в России.

Первая победа и последующая слава.

Именно здесь Амет-хан и получил свою первую победу.

После того, как 31 мая он протаранил немецкий самолет, ему грозила гибель также, как и противнику, ведь он протаранил его не сверху, как обычно это делали советские летчики, а – снизу.

Но для 22-летнего Амет-хана все обошлось благополучно: он выбрался из кабины и воспользовался парашютом.

За свою победу летчик получил награду – Орден красного знамени.

Уже летом того же года он воевал под Воронежем на самолете Як-1, а в августе участвовал в Сталинградской битве.

Талант молодого летчика оценили его коллеги и начальство.

Осенью, в октябре, он становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка.

Также он участвовал в освобождении Ростова-на-Дону, Таганрога, Малитополя и Крыма.

В 1943 году он, уже известный ас, был награжден званием Героя Советского Союза.

Однако в 1944 году его ожидало большое разочарование – когда он был в отпуске в своей родной Алупке он стал свидетелем депортации крымских татар.

Более того, младшего Амета – Имрана арестовали и судили военным трибуналом по обвинению в том сотрудничал в охранной полиции немцев «Шуцманшафте».

В литературных произведениях, которые были основаны на его жизни появилась версия, что Амет смог спасти свою, кроме младшего брата.

Однако документально нигде не подтверждено, что знаменитый ас, как-то повлиял на то, что его родных не депортировали.

Скорее здесь сыграл роль тот факт, что отцом Амета был дагестанец.

Семьи, в которых крымская татарка вышла замуж за представителя другой национальности не считались крымско-татарскими.

В 1945 году Амет-хан Султан награжден второй по счету Золотой звездой после того, как совершил 603 боевых вылета и сбил 30 самолетов противника лично и 19 в составе группы.

Победоносное окончание войны встретило его в Берлине.

В 1945 году он стал слушателем Военно-воздушной академии в Монино, но так и не доучился.

Уже в начале 1946 года он подал рапорт с просьбой отчислить его.

Уже в апреле этого же года Амет-хана уволили в запас.

Жизнь после войны.

Но летчик понимал, что не может жить без неба.

Вынужденный «отдых» отрицательно сказывался на нем.

Знаменитый ас пустился во все тяжкие – начал злоупотреблять алкоголем.

Несмотря на то, что война закончилась он не остался почивать на лаврах и не переключился на другую работу.

В 1947 году благодаря поддержке и помощи армейских друзей Амет-хан взял себя в руки и стал летчиком-испытателем Летно-исследовательском институте в Жуковском.

В этой сфере он тоже сумел за короткое время достичь высоких показателей и вскоре стал одним из лучших летчиков-испытателей.

В 1949 году ему присвоили третий класс-летчика испытателя, а в 1950 – второй класс.

Еще спустя два года Амет-хан Султан смог стать летчиком первого класса.

За 24 года летной карьеры прославенный летчик практически 100 типов летательных аппаратов.

Именно он на Ту-2 совершил первую в СССР дозаправку самолета в воздухе в 1949 году.

Свой последний полет Амет-хан Султан совершил в 1971 году 1 февраля.

Он стал для него «последним» в буквальном смысле – летчик погиб во время испытания нового реактивного двигателя на самолете Ту-16.

Знаменитый летчик так и не дождался исполнения своей самой главной мечты возвращения на родину его депортированного народа.

Длительное время он добивался реабилитации крымских татар.

Несмотря на то, что массовое возвращение крымских татар на родину началось в 1989 году, власти не помогали их возвращению на родную землю.

Только в апреле 1991 года вышел закон, который предусматривал реабилитацию репрессированных народов.

В 1993 году в родном городе летчика Алупке открыт одноименный музей Амет-хана Султана.

Кроме документальных кинолент о знаменитом асе также сняли и художественный фильм.

Максим Липчанский.

ua в Telegram.

Источник материала
Поделиться сюжетом