Кабинет министров Украины объявил старт государственной программы доступного кредитования для предпринимателей «5-7-9%», предполагающей частичную компенсацию государством расходов на проценты по таким кредитам через частные и государственные банки.
Об этом во время пресс-брифинга сообщил премьер-министр Украины А.
Поможет ли данная программа восстановить малый бизнес в Украине, сможет ли он конкурировать с иностранным, уменьшит ли внесение части суммы потенциальным предпринимателем рисков, а также должно ли государства содействовать в организации рынков сбыта, ГолосUA выяснял у нардепов и экономистов.
«Страна киосков».
«Между предпринимателями будет заключаться двусторонний кредитный договор.
Перед заключением договора банки будут определять надёжность бизнеса по системе скоринга.
Мы заинтересованы, чтобы эти кредиты не попали в руки мошенников, поэтому на банках большая ответственность.
А спрашивать их о качестве отбора бизнес-проектов для кредитования будет Нацбанк», - сказал премьер.
Понятно, что бизнес, который получает кредиты под 5-9%, не сможет конкурировать с теми, кому они доступны под 0-2% (а ведь именно такие проценты, к примеру, на Западе).
По этой причине скоринг или нет, а вот рынки сбыта придется организовывать самим предпринимателям.
Причем именно там (учитывая, что наша страна завалена импортом), где конкуренты нашего бизнеса имеют преимущество в виде практически безоплатной ссуды.
Что касается комментариев пользователей соцсетей на тему этой программы, то некоторые люди призывают государство вообще не лезть в экономику.
Мол, сами разберутся.
Конечно, если задача стать «страной киосков», - то да.
Также вопрос вызывает роль НБУ.
Напомню, что у нас в целом по стране бизнес может получить кредит, если будет соответствовать евро стандартам.
А таковые у нас практически отсутствуют.
По той причине, что на любые стандарты нужны деньги.
То есть замкнутый круг.
И на последок хочу напомнить о американской программе Troubled Asset Relief (ТАРП ) -программа правительства Соединенных Штатов на приобретение токсичных активов и собственного капитала от финансовых институтов в целях укрепления финансового сектора.
Так вот – ее целью было то, чтобы банки активно выдавали кредиты.
У нас же работает система сurrency board, то есть что деньги мы можем выпускать только под привлеченную валюту.
Вывод – кредитование реального сектора экономики у нас парализовано начиная с самого высокого уровня.
Образовательный центр для бизнеса.
«Программа доступного кредитования для предпринимателей «5-7-9%» для внутреннего бизнеса.
И эта программа не предусматривает кредитования иностранных лиц и компании.
То есть это абсолютно нормальная процедура, по которой в свое время шли Сингапур, Китай.
И есть определенные ограничения.
Если планы реалистичны, то это не значит, что потенциальный предприниматель пришел, сказал, что хочет быть бизнесменом и ему дали 1,5 миллиона», - заявил народный депутат Украины Александр Качура.
Должен быть четкий бизнес-план, по которому он будет продвигаться, сказал депутат.
«Если (в США такая же процедура) комиссия устанавливает, что он не реалистичный, то в правительстве будет создан специальный образовательный центр, который будет обучать бизнесу.
То есть предприниматель может потом откорректировать свой бизнес-план и получить деньги.
То есть самое главное, чтобы деньги (поскольку это деньги налогоплательщиков) потом назад возвращались в бюджет», - отметил он.
Стартап + «Старткапитал».
Что касается 20%, который должен инвестировать сам потенциальный предприниматель, то это мировой опыт, говорит А.
«Когда люди свои деньги не вносят, они не в полной мере ощущают ответственность.
Например, в Китае вообще кредитовали беспроцентно, но там были настолько жесткие условия, что вообще выселяли из города, если не возвращала кредит.
И потом уже нельзя совершать предпринимательскую деятельность в больших городах», - считает он.
