Повышение зарплаты депутатам: миф или реальность завтрашнего дня
Повышение зарплаты депутатам: миф или реальность завтрашнего дня

Повышение зарплаты депутатам: миф или реальность завтрашнего дня

В связи с недавним повышением зарплат чиновников в два, а то и более раз (в сравнении с их заработком при президентстве Петра Порошенко), все чаще стала распространяться информация о значительном повышении оплаты труда также и для депутатов.

Есть ли смысл такого повышения, и к чему оно может привести?.

Разные шкалы сравнения.

Тема зарплат для депутатов и чиновников всегда очень актуальная для Украины, так как мы не раз ловили наших «слуг народа» на различных махинациях, которые были напрямую связанны с их обогащением.

Видя это, невольно возникает вопрос: «Разве им так мало платят, что они так много крадут?».

Сейчас же эта тема заиграла новыми красками, и - не случайно.

Например, в декабре зарплата премьер-министра Украины Алексея Гончарука составляла 76 190 грн.

А еще в сентябре Гончарук без вычитания налогов получил 61 916 грн, в октябре 60 087 грн, в ноябре 43 724 грн.

Считать чужие деньги – моветон.

Но первые лиц страны на то и первые, что вся их жизнь становится достоянием гласности.

Почему же так колеблется зарплата украинского премьера?, Похоже, что его доходы нестабильны по вполне объяснимой причине — в большей части сумма, которую он получает в итоге, зависит от надбавки за интенсивность труда, премии и зарплаты во время командировок.

Такая же ситуация и с другими чиновниками.

Интересно то, что в случае, если высчитать примерную заработную плату премьера за год, то выходит около 24 тысяч евро.

Что почти вдвое больше, чем зарплата его предшественника Владимира Гройсмана, которую он получил за 2018 год – 13 тысяч евро.

Но не спешите судить строго.

Такая зарплата среди его коллег занимает второе с конца место среди всех стран Европы, ниже - только премьера у Молдовы.

Однако в нашем случае сравнивать уровень зарплат за год премьеров всех европейских стран (впрочем, как и рядовых граждан) – абсурд.

Так как во всех странах цены на одни и те же продукты, недвижимость и на другие вещи, необходимые для комфортной жизни, очень отличаются.

Правда, если учитывать наши реалии и, например, сравнить нынешние зарплаты чиновников и среднюю зарплату по Украине за год (около 10 тыс.

грн в сентябре 2019-го), то результат такого сравнения для многих - огорчителен.

Бедные слуги народа.

Актуализация темы повышения зарплат чиновникам не дает забыть о еще одной довольно важной теме – а как же обстоят дела с зарплатой депутатов? Возможно, и у них случится это «чудо», праздник жизни? В СМИ активно распространяется информация насчет того, что и депутатам должны повысить зарплату в 2-2,5 раза, и они будут получать по 100 тысяч гривен в месяц.

Но пока что это – только слухи, ведь с начала 2020 года зарплата народных депутатов Украины выросла всего лишь на 3 тысячи:.

«Все из вас видели информацию в СМИ касательно увеличения заработных плат народных депутатов Украины.

Я только что обратился в Аппарат, и мне предоставили полную информацию.

Есть индексация заработной платы нардепов, однако она совершенно не соответствует тем цифрам, о которых пишут в СМИ.

О 100 тысячах, где-то я видел 150 тысяч.

Изменение заработной платы народного депутата составляет около 3 тысяч гривен, и это связано с повышением прожиточного минимума», - заявил спикер парламента Дмитрий Разумков, комментируя слухи и сплетни о кратном росте доходов нардепов.

Откуда же эта волна денежной «паники»? Накануне экс-вице-премьер — министр социальной политики Павел Розенко заявил, что, по его информации, зарплаты нардепов увеличат до 100 тысяч гривен.

Однако лидер фракции «Слуга народа» Давид Арахамия заверил, что информация недостоверна, а Розенко, дескать, руководствовался комментарием самого Арахамии относительно того, что депутаты должны получать от 70 до 100 тысяч гривен.

В общем, с повышением заработной платы с начала 2020 года, зарплата депутата должна составлять около 34-37 тысяч.

Но при этом, им выделяют финансы и на помощников, и на полномочия, также они имеют право на определенные льготы, за которые, при нечестном использовании, они также могут получать денежные средства.

Зачем платить больше?.

Бытует такое мнение, что если у депутата или чиновника будет большая зарплата, то работать он будет продуктивнее.

И, что еще важнее, у него пропадет желание участвовать в коррупционных схемах.

Но так ли это на самом деле? Неужели от такого «превентивного» действия, как повышение зарплаты, у них полностью пропадет желание красть?.

