Тайна двух Океанов. Почему ГПУ хочет забрать завод "Океан" у нового собственника и при чем здесь Кремль
Тайна двух Океанов. Почему ГПУ хочет забрать завод "Океан" у нового собственника и при чем здесь Кремль

Тайна двух Океанов. Почему ГПУ хочет забрать завод "Океан" у нового собственника и при чем здесь Кремль

Николаевский судостроительный завод "Океан", возобновивший полноценную работу в 2020 году после практически восьмилетнего простоя из-за тянувшегося с 2012 года процесса завершения банкротства, вновь оказался перед риском закрытия.

13 декабря в Офисе Генерального прокурора (ОГП) заявили, что Печерский районный суд по их ходатайству наложил арест на все имущество "стратегически важного для страны предприятия с целью предотвращения дальнейших попыток его незаконного отчуждения".

Благое желание спасти "Океан" от упадка может привести к обратному результату – пока имущество судостроительного завода арестовано, предприятие не будет иметь возможности привлекать кредитные средства для осуществления производственной деятельности.

Кредиторы намерены продать завод "Океан".

Тем не менее, что именно арестовали в ОГП спустя 4 дня так и не стало известно, так как подтверждающего новость Генеральной прокуратуры решения Печерского суда пока не находится в списке Единого судебного реестра.

Неясность вызывает и употребленное в публикации ОГП название "Океана" – там он указан под наименованием публичного акционерного общества "Николаевский судоремонтный завод "Океан", которое было ликвидировано в конце 2018 года.

В самой Генеральной прокуратуре пока отказываются уточнить информацию, а публичные обращения компании игнорируют.

Русские идут!.

Новость об аресте стала неожиданностью для нынешних владельцев "Океана".

Получивший контроль над предприятиям в конце позапрошлого года по итогам аукциона, бывший руководитель Николаевского морского порта, Василий Капацына в срочном порядке выехал в Киев, где во время пресс-конференции призвал Генпрокурора Руслана Рябошапку дать объяснение решению, в котором тот, по данным владельца "Океана", принимал непосредственное участие.

Капацына настаивает, что имеет все законные основания для владения предприятием, а решение ОГП рассматривает как акт диверсии со стороны бывшего собственника судостроительного завода Игоря Игнатова, при котором предприятие стало банкротом.

Украинский завод построит для голландцев две баржи из стали Ахметова.

Владелец "Океана" также назвал Игнатова "работающим на ФСБ" и представителем интересов российского бизнесмена, бывшего члена совета директоров "Газпрома" Игоря Юсуфова.

Цель россиянина, по мнению Капацыны, – не добиться возрождения украинского судостроения.

"Русские атакуют – по линии ГБР, и по линии СБУ забрасывают недостоверную информацию для возбуждения дел.

В России сделали все, чтобы руками украинской власти и украинских правоохранительных органов уничтожить завод.

Ситуация сейчас очень плохая - сегодня от нас реально отвернулись все партнеры и заказчики.

За эту провокацию я, как бывший контрразведчик, ставлю ФСБ "пятерку", - оценил работу российских спецслужб Василий Капацына во время пресс-конференции в 15 января, а также пообещал предоставить Прокуратуре сведения, подтверждающие данную информацию.

Несмотря на готовность руководства завода сотрудничать с госорганами и просьбу Капацыны об "аудиенции" с Рябошапкой, спустя четыре дня после первоначального сообщения никакой дополнительной информация касательно ареста в Офисе Генерального прокурора не предоставили.

Не возымел действия и призыв владельца "Океана" к Генпрокурору – в ведомстве за два дня, которые тот находился в Киеве, с ним так и не связались.

Так как в тексте ОГП речь идет не о действующем сейчас предприятии ООО "Океан", но о прекратившем свою деятельность после продажи на аукционе "Николаевском судоремонтном заводе Океан".

