С 1 апреля украинцы смогут не «благодарить» врачей за услуги
С 1 апреля украинцы смогут не «благодарить» врачей за услуги

С 1 апреля украинцы смогут не «благодарить» врачей за услуги

С 1 апреля в Украине стартует самый масштабный этап реформы здравоохранения – реализация программы государственных медицинских гарантий.

Таким образом изменится медицинское обслуживание украинцев, пишет «Апостроф».

Журналисты узнали, за что заплатит государство, а за что – сами пациенты, и что будет с больницами, которые не впишутся в реформу.

Государственная «благодарность».

«В декабре стало плохо, пару дней болел живот.

Пошел к врачу, прошел обследование – оказалось аппендицит, и нужно срочно оперировать, – рассказывает житель Ирпеня Вадим.

– Операция прошла удачно, а потом нужно было рассчитаться.

Официальных цен за операцию никто не называл, но подошел хирург, сказал, что нужно ему заплатить 3 тысячи гривен, еще две тысячи дать анестезиологу, ну, и медсестер отблагодарить по 300-400 гривен».

Такая схема лечения на сегодняшний день практикуется по всей Украине.

Вместе с тем в статье 49 Конституции сказано, что в «государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно».

Деньги на это «бесплатно» должны выделяться из бюджета, но по факту в больнице пациента ставят перед фактом: «сами понимаете… финансирования нет…» и хочешь не хочешь, а платить нужно.

С 1 апреля ситуация должна поменяться кардинально: в Украине начнет работать программа государственных гарантий медицинского обслуживания, согласно которой украинцы получат право лечиться за деньги бюджета, без «благодарностей» врачам.

«Благодарить» медиков, в теории, будет само государство.

Принцип «деньги ходят за пациентом» стала внедрять еще прошлая команда Минздрава под руководством Ульяны Супрун.

Его суть заключается в том, чтобы не финансировать больницы «на глазок», выделяя субвенции по количеству койко-мест, а платить медучреждениям за оказанную помощь каждому конкретному пациенту в каждом конкретном случае.

Как уверяет уже новый состав Минздрава, это хорошо, как для пациентов, которые получат четкий перечень бесплатных услуг, так и для больниц, которые смогут больше зарабатывать.

Перечень бесплатных медицинских услуг, точнее услуг, за которые заплатит государство, определен постановлением Кабмина №65 от 5 февраля 2020 года.

Это первичная, вторичная и экстренная медицинская помощь, высокоспециализированная и паллиативная помощь, реабилитация, помощь детям до 16-ти лет и медицинская помощь в связи с беременностью и родами.

Под каждую услугу разработан тариф, который будет покрывать медучреждениям распорядитель средств – Национальная служба здоровья (НСЗУ).

Например, тариф на лечение инсульта составляет 19 332 гривны, а тариф на медицинские услуги по предоставлению медицинской помощи новорожденным в сложных неонатальных случаях – 29 678 гривен.

То есть эти деньги, в случае заболевания, за пациента заплатит государство.

Структура тарифа – оплата врачу, диагностика и даже лекарства.

Но не все.

«Это лекарства из национального перечня.

В пакет не входят лекарства, которых нет в национальном перечне и лекарства, которые закупаются централизовано, например, стенты, так как они закупаются централизовано», — пояснила директор департамента коммуникаций НСЗУ Татьяна Бойко.

Однако, в зависимости от каждого конкретного случая тарифы будут корректироваться.

В Национальной службе здоровья уверяют, что тарифы взялись не «с потолка».

Тот тариф, который есть, оправдан», – отмечала и.

главы НСЗУ Оксана Мовчан.

Однако по словам экс-министра здравоохранения Олега Мусия, тарифы НСЗУ как раз-таки «с потолка».

«Взяли прошлогодний бюджет и просто разделили на количество случаев и сказали, что вот теперь будут такие тарифы, – комментирует ситуацию Мусий.

Зоряна, денег нет?.

Впрочем, будем реалистами: лечение того же инсульта легко может перевалить за 19 тысяч гривен.

Кто будет платить в таком случае? Очевидно, что пациент.

Прямо в НСЗУ это не озвучивают, но дают понять, что так оно и будет.

Все, что не входит в пакет, может покрываться одним из двух вариантов: либо это официальный прайс от больницы на платные услуги, либо это местная программа финансирования.

Или комбинация этих вариантов», – добавила Бойко.

Как это будет работать на практике? То есть, как больница сможет получить деньги от государства, а пациент оплаченную услугу от больницы?.

На уровне медучреждений это будет выглядеть так: больница заключает контракт с НСЗУ на предоставление услуг пациентам.

Услуги предоставляются по 27 направлениям: от экстренной помощи до хирургических операций, психиатрической помощи, лечения онкологических заболеваний и так далее.

При этом больница может подать заявки как на все 27 направлений (лишь бы медучреждение соответствовало условиям контракта), так и на 1-2 направления, например, предоставляя помощь только по беременности и родам.

На момент написания материала, в НСЗУ поступили заявки на контракты от 1373 медучреждений (около 80%).

С апреля по декабрь 2020 года в НСЗУ готовы профинансировать контрактов на сумму в 72 миллиарда гривен, и, как уверяют чиновники, это на 20% больше, чем в прошлом году, когда больницы получали субвенции из госбюджета по старому принципу.

То есть, в теории, медики смогут зарабатывать больше.

Однако Олег Мусий уверяет, что на самом деле денег на реформу катастрофически не хватает.

«Главная проблема – отсутствие должного финансирования в соответствии с законом «О государственных финансовых гарантиях».

