Нас утро встречает не прохладой, а фейками. Часть 2. Времена до интернета: откуда торчали антенны?
Нас утро встречает не прохладой, а фейками. Часть 2. Времена до интернета: откуда торчали антенны?

Нас утро встречает не прохладой, а фейками. Часть 2. Времена до интернета: откуда торчали антенны?

Георгий Почепцов.

19:11 11.12.2019.

Нас утро встречает не прохладой, а фейками.

Часть 2.

Времена до интернета: откуда торчали антенны?.

Список литературы прилагается!.

пропаганда.

СССР.

телевидение.

.

Пока мы не вышли на силу интернета, властителем дум оставался телевизор.

Для всех высшим уровнем было то, что показывал телевизор: программу "Время" или "Голубой огонек".

Из грязи в князи, да наоборот.

Мальчик кричит: волки!.

Ящик диктует.

Телевизор имел не просто наркотическую силу, даже в советское время он показывал то, что человек находил сам в программе и хотел посмотреть.

Не было обязательных новостей, которые показывали перед каждым сеансом в кинотеатре.

Из грязи в князи, да наоборот.

Телевизор как наиболее сильное на тот момент медиа решал все проблемы политического толка.

С его помощью можно было снимать людей, а можно было и поднимать на вершины славы и власти.

Таким примером были выборы: "Это телевизор в 1996 году из 2% Ельцина сделал 30 с лишним и продлил таким образом его царство.

Телевизор (вспомним Сергея Доренко, светлая ему память) убрал с пути-дороги главных конкурентов Путина — Лужкова и Примакова.

Правда, бывают моменты (прекрасные моменты!), когда телевизор бессилен.

В перестройку того же Ельцина уж так мочили, так мочили, а люди, вопреки официозу, все равно выбрали его себе, на свою голову.

Но так бывает редко, в переломное, лихое, смутное время" [3].

Телевизор был другом и взрослых, и детей.

Все мультики приходили в детские головы с помощью телеэкрана.

В детских мультиках не было много политики, но она все равно была.

Модель мира, в которой не акцентируется политика, все равно является политической, поскольку в ней присутствует иерархия.

Россия уже в наше время вышла с мультфильмом "Маша и Медведь" на мировой уровень [4].

Но одновременно это вызывает беспокойство критиков, которые видят в нем пропаганду Путина [5 - 7].

Хыбемяги говорит: "у этого мультфильма как у инструмента "мягкой силы" есть задача показать эстонским детям: Россия – это что-то хорошее, дружественное и так далее.

Дети смотрят его и думают: "Россия такая хорошая страна, там такие хорошие мультики", и в итоге у них сложится мягкий и хороший образ России.

Дмитрий Подтуркин.

Гибриднозвуковой фейк.

Дмитрий Подтуркин, Антон Швец.

Хор возмущения.

Это значит, что в будущем они будут хорошо принимать и гибридную пропаганду, которая дойдет до них из России.

Дети подумают: "Да, хорошая страна, значит, они не могут сделать ничего плохого".

И если Россия говорит, что эстонское правительство – плохое, что оно делает плохие вещи, эти дети в будущем будут гораздо больше верить такой пропаганде.

Именно таким образом "мягкая сила" вытесняет у детей один образ России, которая относится к Эстонии очень враждебно, новым, хорошим образом.

Это опасно" [8].

Мальчик кричит: волки!.

Следует обратить внимание и на следующее: "Есть еще один важный момент: такую гибридную пропаганду не обязательно делают потому, что кто-то ее заказал или захотел сделать.

Такой авторитарный режим, как в России, рождает людей, которые будут думать: "Лучше бы сделать такой мультик, где главный герой похож на Путина".

Мы уже видели такое в СССР.

Система сама будет рождать таких людей, которые будут думать так, как эта система хочет.

Им даже не надо приказывать.

Это особенность всех авторитарных режимов.

Это называется самоцензурой, с одной стороны, а с другой – это желание делать то, что, как они понимают, режим одобрит".

Можно возразить против такого подхода, назвав его алармистским, но если он возникает в головах специалистов, мы должны принимать его во внимание.

Тем более что и российские психологи не очень привечают этот мультфильм.

Вот мнение заместителя директора Института психологии РАН Андрей Юревич: "Некоторые из наших современных мультфильмов в определенной мере развивают.

Например, "Смешарики" содержат информацию о космосе, Олимпийских играх и др.

В чувстве юмора авторам этих фильмов тоже не откажешь.

Но, в отличие от мультфильмов советского времени, почти каждый из которых содержал какую-нибудь мораль и был ориентирован на воспитание, нынешние мультфильмы только развлекают, но не воспитывают, что выражает общую траекторию развития нашего общества: от познания и воспитания - к развлечению.

Бросается в глаза поведение современных мультгероев.

