Рада начала войну с "отмыванием" денег в Украине: детали закона.
Верховная Рада поддержала закон, который должен противодейстовать легализации доходов, полученных различными незаконными путями.
Сработает ли?.
сегодня, 18:01.
Читати українською.
Неделю назад Верховная Рада сделала очередной шаг по интеграции лучших практик предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Парламентарии поддержали закон, внедряющий новые подходы к регулированию соответствующей сферы.
Этот документ в случае его подписания президентом не только огорчит теневых дельцов, олигархов и "черных" нотариусов, но и поспособствует защите собственности рядовых граждан.
Закон касается каждого, поскольку граждане постоянно осуществляют финансовые операции, покупают или продают имущество и т.
И это не только правовые действия, осуществляемые на финансовых рынках, но и соглашения, которые обеспечиваются нотариусами, аудиторами, риелторами и др.
Законом определяются реальные предохранители против незаконной перерегистрации имущества нотариусами и регистраторами, и в целом уделяется внимание вопросам утверждения собственности и получения правомерных доходов.
При этом акцент делается на применении адекватных мер по идентификации уголовных активов и их недопущении в финансовую систему.
Но обо всем по порядку.
Согласно преамбуле, этот закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства, обеспечение национальной безопасности путем определения правового механизма борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения.
В целом, хотя и со значительным отставанием, но мы идем в тренде по установлению стандартов и содействию эффективному осуществлению правовых, регулятивных и операционных мер в борьбе с "грязными" деньгами.
Как-никак с момента создания профильной международной организации FATF, которая занимается этими вопросами на международном уровне, прошло уже 30 лет.
Фактически FATF является органом, который разрабатывает политику и непосредственно формирует перечень необходимых мер, подталкивая страны к осуществлению шагов по предотвращению и противодействию отмыванию средств, полученных преступным путем, финансированию терроризма и подобным угрозам международной финансовой системе.
Другими словами, эта организация разработала ряд рекомендаций для всех государств, которыми устанавливаются межнациональные стандарты.
С официального веб-сайта FATF становится понятно, что это полноценный тренд не только среди развивающихся стран, есть также примеры среди государств с успешными экономиками (Сингапур, Норвегия, Испания).
Впервые соответствующие рекомендации, а позже и оценки выполнения планов действий были опубликованы в 1990 г.
Периодически их актуализируют согласно новым вызовам, встающим перед международной финансовой системой.
Не считаю себя профильным экспертом в вопросах предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) "грязных" денег.
Более того, как выяснилось, в нашей стране принятие упомянутого закона не является первым шагом в соответствующей сфере.
Еще в 2002 г.
парламент принял первый закон против отмывания "грязных" средств.
В дальнейшем этот акт существенно обновили в 2010-м и 2014 г.
Это подтверждает, что пересмотр методов отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, как и контрмеры к подобным процессам, безусловно находятся на повестке дня.
Конечно, если мы стремимся к западным практикам, а не к постсоветскому авторитарному управлению государством.
Более того, даже недемократические режимы противодействуют соответствующим процессам, но с другой целью — не допустить смены режима.
Инструментарий тот же, но цель несколько иная.
Однако вернемся к законопроекту, который в целом поддержала Верховная Рада 6 декабря.
Основой для его принятия стала новая Директива ЕС о предотвращении использования финансовой системы для отмывания денег и финансирования терроризма, принятая в 2015 г.
За основу были взяты международные подходы, в частности уже упомянутые Рекомендации FATF, Антитеррористическая резолюция Совета Безопасности ООН, Регламент ЕС по денежным переводам (2015), Конвенция Совета Европы о поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путем (Варшавская конвенция 2010 г., ратифицированная в 2014-м), меморандумы с МВФ, Соглашение об ассоциации с ЕС, план действий по членству в НАТО, а также договоренности с Еврокомиссией о предоставлении макрофинансовой помощи на 500 млн евро.
Суть законопроекта заключается в широком перечне новаций, среди которых идентифицируем самые важные.
Во-первых, внедрение риск-ориентированного подхода (для субъекта первичного мониторинга, регуляторов) в оценке операций, где акцент будет делаться на степенях риска, а не на всех подряд трансакциях, где эти риски минимальны.
Чем выше риск у клиента, тем серьезнее меры проверки операций.
