Школьная реформа. Какие изменения вносит закон о среднем образовании
Школьная реформа. Какие изменения вносит закон о среднем образовании

Школьная реформа. Какие изменения вносит закон о среднем образовании

На прошлой неделе Верховная Рада приняла закон «О среднем образовании».

Что нового вносит он в школьную жизнь? Какие основные изменения для учеников и педагогов прописаны в этом документе?.

На учебу - без конкурсов и языковый вопрос.

Нововведения, которые есть в законе, касаются как детей и учителей, так и директоров школ.

В законе определено количество учеников в классах.

В государственных и коммунальных учреждениях в классах может быть не больше 30 учеников, а в младших классах – максимум, по 24.

Для открытия класса в селе необходимо не меньше 5 детей.

Если столько не набирается, можно учиться по одной из альтернативных форм или в другом территориально доступном учреждении.

А если количество учеников в классе уменьшилось в течение учебного года, закрывать класс до конца учебного года нельзя.

Если другие учреждения недоступны, в виде исключения, в классе сельской местности может быть и меньше 5 учеников, но только - по решению учредителя и за счет средств местного бюджета.

Конкурсов при приеме в школы не будет.

Дети будут закрепляются за школами в микрорайоне их регистрации.

К слову, эта норма уже действует в течение двух лет, но она была закреплена распоряжением Минюста.

Языковый вопрос будет воплощаться в трех моделях.

Первая из них предназначена для коренных народов Украины, которые не проживают в среде своего языка и не имеют государства, которое защищало бы и развивало этот язык.

Она рассчитана в основном на крымских татар.

В соответствии с ней, дети будут учиться на языке своего народа с 1 по 11 (12) класс, а параллельно и достаточно основательно будут изучать украинский язык.

Вторая модель рассчитана на детей тех школ, где обучают на языке национальных меньшинств, языки которых принадлежат к языкам Евросоюза.

В них обучение будет вестись на материнском языке в начальной школе, вместе с тем ученики будут изучать и государственный язык.

В 5-м классе будет не менее 20% годового объема учебного времени - на украинском языке с постепенным увеличением его объема.

В 9-м классе дети должны изучать на государственном языке не менее 40% предметов.

А в старшей школе на государственном языке будет вестись не менее 60% годового объема учебного времени.

Третья модель подготовлена для остальных учеников-представителей национальных общин Украины: нацменьшинств, язык которых принадлежит к той же языковой семье, к которой принадлежит и украинский язык, а также проживающие преимущественно в среде собственного языка.

Она рассчитана на русскоязычных школьников.

Эта модель предполагает, что преподавание в начальной школе будет вестись на языке меньшинства наряду с изучением украинского, а с 5 класса уже не меньше 80% учебного времени будет преподаваться на украинском.

«Мы сейчас готовимся к тому, чтобы с сентября школы, в которых учились на русском, с пятого класса перешли на изучение предметов на украинском языке.

При этом родной язык и литературу будут преподавать на русском.

Плюс есть возможность факультативов и внеклассного обучения.

А начальная школа остается на родном языке», - заявила министр образования и науки Анна Новосад.

И добавила, что учителям и ученикам этих школ предоставят адаптационный период и, возможно, скорректируют учебные программы.

«Нам сейчас на самом деле важнее подготовить учителей, чтобы они были готовы преподавать на государственном языке и подтянули свою терминологию.

Для них мы будем делать отдельные курсы повышения квалификации, летнюю школу для того, чтобы они улучшили свои знания языка», - сказала она.

Дети с особыми образовательными потребностями и те, которые дополнительно углубленно учатся вне школы, смогут подать заявление в школу, чтобы создать индивидуальный учебный план.

Для таких детей будет проводиться годовое оценивание.

Возможно, этим шансом будут пользоваться дети, которые учатся за границей, чтобы получить аттестат не только за рубежом, но и в Украине.

