Я очень-очень смущаюсь и удивляюсь, когда меня узнают в городе.
Но сегодня - вот очень хотелось, чтобы узнали и вдруг остановились.
Когда за 10 минут я трижды слышу от родителей относительно детей разного возраста - "вот и оставайся тут, раз ты такая.
Будешь сама домой добираться!", "Я тебя оставлю тут самого в магазине, раз ты не хочешь идти", " Зачем мне такой непослушный ребёнок, живи тогда тут сам, а я пойду домой" - я, конечно, молчу, но точно выхожу из позиции "понимания и учитывания состояния и потребностей всех сторон".
Вот тут я резка и категорична.
Доверие ребенка.
При всей нашей усталости, при всех капризах и вредностях детей, мы - единственная опора и "надёжность" в жизни ребенка.
И это мы знаем, что никуда от ребенка не уйдем.
А для него наши слова - вероятная правда.
Самое страшное для живых существ - быть изгнанными из стаи, остаться без контакта, потерять ощущение безопасности.
Ради ощущения принадлежности, ради этой надёжности - мы в детстве готовы на все.
Манипуляции страхом отвержения и страхом одиночества - это действенно, но не по-взрослому и это....подло.
Да, это работает.
Но это обязательно нам вернётся - сложностями в адаптации к садику и школе (а вдруг меня, правда, оставят?), тревожностью, замиранием в развитии - потерей интереса к исследованию, агрессией.
Дети исследуют мир, только когда знают, что есть точка опоры и место, к которому могут "надёжно" вернуться.
Что можно было сделать:1.
Сказать - поиграй 2 минуты, когда прозвонит будильник - ты же услышишь сигнал (для супергероев) - переходить к следующему заданию.2.
Раз-два-три - побежали, кто быстрее добежит до выхода.3.
Как думаешь, сколько шагов великанов до выхода из магазина.4.
А можешь быть моим проводником - покажи мне дорогу, чтобы я не заблудилась.5.
Я тебя превращаю в самолет (мы самолёты) - полетели.6.
Взять на руки и вынести из магазина.7.
Сказать честно - я очень устала, а мне ещё очень много нужно успеть.
Помоги мне, пожалуйста,давай вместе сделаем...8.
Когда мы придем домой (пойдем дальше), давай считать жёлтые машины (каштаны, заглядывать в витрины и проч).9.
Давай как жабки перемещаться прыжками...Я понимаю, что это все - ресурсозатратно.
Я понимаю, что часто у нас нет ни сил, ни времени.
Но цена - ощущение доверия нам и миру.
Потом родители задают вопрос - а почему ты мне не рассказал, что тебя обидели, что тебе плохо, почему не попросил о помощи? Да , потому что есть вероятность, что от меня в сложной ситуации могут отказаться.
Наша задача дать ребенку ощущение, что сколько в наших силах и возможностях - мы с ним, и никогда не сдадим и не бросим, что бы ни происходило.
Простите за жесткость.