Это фактически уже было вопросом жизни и смерти, подчеркнул депутат.
«То есть люди все же должны найти часть этих денег», - отметил он.
Стартапы и кредитование.
«Нельзя путать два основных направления финансирования малого бизнеса.
По той причине, что есть так называемые, стартапы, и есть кредитование.
Во втором случае государство может компенсировать процентную ставку.
Но кредит это всегда повышенная ответственность, то есть ее могут брать только те, у кого есть бизнес-план, опыт работы и ликвидный залог, а также у них есть часть собственных средств для того, чтобы участвовать на паритетных началах с государством и банками для финансирования этого проекта.
Если мы говорим о стартапах, то как правило, на начальных этапах они финансируются либо государством, либо, так называемыми, «бизнес-ангелами».
На конечном этапе – за счет венчурных фондов и, так называемого «рискового финансирования».
То есть, когда риск «прогореть» высок, но и высок уровень прибыли в случае его реализации и достижении успеха», - заявил экономист Алексей Кущ.
Понятия стартапа и кредитования необходимо различать, - говорит экономист.
Риск «прогореть».
«Что касается вероятности «прогореть», то она резко возрастает вследвие того, что программу запускают через систему госбанков, у которых уровень проблемных кредитов является самым высоким.
Происходит это потому, что уровень управления в госбанках (менеджмента) относительно ниже, чем в частных.
По этой причине эта система создает риски того, что эти деньги будут раздавать по списку согласованных, так званых, малых предприятий.
А потом они будут использованы неэффективно и не по целевому признаку», - отметил он.
Эстонский опыт.
Что касается рынков сбыта, то можно посмотреть, как работает национальное агентство по стимулированию развития предпринимательства в Эстонии, говорит экономист.
«Оно как раз нацелено на то, чтобы развивать экспортно-ориентированные направления малого бизнеса.
Там выделяют деньги, чтобы увеличить экспортный малый бизнес и удельный вес малого бизнеса в общей структуре экспорта.
И они не только занимаются дотациями, компенсацией части ставок, а также финансируют для бизнеса маркетинговые исследования, консалтинговые услуги и являются своеобразным бизнес-акселератором для малого бизнеса страны.
То есть они проводят и тематические занятия по операциям на различных рынках.
Оказывают юридические услуги, полностью сопровождают операции малого бизнеса, начиная от вхождения в таможенные системы, и заканчивая проникновением на зарубежные рынки (создание там рекламы, торговых представительств и так далее).
То есть ведут предпринимателя по всей цепочке – начиная от создания этого продукта и заканчивая его реализации на экспортных рынках», - заявил экономист.
В Украине ежегодно выпускаются из ВУЗов сотни и тысячи экономистов и юристов, среди которых многие не могут найти работу по специальности, подчеркнул А.
Рынки сбыта для украинского бизнеса.
«Одной из проблем, почему наш малый бизнес не может выйти на внешние рынки, являются и логистическая (например, на той же «Укрзализныце» получить вагон малому бизнесу практически невозможно – все монополизировано крупными группами) и ментальная.
По той причине, что многие предприниматели стали таковыми вынужденно из-за дефицита денег.
Государство могло бы создать, по примеру Эстонии, такие же бизнес-акселераторы во всех крупных областных центрах.
Эти отделения могли бы состоять из десятка молодых экономистов и юристов, которые бы становились своеобразными «бизнес-нянями» для малого бизнеса.
Но, к сожалению, такой «сплав» с малым бизнесом у нас в стране никому не нужен», - отметил он.
Выступаю за то, чтобы поддерживать малый бизнес, заявил народный депутат Украины Андрей Николаенко.
«Но когда финансовая система не работает, когда такая учетная ставка, когда у нас вопрос рейдерства и, скажем так, законности в Украине не решены, то заманивать украинцев вернутся в страну вроде бы дешевыми кредитами неэффективно, сказал депутат.
«Это не сработает, я в это не верю», - отметил он.