В законе также прописана возможность проведения индивидуальных или групповых консультаций для тех учеников, которые в этом нуждаются.

По сути, то же репетиторство, только за государственный счет.

Приживется ли оно?.

В школах также запретят платные образовательные программы, которые оплачивают родители.

О пенсионерах на контракте и учителях без педобразования.

Закон также предполагает наказания учеников и учителей.

Учеников – если их поймают на плагиате, списывании или обмане.

В виде наказания предусмотрены замечания, повторное прохождение итогового оценивания, повторное прохождение итоговой аттестации или даже повторное прохождение этой же дисциплины.

Их могут лишить стипендий, мест на олимпиаде и нез0аслуженно заработанных наград.

Решение об этом принимает педколлектив.

А учителей за взяточничество, необъективное оценивание знаний, фабрикацию оценок и другие неблаговидные поступки могут лишить педагогического звания, запретить выплату поощрений, не допустить к повышению квалификации и т.

Решение о наказании учителей также будет принимать педколлектив школы.

Всегда ли объективно?.

В законе закреплено право родителей только на добровольных началах выполнять решения органов родительского самоуправления по сбору средств на какие-то нужды школы или класса.

Также им разрешено посещать уроки своих детей (по предварительному разрешению администрации школы), а родителям детей с особыми потребностями можно быть на уроках в качестве ассистентов учителей.

Шкала формирования зарплаты учителя ориентируется на ставку в 18 учебных часов.

20-25% будут доплачивать за классное руководство, 10-20% - за проверку заданий, за заведование мастерскими и кабинетами - 15-20%, за заведование комнатами хранения оружия, тирами, музеями - 10-15%, за руководство структурными подразделениями - 25%, за заведование учебными кабинетами, лабораториями, спортзалами - 10-15%, библиотеками - 5-15%, за работу в инклюзивных классах - 20%, за обслуживание компьютерной техники - 10-15%, за внеклассную работу - от 10 до 40%.

Первый год работы молодых учителей будет называться интернатурой, а их коллеги-наставники будут получать 20% надбавки.

Согласно закону, учителя должны будут освоить оказание домедицинской помощи.

С педагогами-пенсионерами школы будут заключать срочные контракты.

А в школах смогут работать люди с любым образованием, не только с педагогическим.

Главное – знание предмета.

Однако не смогут стать учителями те, кто совершил преступление против половой свободы или половой неприкосновенности.

Директора школ будут работать по 6-летнему контракту.

Один человек сможет занимать директорскую должность не более двух сроков подряд в одной школе.

Выбирать директоров будет независимая комиссия при участии педагогов школы и родителей учеников.

Претенденты могут быть без педобразования, но не смогут участвовать в конкурсе те, кто был признан виновным в совершении коррупционного преступления.

Есть те, кто одобряет принятый закон, но немало и тех, кто его критикует.

«Новый закон о среднем образовании, который сегодня приняла Верховная Рада, не вводит давно назревшие в украинской школе изменения, а блокирует их..

То, что мы получили - это работа не на пятерку, в лучшем случае - на тройку.

Да, в этом законе есть важные изменения.

Например, нам удалось добиться уменьшения количества учеников в классе начальной школы с 30 до 24.

Нам удалось изменить подходы к оценке в начальной школе.

Усилить роль учеников в жизни школы.

Этот закон позволит честным специалистам занять должности директоров школы.

Но вместе с тем он не дает ответов на множество вопросов.

И мне очень жаль, что мы принимаем такой закон», - заявила с трибуны Верховной Рады народный депутат, член комитета по вопросам образования, науки и инноваций, в прошлом – замминистра образования и науки Инна Совсун.

Впрочем, критика закона с длительной историей подготовки к принятию (больше двух лет) только началась.

А свою жизнеспособность или ошибочность документ докажет уже в ходе внедрения его в школьные реалии.

Алла Рыбалко.

ua в Telegram.

Источник материала
Поделиться сюжетом
Упоминаемые персоны