Какие "добровольные взносы" обязаны делать провайдеры за доступ в дома к своим абонентам
Какие "добровольные взносы" обязаны делать провайдеры за доступ в дома к своим абонентам

Какие "добровольные взносы" обязаны делать провайдеры за доступ в дома к своим абонентам

Для того чтобы провести в квартиру абонента кабель и предоставлять услугу доступа к Интернету, провайдер тратится не только на этот самый кабель и оборудование.

Практически всегда ему приходится "заносить" за доступ к инфраструктуре дома от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч гривен наличными, в виде «добровольных взносов» или обязательных дополнительных договоров.

А потом ежемесячно платить дань, которая зависит от аппетитов руководства ОСМД, управляющей компании, коммунального или государственного предприятия.

Решить проблему и, соответственно, позитивно повлиять на цену за доступ к Интернету, был призван Закон «О доступе к объектам строительства, транспорта, электроэнергетики с целью развития телекоммуникационных сетей».

Документ, который вступил в силу ещё летом 2017-го года, был призван урегулировать взаимоотношения операторов, провайдеров телекоммуникаций и собственников/распорядителей инфраструктуры касательно доступа к объектам инфраструктуры (определить четкие правила доступа и методики определения платы за доступ к, например, дому или опоре для подвеса кабеля), устанавливал граничные тарифы на доступ и законодательно закреплял эти взаимоотношения.

Но закон так и не смог заработать.

В ноябре 2018-го журналист нашего издания брал большое интервью у главы Комитета Интернет Ассоциации Украины по вопросам защиты экономической конкуренции, директора столичного оператора телекоммуникаций «Паутина» Александра Арутюняна.

Тогда, среди прочего, наш спикер отметил, что Закон о доступе не работает и провайдеры покупают доступ в дома к абонентам за газонокосилки и добровольные взносы.

Спустя год мы снова оказались в «Паутине», чтобы узнать у её руководителя, стали ли операторы работать комфортнее.– Александр, что за этот год изменилось в целом и для вашей компании в частности в плане доступа к объектам инфраструктуры?

.

– Ничего.

Никаких сдвигов нет вообще.

Я не могу сказать, что кто-то из собственников или распорядителей инфраструктуры выполняет Закон о доступе.

Даже государственные предприятия этого не делают.

После года общения с собственниками инфраструктуры (с теми, с которыми я сталкивался в рамках деятельности своей компании) я убежден, что без внесения правок об ответственности за невыполнение этого закона, никаких сдвигов и не будет.

Сейчас соответствующие правки пытаются внести, но, насколько мне известно, документ пока даже в первом чтении не рассматривался.

Участники рынка и сами понимают, что без изменений в этот закон он не заработает.

Проголосуют или нет за него депутаты – увидим.– Кому может быть выгодно, чтобы закон и дальше не работал?– Выгодно тем людям, которые на этом сделали бизнес из воздуха.

Это собственники инфраструктуры – в первую очередь, коммунальные предприятия, государственные предприятия, для многих из которых провайдеры являются без преувеличения бюджетообразующими.– Какова сейчас цена доступа провайдера к среднестатистическому абоненту?– В среднем – тяжело сказать.

Аппетиты глав ОСМД или частных ЖЭКов достаточно разные.

Если брать грубо, «среднюю температуру по больнице», то за небольшой дом в 100-150 квартир оператор последнее время платит 500-1500 гривен в месяц.

Если дом больше, то, конечно, и суммы больше.

За «вход» в дом цены разные в зависимости от возраста дома (новый дом/старый, недавно созданное ОСМД / давно созданное ОСМД и т.

д.), способа оплаты (заносится в карман/оплачивается на расчетный счет) и других факторов – от 5 тысяч гривен до 200 тысяч гривен.

Приведу пример.

У нас был договор с коммунальным предприятием «Київжитоспецексплуатація» (КЖСЭ) на целый ряд домов, но часть из этих домов стали управляться ОСМД.

Нам звонят председатели новосозданных ОСМД и приглашают «на поговорить», где говорят, что будут отключать нам электропитание (даже при наличии прямого договора с «Киевэнерго») и мы им ничего не сможем сделать.

И они так делают: у меня есть один дом под управлением ОСМД, где, не смотря на прямой договор моей компании с Киевэнерго, они всё равно отключают оборудование от электросети.

Когда же мы вызываем по этому поводу полицию, правоохранители вообще отказываются вмешиваться, мотивируя это тем, что это хозяйственные отношения, а они туда не лезут.

Глава же ОСМД разводит руками: «Это не мы.

Я не знаю, почему оно перестало работать, а их (сотрудников провайдера – Ред.) я не пущу, потому что они не подписали со мной договор на доступ».Если возвращаться к вопросу о суммах, то цифры могут быть разные.

Маленькие ОСМД как правило просят «кэш», большие ЖК или ОСМД из, например, нескольких домов, – просят «добровольные взносы» на безналичный счет.

С огромным количеством ОСМД мы в принципе не работаем, особенно с теми, кто просит у нас «кэш».

Для более-мене, скажем так, среднего оператора в принципе невозможно даже помнить, что тому, тому и тому, в тот, вон тот и этот дома нужно «занести».

Это нереально даже с точки зрения администрирования.

Поэтому со всеми собственниками инфраструктуры объекта доступа мы пытаемся заключить договор о безналичном расчете.

Но, опять же, мы сталкиваемся с тем, что эти «добровольные взносы» мы не можем даже указать у себя в отчетности как затраты.

