Наше дно и реформа образования. Часть 4. Ода советскому учебнику
Наше дно и реформа образования. Часть 4. Ода советскому учебнику

Наше дно и реформа образования. Часть 4. Ода советскому учебнику

Леонид Штекель.

14:00 12.12.2019.

Наше дно и реформа образования.

Часть 4.

Ода советскому учебнику.

От Платонова до СССР.

реформа.

образование.

СССР.

Украина.

.

«Ни на одних часах стрелки не указывают, как жить».

Ежи Лец.

Наше дно и реформа образования, список доступных частей:.

Часть 1.

Зачем вообще нужна школа?.

Часть 2.

Советская школа.

Часть 3.

Советская цивилизация.

Знайка: Можно подумать, что советские учебники были лучше?.

Незнайка: Я помню, как впервые прочитал уже во взрослой жизни учебник по российской истории для гимназий Сергея Фёдоровича Платонова.

Когда сравниваешь его учебник с советскими учебниками, просто не о чем говорить.

Советские — вопиющее невежество, хотя я и не во всем согласен с его концепцией русской истории.

Но это уже совершенно иной разговор.

Знайка: И о чём мы сейчас спорим?.

Незнайка: На советские гуманитарные учебники работала вся система советской пропаганды: фильмы, развлекательные и научно-популярные книги, лозунги идейной борьбы и т.

Крайне поверхностный и декларативный учебник опирался на всю мощь пропаганды.

Существовал хоть какой-то стимул его читать.

А что сейчас? Мы берём учебник, написанный по советским лекалам, с нормами классовой борьбы, с предпочтениями в истории советской пропаганды, и пытаемся втюхать ребенку этот бред.

Как вы думаете, кто-то будет его читать с интересом? С малейшим интересом?.

Знайка: Но сейчас не изучают историю России, или вы забыли об этом?.

Незнайка: А вы думаете, учебник по истории Украины пишут по другим правилам, не как в СССР? Точно так же.

Вместо марксизма-ленинизма и классовой борьбы — национальная идея.

А в остальном всё точно так же.

До запятых.

Ведь главное что? Ребенку должны забить в голову ряд обязательных деклараций и лозунгов.

Это правило буравчика можно зазубрить.

А историю зубрить нельзя, её нужно знать.

Это разные вещи.

И с литературой нельзя зазубрить цитаты классиков и прикрывать ими пустоту души.

Знайка: Школа должна воспитывать гражданина!.

Незнайка: Мы ещё поговорим, кого и как должна или нет воспитывать школа.

Я хотел бы сказать пару слов и о учебниках по точным наукам.

Знайка: Но здесь-то вам, небось, советские учебники нравятся?.

Незнайка: Даже к учебникам и по физике, и математике в СССР были вопросы.

Не случайно, как только в годы перестройки подул ветер свободы, попытались создать новые варианты учебников, в том числе и учебники-комиксы.

Но не успели — СССР сдох раньше, чем эти учебники ушли в серию.

Проблема учебников по точным наукам в СССР — их тошнотворная скука.

Нужно очень любить физику и математику, очень хотеть её учить, чтобы читать эти учебники.

Неслучайно в СССР многие хорошие учителя использовали наряду с учебниками научно-популярную литературу.

которую тогда публиковали сотнями тысяч экземпляров.

Того же Перельмана, массу переводных книг и так далее.

Для поступления в вузы читали и решали пособия и задачи для поступающих.

Кто-то читал Сканави, кто-то другие книги, уже не помню фамилии авторов, но выбор по физике и математике был всегда.

И так далее.

Если у школьника было желание, стимул и настойчивость, он мог учить физику и математику с этими, не очень удачными учебниками.

Но сами по себе учебники, увы, были не очень интересные.

Но современные украинские учебники по этим дисциплинам — ещё хуже.

И вот здесь мы подходим к главному проклятию нашей школы — к тотальной бюрократизации обучения.

Знайка: Можно подумать, что советская школа не была насквозь бюрократизирована.

Рубрика "Гринлайт" наполняется материалами внештатных авторов.

Редакция может не разделять мнение автора.

.

Как Джон Нэш уничтожил образовательную систему Украины.

Ситуация, которая сложилась на образовательном рынке Украины, — это цепочка неких соглашений вида lose-lose, в которой каждый участник принимает для себя максимально выгодное решение, но в итоге проигрывают все.

Тарас Котов.

13:39 02.09.2016.

.

Онлайн vs офлайн.

Какое образование нужно в XXI веке.

Онлайн-курсы vs классическое образование в университетах.

Наблюдаем за битвой на #Vox.

Vox Ukraine.

08:52 10.06.2017.

поддержать проект.

и помоги редакции.

Загрузка...

View the discussion thread.

Источник материала
Поделиться сюжетом