Что именно означит судебный вердикт на практике и каким образом он отразится на деятельности предприятия в дальнейшем, пока не ясно.

Однако, как сам арест, так и прозвучавшая в сообщении риторика совпадают с тем, как производился арест того же имущественного комплекса в 2016 году.

Как объяснил Василий Капацына, его инициировал тогдашний глава прокуратуры Игорь Луценко по просьбе Оксаны Билозир.

Николаевский судостроительный завод пустят с молотка.

Не удивлюсь, если основанием для обращения ОГП в суд стали искаженные данные, предоставленные прокурорам для введения их в заблуждение теми же лицами, что и в 2016 году", - в свою очередь рассказала UBR.

ua арбитражный управляющий Ирина Сербин.

Претензии были и к Капацыне.

Несмотря на впоследствии успешный запуск работы "Океана" новым собственником, несогласия с итогами очередной "приватизации" выражали не только оставшийся не у дел Игнатов, но и общественностб.

Как пишет представитель консалтингового агентства "Центр коммуникативных технологий Статус" Кирилл Рыжанов для издания "Таймер", Василий Капацына для покупки завода мог заручится поддержкой бизнесмена Вадима Новинского.

В 2011-12 годах Smart Holding олигарха осуществлял управление заводом, а перед объявлением о банкротстве "Океана" связанная с Новинским компания "Консалтинг-Гамма" стала крупнейшим кредитором предприятия.

Правда, как сами собственники, так и осуществлявшая ликвидацию ПАО "НСЗ "Океан" Ирина Сербин не затрудняются с объяснениями относительно дешевизны проданного актива.

Так, во время пресс-конференции Сербин объяснила, что первоначальная стоимость завода достигала суммы общей кредиторской задолженности предприятия, достигая 1,8 млрд грн.

В дальнейшем она была снижена, но этого требовало само законодательство, которое предусматривает 50% и более снижение стоимости лота в случае проведения повторных аукционов.

"В Фейсбуке звучала критика относительно низкой цены, за которую продали завод.

Но критикующие при этом не учитывали, что завод продавался с долгами.

Потом новые собственники подтвердили их выплату.

Тем более, касательно условий проведения аукциона как такового ни у кого претензий не было ни тогда, ни сейчас", – рассказывает эксперт николаевского консалтингового агентства "Центр коммуникативных технологий Статус" Федор Левченко.

Украинские судостроители готовы выпускать до 30 кораблей в год.

"Блокировать работу завода, который получает заказы и создает рабочие места в любом случае контрпродуктивно.

Если у правоохранительных органов есть претензии к законности приобретения "Океана", касающееся того, что он был продан за "5 копеек", то их нужно решать таким способом, чтобы завод не был заморожен", - отметил в комментарии UBR.

ua директор Центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко.

Мусиенко также привел в пример Германию, которая во время воссоединения продавала заводы "чуть ли не за 1 марку, лишь бы сохранить рабочие места".

Цель – отпугнуть иностранных заказчиков.

Единственным фактическим итого опубликованного во вторник сообщения Офиса Генпрокурора и проведенной руководством "Океана" пресс-конференции стал вызов поводившей в 2016-18 годах ликвидацию обанкротившегося публичного акционерного общества "Океан" Ирины Сербин на допрос в Государственное бюро расследований.

Там она выступала в качестве свидетеля по делу об аресте имущества завода, открытого еще в 2014 году.

Однако, какое бы продолжение не получила данная история, негативный эффект дал уже сам "анонс" ареста.

Руководство "Океана" если в ближайшее время ситуация не прояснится, предоставляющее работу более чем 700 корабелам предприятие может лишиться заказов.

Именно блокирование работы предприятия и отпугивание иностранных заказчиков может быть подлинной целью инициаторов возбуждения дела.

В частности, сразу после публикации сообщения ОГП, новость была переведена на иностранные языки, отметил Василий Капацына.