Заметим, что государство отходит от практики сплошного мониторинга операций рядовых граждан.
Наоборот, осознавая, что все граждане являются участниками гражданско-правовых и финансовых отношений, этот закон создает инструменты для полноценной реализации своих прав и интересов именно добропорядочными гражданами, имея целью противодействовать преступникам.
Во-вторых, увеличение суммы пороговых трансакций с 150 тыс.
до 400 тыс.
грн, а также уменьшение количества критериев обязательного мониторинга с 17 до четырех: денежной наличности, вывода денег за рубеж, "черного списка" и PEP (политически значимых персон).
Будет предоставлено разрешение на дистанционную верификацию клиента, на что безусловно есть значительный спрос на финансовых рынках, использующих новейшие технологии.
Открыть счет в банке, находясь дома за компьютером, с помощью дистанционной верификации с использованием электронной цифровой подписи — это практика дня сегодняшнего в развитых странах.
Принятый Верховной Радой закон вводит такие процедуры и в Украине.
Совершенствуются процедуры проверки конечных бенефициарных владельцев.
Что касается PEP, то этот статус уже не привязывается лишь к трехлетнему сроку после увольнения, — акцент смещается на осуществление усиленных мер в зависимости от риска такого PEP, но не менее чем в течение года после увольнения.
В-третьих, введение новой процедуры по замораживанию террористических активов, что отвечает требованиям Совета безопасности ООН.
Также существенно усиливаются санкции за нарушения в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) средств, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Чем серьезнее нарушение, тем выше санкция.
Например, штраф для банков и финансовых учреждений — 10% годового оборота (однако до 135 млн грн), для представителей нефинансовых профессий — двойная сумма выгоды (но до 27 млн грн).
В-четвертых, внимание к новомодным процессам — биткоин-трансакциям, а также к подобным переводам при участии криптовалют.
Их тоже начнут мониторить.
На профильных сайтах уже было детализировано, кто и как должен отслеживать трансакции.
Напомним, что самих криптомонет не существует в том виде, в котором мы привыкли видеть типичные валюты — доллары, фунты, евро — на счетах в банковских учреждениях.
Цифровые деньги не хранятся и на биткоин-адресах.
В виртуальном кошельке есть лишь записи о подписанных трансакциях между кошельками или счетами.
Баланс таких записей может меняться в зависимости от выполненной операции, а именно: записи хранятся непосредственно в цепочке блоков, которая выглядит как книга учета (blockchain).
Ответственным от государства станет Министерство цифровой трансформации.
По сути это важный шаг, ведь именно эти средства являются максимально обезличенными по сравнению с обычными банковскими трансакциями.
И именно они могут очень скоро стать популярнейшим способом для отмывания "грязных" денег, финансирования терроризма, финансирования распространения оружия массового уничтожения и т.
Напоследок замечу, что внедряется много новых юридических терминов, которые встречаются в отечественном законодательстве впервые.
Речь идет о "банке-оболочке", "агенте", "трасте или другом подобном правовом образовании", "цепи контроля/владения", а также о "заведомо оплаченной карточке многоцелевого использования".
До этого соответствующие термины если и употреблялись, то совсем в другом понимании.
Показательно то, что поддержали этот документ депутаты от "Слуги народа", "Голоса", двое представителей группы "За будущее" и несколько внефракционных.
Объяснений отказу от голосования за этот закон фракций Медведчука—Бойко, Порошенко, Тимошенко найти не удалось.
Безусловным драйвером процесса стали не только члены правительства, в частности министр финансов Оксана Маркарова и руководитель Госфинмониторинга Игорь Черкасский, но и отдельные народные депутаты.
В конце концов, трудно спорить о важности интеграции Украины в общепринятые принципы и подходы в предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) средств, полученных незаконным путем.
Однако с уверенностью можно утверждать лишь одно: не следует надеяться, что, настраивая автоподзавод в часах отечественного производства, мы сразу получим последнюю модель от швейцарского мастера с турбийоном, которую не нужно будет подкручивать в ежедневном режиме.
Ведь именно так функционирует законодательный класс — сначала мы вводим новомодные мировые практики, а потом в истерическом режиме меняем профильный закон, потому что "что-то пошло не так", и в этом виноваты не персоналии, а недоработанный нормативно-правовой акт.
Наталия Лещенко.
отмывание денег.