Они постоянно кого-нибудь пинают и дубасят, причем младшие, например Маша, уверенно пинают старших по возрасту, в чем тоже трудно не усмотреть характерный для молодых современников культ агрессивности и демонстративное неуважение к старшим, хотя и в смягченном виде.

Кроме этого, возникает впечатление, что нынешние мультфильмы какие-то недобрые.

У Маши из "Маши и медведя" лицо ребенка, от которого можно ожидать чего угодно" ([9], см.

также [10 - 11]).

Виртуальный мир задает нам ценности и стандарты поведения.

Тем более это важно для маленького ребенка, у которого не так много возможностей получения такой информации.

Поэтому мультик становится для него дверью в большой мир, хотя на самом деле это не так, поскольку реальный мир во многом не похож на мир виртуальный.

Виктор Трегубов.

Неизбежный конфликт.

Антон Швец.

Зачем нам Марс?.

Ящик диктует.

Эти стандарты со временем могут меняться.

Витухновская пишет: "архетипической красной дивой, символом женского начала страны сделали очень среднего уровня певицу с заурядной внешностью — Аллу Пугачеву.

Чтобы одновременно и удовлетворять запросы, и не травмировать эго типических «работниц» и «крестьянок» — от продавщиц сельпо до учительниц, чиновниц и депутатш.

Тем более, «женщина, которая поет» — это уже не просто «баба с веслом», стоявшая в каждом парке культуры каждого города в СССР, с крепкой спиной и широкими бедрами, это нечто, символизирующее развитие предыдущего образа, но с большей претензией на культурность и социальность.

От грубой псевдогреческой стилистики до псевдоримской имитации «поющей богини» — именно таков жизненный цикл советского культурного женского образа" [12].

Возврат на сцену артистов советского времени трактуется как инструментарий по усилению сегодняшней государственности: "Культурная легитимация существующего российского общественно-политического строя путем внесения в его тело некогда блиставших персонажей, прежде всего, говорит о полном отсутствии самой среды, из которой они могли бы происходить, что называется, естественным путем, не говоря уже о том, что существующие и поддерживаемые по остаточному принципу «ветераны сцены» — такие как Алла Пугачева и преисполненная по-настоящему трансильванской, «сатанинской», хтонической энергетики София Ротару, в настоящем уже представляют собой скорее антирекламу самих себя, чем средство по вызову необходимой ностальгии у переходных поколений, родившихся еще при СССР и заставших его трансформацию в нынешнюю форму государственности" (там же).

Так называемая "мягкая сила" отличается тем, что она несет слабые воздействия, но они могут быть долгодействующими по результату и не встречать сопротивления при получении.

Мы живем в мире, насыщенном информацией, в котором реальность теряет свою силу воздействия.

Вместо нее на арену выходит виртуальность, которую легче создавать, чем реальность, и наиболее легко тиражировать.

Наш мир - это мир телесериалов и мультиков, музыки и песен, Фейсбука, Твиттера и Инстаграма.

Мы начинаем в него верить, поскольку сами тоже участвуем в его создании.

В мире завтрашнего дня объем не реального, а виртуального опыта будет только возрастать.

Утрируя можно сказать, что взрослые будущего будут бояться Бабы Яги точно так, как сегодняшние дети...

Георгий Почепцов.

Нас утро встречает не прохладой, а фейками.

Часть 1.

Победа любой ценой и Эстония-2007.

Часть 2.

Времена до интернета: откуда торчали антенны?.

Brown Z.

Myth Versus Lethality: Losing the Plot in the Information War.

Кравченко Л.

СССР разрушили Яковлев и Шеварнадзе.

Мельман А.

Телевизор показал толстый намек на преемника Путина.

Арефьев Е.

Russia и медведь: как российский мультфильм стал мировым хитом и попал в Книгу рекордов Гиннесса.

Bridge M.

Children’s show is propaganda for Putin, say critics.

Masha, Bear, and Propaganda //.

Kirillova K.

Movies and propaganda: How the Kremlin influences public opinion at home and abroad.

Крутов М.

Путин, Маша и Медведь.

Владыкина Т.

Мульт личности.

Что настоящие психологи думают о «Маше и медведе».

«Маша и медведь» признан самым вредным мультфильмом для детей.

К такому выводу пришли российские психологи.

Витухновская А.

Женщины, которые поют: как страна меняет свои архетипы.

Рубрика "Гринлайт" наполняется материалами внештатных авторов.

Редакция может не разделять мнение автора.

.

Украина и поверхностные аналитики.

В национальных ли интересах США помогать Украине? #Vox.

Vox Ukraine.

09:01 25.09.2017.

.

Перспективы дворцовых переворотов.

Короткий дайджест пятницы для вас.

Черный день в истории Украины.

Бывали дни и хуже, но все равно крайне неприятное окончание недели.

Архивный материал.

12:52 12.07.2014.

поддержать проект.

и помоги редакции.

Загрузка...

View the discussion thread.

Источник материала
Поделиться сюжетом