Мы просто теряем эти деньги.

.

– В структуре тарифа провайдера сколько, в процентном соотношении, занимают различные платы за доступ к инфраструктуре? – Тяжело сказать.

Это зависит от количества абонентов в доме, типа услуг (рентабельные / нерентабельные)… Есть дома, в которых мы убыточны и в которых мы оплачиваем сервитут больше, чем в принципе нам платят абоненты в этом доме.

Поэтому очень тяжело назвать это в процентном соотношении.

Когда мы заключаем, например, договор с КП КЖСЭ, мы платим за каждую квартиру, вне зависимости от того, подключили мы её или нет.

Такую формулу используют очень много других собственников инфраструктуры (именно домов – обслуживающие организации): у кого-то одна гривна за квартиру, у кого-то – две, у кого-то – три, четыре и так далее… Подчеркну: плата взымается вне зависимости от того, подключена ли квартира к провайдеру.

Если в доме 200 квартир и несколько операторов, у одного из которых подключено в доме 20 квартир, то за 200 квартир он должен заплатить 800 гривен в месяц.

Это за небольшой дом.

При этом из 20 квартир при тарифе 150 гривен в месяц провайдер получает 3000 гривен.

То есть, более 25% от структуры тарифа – только плата за размещение оборудования.

Но стоит учитывать, что, как правило, эти 800 гривен платятся без НДС, а в структуре тарифа своего мы должны учитывать 20% НДС.

Также мы должны как-то «зайти» в этот дом.

Поэтому даже 20 клиентов в доме – как правило, это убыточно.

Более того, практически каждую неделю день мы получаем от различных собственников инфраструктуры письма об увеличении стоимости сервитута, платы за доступ, ежемесячных услуг.– Чем они мотивируют повышение стоимости?– Ничем.

– Они просто могут так делать?– Если брать в расчет Закон о доступе – нет.

Но всегда есть «но».

Операторам просто не оставляют выбора.– Но, всё же, они, обходя тот же Закон о доступе, ссылаются на какие-то документы, законы, решения… – Там у каждого свои нюансы.

Некоторые главы ОСМД вообще предоставляют счет своего «кореша, которому нужно сбрасывать на ФОП» ежемесячную плату.

Если же мы имеем дело с собственником инфраструктуры-юрлицом, то ООО прописывает в договоре, например, плату за «аренду места под размещение телекоммуникационного оборудования».

И всё.

Что их останавливает от того, чтобы повышать стоимость аренды? Они имеют право устанавливать цены на аренду такие, какие им вздумается.

А если провайдер вносит оплату на ОСМД (а это – неприбыльные организации), счета выставляются, как я уже говорил, как «добровольные взносы».

Какой нормой закона могут регулироваться добровольные взносы? Они же добровольные.

«Типа добровольные».Когда 99% страны не выполняет Закон о доступе, то единственный способ сдвинуть ситуацию с мертвой точки, – ввести ответственность за невыполнение закона.

Но это – только начало пути.

Собственники инфраструктуры активно используют подмену понятий: или используют те же вышеупомянутые договора аренды места или два договора – согласно Закону о доступе и плюс договор аренды места или обязательный договор на размещение рекламы.– Что имеется ввиду?– Если оператор заходит в дом и не набирает там определенного количества абонентов, он является убыточным.

Для того, чтобы набрать необходимое количество абонентов, он должен где-то разместить рекламу, провести рекламную кампанию, какие-то маркетинговые активности.

Это понимают и собственники инфраструктуры.

Они говорят оператору: «Хорошо, вот вам договор по доступу стоимостью 150 гривен и вот ещё обязательный договор на право размещать «визитку» в этом уголке нашего рекламного щита возле подъезда стоимостью четыре (пять, шесть и т.

д.) тысяч гривен ежемесячно».

А одно без другого каким-то образом перестает работать: как-то у тебя начинают обрезаться кабеля, как-то постоянно исчезает электропитание на твоём оборудовании…– С 2017-го года, с момента вступления в силу Закона о доступе в силу, какие-либо контролирующие органы интересовались его работой или невыполнением его норм?– Насколько мне известно, полиция вообще отказывается браться за это, даже если видят нарушения.

Единственный, кто рассматривает жалобы и иногда принимает позитивные для оператора телекоммуникаций решения, – Антимонопольный комитет.

У них есть практика, наработки и кейсы, когда операторы получали доступ к инфраструктуре.

Но большинство операторов и провайдеров телекоммуникаций не будет жаловаться в АМКУ.

Да, если АМКУ примет решение, провайдер получит доступ для размещения оборудования, но он не получит нормальных взаимоотношений с собственником инфраструктуры в дальнейшем.

Например, оператору телекоммуникаций нужно проложить кабель дальше, в квартиру абонента, а «ключ у сантехника, зайдите через неделю».

За эту неделю абонента подключит другой оператор, который, как раз, согласился, например, на дополнительный договор на размещение рекламы.

Поэтому, даже если ты через Антимонопольный комитет получаешь доступ, «силовым», скажем так, путем, то работать в таком доме практически невозможно.

Если же говорить о плате за доступ к опорам (ими распоряжаются крупные коммунальные и частные компании, которым не слишком выгодно ссорится с АМКУ – Ред.), то это немного другой вопрос.

Имею ввиду уже проложенные сети, магистральные или локальные линии, не связанные с доступом в конкретный дом.

Мы очень ждем понижения тарифов от Киевгорсвета.

Источник материала
Поделиться сюжетом