С тем, что главная цель инициаторов нового дела, создания "шумихи" и отпугивание потенциальных заказчиков, согласен и Федор Левченко.

"Пока судебное решение не опубликовано нельзя сказать, что делу будет дан дальнейший ход.

Я думаю, что все это направлено на создание информационного шума, который сам по себе будет мешать заводу "развернутся".

Больше вряд ли у Игнатова что-то получится", – считает Левченко.

Не исключил эксперт "Статуса" и того, что Игорь Игнатов может обладать столь обширными связями для влияния на Офис Генерального прокурора.

"Я сам работал на Игнатова на начальной стадии этой истории, и мог наблюдать методы, которыми он пользуется.

Серьезные также и его связи– та же Оксана Билозир.

(бывший народный депутат и кума Петра Порошенко.

Игнатов был ее помощником в Верховной Раде, – прим.).

Имеет он и достаточный финансовый ресурс для осуществления подобных действий", – рассказал Левченко.

Украина поднимает судостроение за счет военных катеров.

"Океан" – единственный завод, способный производить военные корабли.

Еще в 2016 году завод пребывал в плачевном состоянии – имущество предприятия уже начали вывозить на металлолом, а в публикациях местных СМИ его называли "пиратским" портом.

Как бы там ни было, после перепродажи дела завода значительно улучшились.

Бывший глава Николаевского морского порта не только сдержал свои обязательства по погашению более чем 90 млн грн задолженностей перед 1000 бывшими работниками "Океана", но уже в апреле добился получения первого государственного заказа на ремонт судна технического флота "Рион".

Осенью 2019 года предприятие взялось и за международный заказ на постройку двух практически полнокомплектных барж для голландской компании Eurobulk.

Сдать работу "Океан" планировал к марту 2020-го.

По итогам 2019 года завод стал и крупным налогоплательщиком, заплатив 45 млн консолидированного налога, уверяет Василий Капацына.

"Это сумма будет втрое больше, когда на предприятии будут работать 3 тысячи человек", – пообещал он, рассказав, что уже к лету этого года на заводе планировалось увеличить число рабочих место до тысячи человек.

В целом, у предприятия имеются и амбициозные планы в других областях строительства, в частности, выйти на европейский рынок мостостроения.

В предыдущий год завод производил металлоконструкции для Шулявского и пешеходно-велосипедного (над Владимирской горкой) мостов в Киеве.

"Завод сейчас действительно на подъеме: тот же контракт с голландцами на постройку барж, это революционное событие, особенно учитывая предыдущие состояние завода", – убежден Левченко.

Помимо этого, немаловажной успешная работа завода может оказаться в связи с планами по возобновлению в Украине речного сообщения, считает Александр Мусиенко.

"Оборудование, которым ведутся работы по дноуглублению, тоже можно производить на "Океане"", – отметил эксперт Центра военно-правовых исследований.

На украинских верфях построят танкеры для голландцев.

Дополнительное значение "Океан" может получить в связи с возможностью производить военные корабли – этим, как пояснил во время пресс-конференции Василий Капацына, больше не может похвастаться ни одно украинское предприятие.

Рассчитывают на возможности завода и в "Укроборонпроме", и в министерстве обороны.

Правда, насколько эти перспективы действительно реалистичны для "Океана", который в Советские времена, в отличии от других николаевских судостроительных предприятий, не специализировался на военном производстве, сказать сложно.

"Если речь идет о каких-то малых бронированных катерах, которые производили на ленинской кузне, то, в принципе, такого плана работы можно будет выполнять и на Океане.

Если же мы говорим идет более серьезных судах, о тех же корветах, фрегатов, то их "Океан" сможет выпускать в кооперации с "Укроборонпромом".

Правда, нельзя исключать, что при благоприятных условиях и инвестициях завод сможет переориентироваться, и удовлетворять не только гражданскому, но и военному спросу", – отметил Мусиенко.

Источник материала
Поделиться сюжетом