Мнения экспертов по этому вопросу разделились: одни выступают за повышение зарплат топ-чиновникам и депутатам, другие же - против такого, уже банального варианта «борьбы с коррупцией».

Итак, начнем с тех, кто за:.

«Зарплаты министров сейчас занижены.

На них из корпоративного сектора невозможно завлечь толковых менеджеров высокого уровня, способных управлять отраслью в масштабах страны.

На мой взгляд, у министра должен быть оклад не менее 2000 евро в эквиваленте (55-60 тыс.

грн в месяц).

Плюс премии, причем для всех сотрудников одинаковые в процентах от их оклада: за выслугу лет, эффективность работы, владение иностранным языком, совмещение должностей и другие, - говорит политолог Владимир Фесенко.

- Но если повышается зарплата, одновременно надо повышать и ответственность за коррупционные деяния.

Чем выше должность – тем больше спрос за воровство государственных средств.

Также не должно быть разрыва в зарплате между министром, его замами и рядовыми исполнителями в десятки и сотни раз, как сейчас.

Опыт западных стран показывает: максимальный и минимальный оклад по министерству, от клерка до министра, не должны отличаться больше, чем в 10 раз».

При этом политический аналитик Ярослав Макитра считает, что зарплаты чиновников не должны быть низкими, но обязаны быть прозрачными.

«Не так, как произошло недавно, когда в Кабмине были выплачены премии сразу за год, причем министры насчитывали их сами себе без всякого контроля, - подчеркивает эксперт.

- Но за небольшую зарплату никто на госслужбе честно работать не будет.

Ведь госслужащий самого низкого уровня имеет, пусть небольшую, но власть над людьми.

Поэтому заработки госслужащих должны быть адекватными, выше средних по стране, чтобы не возникало соблазна взять взятку.

Но нужна и жесткая система контроля, должны наконец-то эффективно заработать НАБУ, НАПК и другие антикоррупционные структуры.

А зарплаты министров и их замов надо сделать соизмеримыми с доходами топ-менеджеров в крупных бизнес-структурах, например 4-5 тысяч долларов».

Вместе с тем, против повышения заплат чиновников выступает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев: «Эта проблема системная, и она сразу не решается.

Самый лучший выход из ситуации – сделать оклад (не зарплату, так как к окладу могут быть доплаты) госслужащих соответствующей зарплате специалиста такого же уровня в бизнесе.

Например, специалист в райадминистрации должен иметь такой же оклад, как зарплата у специалиста (инженера, бухгалтера) в бизнес-структуре, заведующий отделом должен иметь такой же оклад, как руководитель группы исполнителей в частной фирме, и т.

А министр – средний по рынку оклад топ-менеджера в международной компании.

Все это несложно сделать, отследив вакансии по рынку труда.

Плюс - доплаты за выслугу лет.

Но чиновник, помимо зарплаты, должен иметь такие преимущества как хороший социальный пакет: медицинское обслуживание, возможность получить бесплатно квартиру, отработав 10-15 лет, заработать высокую, выше трудовой, пенсию на старости.

То есть то, что невозможно украсть, но можно заработать.

Все это существует, например, в Германии.

И наоборот, надо безжалостно увольнять с госслужбы коррупционеров, но реальных воров, а не, например, чиновницу, взявшую в виде благодарности коробку конфет».

Также, политтехнолог Екатерина Одарченко отметила: повышая зарплаты, нужно повышать и ожидания от слуг народа.

«Если говорить о работе нардепов, мы ее могли видеть в отчете Комитета избирателей 2019 года: там четко показано, что некоторые комитеты через Раду провели по два законопроекта», - напомнила Е.

Учитывая все эти точки зрения, не стоит забывать и о льготах.

Фактически, депутату устраивают идеальные условия для жизни.

Если он прописан не в Киеве, или в Киевской области, то имеет право на получение денежной суммы в размере до 20 тыс.

грн каждый месяц на аренду квартиры или номера в отеле.

Также депутату предоставляется личный транспорт, бесплатное лечение, до 35 помощников и даже - бесплатные похороны.

Получается, что вся зарплата уходит исключительно на продукты питания и развлечения.

И тут закрадываются крамольные мысли: а так ли уж депутаты нуждаются в столь значительном повышении зарплаты? И справедливо ли сравнивать их доходы с зарплатами иностранных коллег? Ведь они, несмотря на то, что получают больше, нежели в Украине, не имеют такого количества льгот, которые покрывают большинство важнейших сфер жизни любого «среднестатистического» украинца.

Иван Гонтарь.

ua в Telegram.

Источник материала
Поделиться сюжетом