Право на тайну: зачем силовикам упростили доступ к банковским счетам
Право на тайну: зачем силовикам упростили доступ к банковским счетам

Право на тайну: зачем силовикам упростили доступ к банковским счетам

Нацбанк, выполняя требование закона, привел правила раскрытия банковской тайны в соответствие с требованиями Верховной рады.

Многие восприняли это как угрозу и возросший риск злоупотреблений со стороны силовых ведомств.

В банках же уверяют, что все запросы правоохранителей тщательно проверяют и нередко отказывают в раскрытии банковской тайны.

Верховная рада еще в первые месяцы "турборежима" приняла закон о возобновлении уголовной ответственности за незаконное обогащение.

Это было одним из условий для продолжения сотрудничества с западными кредиторами, которые жестко раскритиковали отмену этой нормы Конституционным судом в феврале прошлого года.

Новый закон восстановил уголовную ответственность за незаконное обогащение, и теперь "нечистоплотным" чиновникам грозит до 10 лет тюремного заключения.

Среди прочего, законом введен механизм гражданской конфискации имущества, если сомнительные доходы чиновника на более чем 1 млн гривен превышают его законные доходы.

Национальное антикоррупционное бюро, Государственное бюро расследований и прокуратура также получили право без решения суда запрашивать у банков данные об операциях по счетам компаний, граждан и их контрагентов.

Причем это касается не только чиновников, но и рядовых украинцев.

Кроме перечисленных органов, такое право также есть у Нацполиции и СБУ.

В начале февраля Национальный банк привел порядок раскрытия банковской тайны в соответствии с нормами обновленного закона.

Широкие полномочияО возможных злоупотреблениях правоохранителей в связи с получением доступа к счетам граждан первым заявило Главное юридическое управление Верховной рады.

Еще до голосования в замечаниях к законопроекту эксперты обратили внимание на предоставление "широких полномочий относительно доступа к персональным данным граждан".

Законом предусмотрено, что сотрудники НАБУ могут получать от банков, депозитарных, финансовых и других учреждений, а также предприятий всю информацию о финансовых операциях юр- и физлиц, которая необходима для выявления необоснованных активов и сбора доказательств.

Аналогичное право предоставлено также сотрудникам Государственного бюро расследований.

Главное юридическое управление парламента подчеркивает, что в законе необходимо было конкретно обозначить объем информации, к которой могут получить доступ силовики, и четко прописать их полномочия.

Это позволило бы защитить граждан от произвольного вмешательства органов государственной власти в их права и свободы.

Также не обозначен статус лица в отношении которого будет осуществляться такой сбор информации.

Единственный "предохранитель", имеющийся в законе, заключается в том, что требование правоохранителей на получение информации, содержащей банковскую тайну, должно содержать основания для получения этой информации и содержать ссылки на нормы закона, согласно которым государственный орган имеет право на получение такой информации.

Банковский надзорВ Нацбанке подтвердили, что правоохранительные органы должны аргументировать банкам необходимость своего запроса, как это и определено в 62 статье закона о банках и банковской деятельности.

На это же указывают и банки.

Порядок получения такой информации установлен все тем же законом о банках.

Единственное, что изменилось в 2020 году, так это новая норма в правилах НБУ, согласно которой правоохранители по своему запросу теперь могут получить данные о контрагентах клиента, уточнила Леся Насекан.

Эксперт пояснила, что такое право силовикам открыли изменения в закон о банках, принятые в ноябре 2019 года.

"Фактически в 2020 году Правила № 267 привели в соответствие с законом о банках", - разъяснила директор юрдепартамента ПУМБ.

Информация о контрагентах клиента раскрывается банками по запросу правоохранительных органов, которым достаточно указать основания для получения такой информации.

Для предоставления ответа на запрос у банков есть 10 дней.

При этом, как пояснили в ПУМБ, все запросы в банке проходят юридическую экспертизу.

И есть случаи, когда финучреждения отказывают силовикам в раскрытии банковской тайны."Банк может отказать в предоставлении информации, если по своей форме или содержанию запрос не соответствует требованиям, установленным законом о банкам к запросам государственных органов о раскрытии банковской тайны.

В практике ПУМБ присутствуют случаи отказов в раскрытии банковской тайны", – добавила Насекан.

В Приват.

Банке также указывают на то, что правоохранители и другие госорганы в своих запросах ограничены законом.

В связи с чем ошибочно считать, что у них есть беспрепятственный доступ к любым счетам."Банк отвечает на такие запросы исключительно согласно закону.

Там четко прописано.

Типичный пример – запросы ГФС.

Банк обязан сообщить по письменному запросу о наличии счета того или иного четко указанного в запросе субъекта, но не о движении средств по счетам или остаткам на счете.

Эта информация может быть предоставлена только по решению суда", – рассказали в пресс-службе Приват.

Не повод для паники.

Изменения по части упрощения доступа правоохранителей к банковской тайне необходимы для того, чтобы у населения и бизнеса возникло чувство страха, что этим вопросом начали заниматься всерьез и что придется нести полную ответственность за сокрытие части доходов, считает аналитик "Центра биржевых технологий" Максим Орыщак.

Эксперт обратил внимание на то, что подобная практика применяется в России, где последнее время активно ведут борьбу с теневыми денежными переводами, выискивая транзакции по финансированию террористических акций.

"По комментариям юристов в России, например, за последние годы налоговой службе стало очень просто работать с банками, так как те охотно предоставляют информацию о своих клиентах.

Вот к этому сейчас идет и Украина", - считает Орыщак.

По данным РБК-Украины в правоохранительных органах, силовики еще не начали на полную силу использовать предоставленный им механизм упрощенного доступа к банковской тайне физлиц.

С другой стороны, в условиях неоспоримого влияния политиков на действия отечественных правоохранительных структур, полностью исключать вариант возможных злоупотреблений при раскрытии банковской тайны граждан было бы слишком беспечно.

Впрочем, юристы, как и банкиры, не разделяют панику в этом вопросе и не видят серьезных угроз персональным данным клиентов банков.

"С точки зрения закона, персональным данным граждан ничего не будет угрожать, так как информация, полученная в банке по запросу правоохранительного органа в рамках определенного уголовного производства, автоматически становится предметом тайны досудебного следствия, защита которой также обеспечивается государством, в том числе Уголовным кодексом Украины", – объяснил РБК-Украина адвокат Константин Кривенко из юридической фирмы "Ильяшев и Партнеры".

Источник материала
Поделиться сюжетом