Дыра в тылу-2: бегущие по граблям
Дыра в тылу-2: бегущие по граблям

Дыра в тылу-2: бегущие по граблям

В 2016 году разразился скандал вокруг закупок нефтепродуктов Министерством обороны Украины у фирмы "Трейд Коммодити".

Осенью 2017-го НАБУ объявило подозрение трем чиновникам ведомства за растрату государственных средств в размере 150 миллионов гривен, также были задержаны и объявлены в розыск представители поставщика.

В статье "Дыра в тылу" ZN.

UA писало, что основные проблемы возникли из-за несовершенной системы закупок, нежелания чиновников ориентироваться в рынке и откровенных нарушений процедур.

Прошло более трех лет, никто не наказан, что, впрочем, типично для нашего времени.

Но казалось, что эта встряска должна была заставить чиновников в погонах хотя бы сделать выводы.

Как показывают события, о которых пойдет речь в этом материале, — не заставила.

Более того, фигуранты событий — те же.

В результате оборонное ведомство вновь закупает топливо по фантастическим ценам и при этом не получает законтрактованные объемы в срок.

Даже страшно подумать, что было бы, грянь на Востоке страны активные боевые действия….

Детальное изучение закупок топлива в 2019 году позволяет утверждать, что армия переплатила по меньшей мере 130 миллионов гривен, а треть контрактов не были выполнены в срок.

Все переплаты и срывы поставок приходятся на договоры, заключенные Минобороны со структурами неформальной группы "Трейд Коммодити".

Супербензин из Каменского.

Вооруженные силы — второй после "Укрзалізниці" крупнейший потребитель топлива в государственном секторе.

В 2019-м Министерство обороны заключило 17 контрактов на 142 тысячи тонн стоимостью 4 миллиарда гривен (см.

Более половины суммы (2,2 миллиарда гривен) пришлось на закупку у компаний "Торум", "Ферст Групп" и "Август Пром" — осколков ныне обанкроченной "Трейд Коммодити".

.

Неизвестно, почему, но проблемы возникли именно с этими поставщиками, тогда как остальные беспрекословно выполнили контрактные обязательства.

Эпичным стал июньский тендер на 18 042 тонны низкооктанового бензина А-80.

Эту покупку Минобороны готовило более года, три предыдущих тендера были сорваны, армия год не обновляла запасы.

Отметим показательную деталь: бензин А-80 уже несколько лет запрещен к реализации на внутреннем рынке, на него не распространяется технический регламент, но Минобороны продолжает его закупать! По сути, не имеют права его и производить, но через лазейки в нормативке два завода делают его под заказ для единственного покупателя — армии.

Да и почему бы не делать, если потребитель платит звонкой монетой как за высокооктановый А-92 и даже дороже!.

Итак, топлива в открытом доступе нет, а объем нужен большой.

Государственный "Нафтогаз" в лице Шебелинского ГПЗ за несколько месяцев до тендера официально попросил Минобороны продлить срок поставки до 120 дней и разбить объем на несколько лотов.

.

"Объем топлива существенный, причем не разделен на лоты, а адреса складов охватывают всю территорию Украины, что усложняет процесс производства и его поставку в соответствии с указанными сроками.

К тому же обращаем ваше внимание, что бензин (А-80-ДЗ-прим.) не имеет серийного производства, а также ни разу не производился и не отгружался для нужд армии", — обосновывал свою позицию производитель.

Но Минобороны отклоняет просьбу одного из двух производителей и в результате остается наедине со вторым — мини-НПЗ компании "Ферст Групп" в Каменском.

С ней 2 июля и были подписаны два контракта на 18 048 тонн по 32 760 гривен/тонна.

Уже на тот момент цена была выше рыночной цены на А-92 на 2610 гривен/тонна.

Но это были не все сюрпризы.

паспорт качества мини НПЗ на А 80 (PDF).

паспорт качества мини НПЗ на А 80 (Text).

В день первой поставки, 15 августа, разница составляла уже 3900 гривен/тонна.

Апогея достигли в декабре: разница с рынком составила 7160 гривен/тонна.

Бензин закупался дороже рынка на 28% (!) (см.

.

Мало того, что топливо оказалось золотым, так оно еще и пришло не вовремя.

Первый дедлайн был нарушен уже 31 августа, а на 31 октября, когда бензин должны были поставить, по актам прошло всего 5985 из 18042 тонн.

Срыв сроков компания "Ферст Групп" объяснила форс-мажором: мини-НПЗ в Каменском с июня по август был заблокирован налоговой милицией, а еще "Укрзалізниця" задерживала доставку грузов.

Все это время Минобороны никак не реагировало: в судебном реестре нет ни одного его иска о взыскании неустойки, требования снизить цену или расторгнуть договор — полнейшая тишина.

Чего не скажешь о "партнере": уже 1 ноября, на следующий же день после истечения срока поставки, он добился судебного запрета на расторжение договора и продолжил отгрузки.

В ноябре и декабре Минобороны в нарушение прописанных в контрактах сроков принимает от "Ферст Групп" топливо и тем самым подписывается под переплатой в 71 миллион гривен и соглашается с нарушением графика снабжения топливом Вооруженных сил.

Время зарабатывать и не время терять.