Он ведь не выполнен.

Половину закона выполнили, которую хотели, а половину – нет.

В законе записано, что на программу гарантий нужно не менее 5% от ВВП, а это около 270 миллиардов гривен, – отмечает Мусий.

Бюджет на 2020 год принят, а программа государственных гарантий не принята.

Соответствующие изменения в бюджет не внесены.

Кабмин, по сути, перебрал на себя функции законодательной ветви власти».

Больничные чистки.

Действительно, чем больше контрактов с НСЗУ заключит больница, тем больше денег она получит из бюджета.

Но что случится с больницами, например, в отдаленных селах и районах Украины, которые, в лучшем случае, смогут законтрактоваться по 2-3 направлениям, так как не могут предоставить широкий спектр услуг.

В Минздраве признают, что такие больницы будут зарабатывать меньше.

Есть больницы, которые, по прогнозам, получат меньше финансирования», — пояснил замминистра здравоохранения Дмитрий Луфер.

Тогда, какие перспективы у таких больниц? Закрыться? Вовсе нет.

Просто придется напрячься уже местным властям.

«Мы же понимаем, что все больницы дофинансировались из местных бюджетов.

Госбюджет никогда не покрывал 100% расходов больницы.

Сейчас мы говорим о том, что появятся больницы, которые получат в два раза больше финансирования от НСЗУ.

Это означает, что финансирования местных бюджетов на эти больницы уже не понадобится, но объем финансирования на местном уровне останется прежним, и местные власти должны будут просто перенаправить средства», — отметил Луфер.

В НСЗУ уверяют, что объездили всю Украину, предупреждая местные власти об изменениях в финансировании, поэтому, если какая-то больница и закроется, то это частная недоработка мэров и губернаторов, а не баг в системе.

Но ведь здравоохранение – это социальная функция государства, а не местных органов власти.

Теперь государство хочет, даже не хочет, а закроет руками местной власти огромное количество учреждений здравоохранения», – добавляет Олег Мусий.

«Действительно, первое время местные органы власти помогут с финансированием, но эта лавочка прикроется, — говорит «Апострофу» эксперт в сфере медицинского права, юрист Александр Гришаков.

— Как государство финансирует медучреждения сейчас: определяется бюджет, сколько было потрачено на ту или иную больницу в прошлом году, и на эту же сумму медучреждение рассчитывает в следующем году, что государство ее выделит.

Обязательные статьи были на зарплату, коммунальные услуги.

Медперсонал всегда был уверен, что им выплатят заработную плату.

С 1 апреля начнется постепенное сокращение этого финансирования, и медучреждения вынуждены будут зарабатывать самостоятельно.

А как это сделать? Привлекать пациентов.

По сути, начнется война за пациентов и коммунальные медучреждения будут вынуждены конкурировать.

Те главврачи, которые смогут это сделать, сохранят свои больницы, а кто нет…».

Впрочем, менеджер программы «Общественное здоровье» международного фонда «Возрождение» Елена Кучерук, если некоторые больницы закроются, то не факт, что пациенты от этого что-то потеряют.

Да, система идет в сторону открытого рынка, а не госплана.

А любые условия в открытом рынке – конкурентные.

Но толку с того, что больница не оказывает нужное количество услуг? В таком случае, ее просто нерентабельно содержать.

Либо больницы будут выходить на понятный уровень качества и привлекательности для пациентов, либо пациентам лучше проехать лишние 50 километров, но получить качественные услуги», — подчеркнула Кучерук.

Без талончика, но с направлением.

А теперь – что касается пациентов.

Как обычные украинцы смогут воспользоваться преимуществами программы государственных медицинских гарантий.

«Во-первых, у пациента должна быть заключена декларация со своим семейным врачом или педиатром, – поясняет Татьяна Бойко.

– Следующий шаг – электронное направление.

Его может дать семейный либо лечащий врач».

«Например, вас направили к эндокринологу.

Он имеет право выписать направление как к себе же, так и к другому специалисту, без возвращения на первичное звено», — добавляет Дмитрий Луфер.

С помощью этого направления мы будем видеть в системе, на какую операцию, консультацию врач направил пациента.

Когда пациент захочет получить эту услугу, мы будем знать, куда и кому за него заплатить деньги, – отмечает Бойко.

– Каждый пациент с электронным направлением сможет абсолютно свободно выбирать, в какой больнице это направление акцептировать.

Это не будет зависеть ни от прописки, ни от города.

Главное, чтобы больница имела контракт с НСЗУ».

Без электронного направления можно будет обратиться к стоматологу, гинекологу, онкологу и психиатру.

Однако до того, как вторая волна реформы захлестнет украинскую медицину, остается еще месяц.

И за этот месяц, по словам экспертов, опрошенных журналистами, украинцы еще станут свидетелями манипуляций, протестов и распрей на теме медреформы.

«Но важно понимать, что сейчас мяч – на стороне лечебных учреждений.

От каждого конкретного лечебного учреждения, воли главврача будет зависеть, вливаются или не вливаются они во вторую волну реформы.

Конечно, главврачи наименее заинтересованы в изменениях, ведь им было интереснее, как раньше: получать госфинансирование на койко-места, которые были завышены и не соответствовали реальному количеству пациентов либо предоставляемых услуг», — резюмировала Елена Кучерук.

Напомним, ранее Кабмин назначил главного государственного санитарного врача.

Как сообщала “Хвиля”, Зеленский хочет привлечь опытных врачей Украины к анализу медреформы.

Источник материала
Поделиться сюжетом