Еще 47 миллионов гривен Минобороны переплатило компании "Торум" по октябрьскому контракту на 25415 т дизельного топлива повышенной морозостойкости (ДТ-Арк).

Здесь чиновники в погонах также спокойно наблюдали за обвалом рыночных цен и срывом сроков поставки.

Аукцион состоялся 13 сентября, "Торум" победил с отличной ценой 27 400 гривен/тонна, которая была ниже цен на обычную, летнюю, марку ДТ (27020 гривен/тонна) (тогда как арктическая марка обычно дороже на 50 долларов/тонна).

К концу сентября цены обвалились, контракт был подписан 7 октября, а первая поставка, по данным портала публичных финансов, произведена только 14 ноября, когда рыночная стоимость была ниже контрактной уже на 7%.

В обозначенный контрактом срок, до 29 ноября, было отгружено 8596 из 25415 тонн.

На сайте Pro.

Zorro, где Минобороны обязано публиковать любые изменения к контрактам, нет допсоглашения ни о продлении сроков, ни о пересмотре цены.

.

Любой поставщик вам скажет, что работа с Минобороны — это рулетка, можно заработать, но можно и "попасть".

Но это только если вы не из легендарного Каменского! Эти граждане в 2019 году всегда оказывались в выигрыше.

В начале года "Торум" победил в большом тендере на 15558 тонн "арктики", предложив рыночную цену 27381 гривен/тонна.

Но весной, когда пришло время поставлять, цены на украинском рынке резко пошли вверх, и контрактная стоимость оказалась ниже рынка.

Поставщик не растерялся, поставки прекратил, а затем в суде расторгнул договор.

В итоге из положенных 15558 тонн Минобороны получило от поставщика 11088 тонн.

И не волнует, что армия осталась без топлива.

Единственный договор на моторное топливо, который "комоды" выполнили в срок, был на 5300 тонн летнего ДТ.

Правда, по итогам выполнения договора Минобороны переплатило около 21 миллиона гривен по сравнению с рыночными ценами.

Саботаж с запахом коррупции.

Почему армия вновь переплачивает огромные суммы и при этом не получает стратегически важный ресурс вовремя? Ответ прост: процедура закупок и ответственные за закупки чиновники остаются прежними.

При этом не видно ни малейшего желания исправить ситуацию.

Как добиться рыночных цен и снизить риск срыва поставок? Ответ был дан еще в 2016 году, когда разразился первый большой скандал с закупками топлива, — формульное ценообразование.

В контрактах прописывается формула цены, привязанная к международным котировкам, и таким образом, что страхует покупателя от переплаты, а поставщика — от убытков.

Последнее обстоятельство дает гарантию выполнения обязательств.

Система отработана на "Укрзалізниці": надежность обеспечения повысилась в разы.

Следующим шагом должна стать разработка четкого графика поставок.

Минобороны знает потребность в топливе еще до начала года и может расписать на год график, который должен быть внесен в договоры с поставщиками.

Это позволит им планировать закупки, производство и финансирование.

Сейчас этот процесс непредсказуем.

"Они (МО.

— Авт.) закупают то 20 тысяч тонн, то 2 тысячи тонн.

Подписание договоров часто сдвигается, а сроки поставки — нет, постоянный риск попасть под "штрафняки", — говорит один из контрагентов Минобороны, констатируя, что это заставляет трейдеров закладывать в цену все мыслимые и немыслимые риски.

Распределение тендеров в начале года на весь период позволило бы решить и проблему тендерного троллинга, когда некоторые участники блокируют жалобами торги.

Ни один из "дизельных" тендеров в прошлом году не начался в изначально заявленный срок и блокировался подачей жалоб в Антимонопольный комитет.

Это влечет за собой сбои в поставках.

Еще раз: речь идет о стабильности обеспечения армии, которая уже шесть лет воюет.

Иначе как диверсией такой саботаж армейских чиновников не назовешь.

В 2014 году на энтузиазме "волонтерского десанта" в Минобороны начались изменения системы закупок, но как только "десант" катапультировали, случилась закупка топлива у "Трейд Коммодити".

Как мы писали год назад, поставщики отметили улучшение дисциплины закупок в 2018 году, когда ими временно руководил Олег Лутченко.

Но он уступил свое место восстановившемуся по суду Владимиру Гулевичу — фигуранту дела НАБУ о закупках топлива у "Трейд Коммодити" в 2016 году.

Интересное наблюдение: если в 2018-м закупки прошли лишь с парой "несущественных" исков, и все контракты были выполнены в срок, то в 2019-м, когда департаментом закупок вновь руководил Гулевич, фирмы из орбиты "Трейд Коммодити" завалили по срокам пять из семи контрактов.

При этом остальные партнеры выполнили обязательства без сучка, без задоринки.

И если в 2018 году фирмы "Трейд Коммодити" уступили свое лидерство по объемам поставок, то в 2019-м вновь стали крупнейшими.

Наверное, совпадение….

Опыт госзакупок показывает: если покупатель хочет менять систему, он это делает.

В Минобороны такого желания банально не прослеживается.

Неспособность, саботаж или коррупция — не беремся утверждать.

Не изменилась ситуация и с новым министром, хотя реформа закупок нефтепродуктов могла бы стать первой быстрой победой.

Источник материала
Поделиться сюжетом