Про емпатію та рух Black Lives Matter
Про емпатію та рух Black Lives Matter

Про емпатію та рух Black Lives Matter

Простите, что снова захожу на заминированную территорию, но мне кажется, ход мыслей того стоит.

…Я уже рассказывал эту историю.

В армии, сорок лет назад, особисты таскали меня на допросы из-за погромной статьи в «Литературной газете», некстати прокомментированной мною в присутствии замполита (поэтому я ее и запомнил).

Статья называлась «Кто усыновит Чебурашку?» и была посвящена идеологическому ущербу от творчества Эдуарда Успенского.

Автор статьи полагал, что дети должны любить не Чебурашку, а герб СССР.

Я в ту пору не знал слово «эмпатия», но почему-то уже понимал, что невозможно проникнуться ею по отношению к гербу, какой бы прекрасной ни была родина.

Что такого рода перенос – тяжелая ошибка, если не опасная демагогия.

А про «эмпатию» я узнал совсем недавно.

И в последние пару месяцев читал это слово, чаще всего, в контексте укора: «недостаток эмпатии».

Речь шла, разумеется, уже не о гербе Родины, а о коллизии вокруг лозунга BLM и положения афроамериканцев в Америке.

Диалог (если называть диалогом взаимную войну на полное моральное уничтожение) шел, по преимуществу, в политической плоскости: левые vs правых, демократы vs республиканцев… Получалось, что если ты испытываешь эмпатию к черным (всем), то ты демократ и приличный человек, а если не испытываешь – то трампист и расист.

Люди, пойманные в эту подлую координатную сетку, быстро теряли человеческий облик (и человеческую лексику) и становились солдатами враждующих армий… Не все, конечно, но очень многие.

Свойство души, а не примета корпорации.

Объектом со-переживания может быть только живое (человек, собака, кошка, Чебурашка).

Некто, испытывающий переживание, которое вдруг становится твоим! Это не может распространяться на расы, нации, религии, торговые марки и политические партии.

Нельзя испытывать эмпатию к компании «Кока-кола», мормонам или футбольному клубу «Тамбов».

Эмпатия – не установка «Град», она не бьет по площадям! Человеческое обращено — к человеку.

Невозможно сочувствовать белым или черным — это или глупость, или (чаще) политическая демагогия.

Предвидя ответную реплику (наслушался уже), уточняю: невозможно сочувствовать и «вообще» евреям.

Имена, непрерывно звучащие в Яд-Вашеме, призывают нас представить этих людей и их судьбу.

Дают возможность сопереживания — им.

И — да, это только возможность.

И ни в Яд-Вашеме, ни в Гарлеме, ни в Катыни, ни у Соловецкого камня не стоит пихать другого в шею с криком «а ну проявляй эмпатию» и позорить его прилюдно, если его реакции не соответствуют рекомендациям по проявлению эмпатии, которые с какого-то хера выработал менеджмент вашей корпорации.

Это уже не имеет никакого отношения к человеческому стыду, сочувствию, достоинству… И приводит к противоположным результатам, замечу.

Так вот, любить евреев оптом не надо.

И преференций не надо.

Мне, например, было бы дико унизительно, если бы по случаю Холокоста мне разрешили писать с ошибками.

А если бы толпы рабиновичей начали терроризировать Пиринейский полуостров, требуя от болельщиков мадридского «Реала» извинений за моральные страдания марранов в 1492 году, — я бы, ей-богу, предпочел выписаться из своей нации до окончания этого посмешища.

Украинский философ Григорий Сковорода благодарил бога за то, что все, что правда – просто.

Человек – мера всех вещей, и он начинает понимать разницу между добром и злом раньше, чем узнает эти слова.

Человеческое сочувствие – бесценный природный капитал, и не надо дербанить его в предвыборных терках, пускать на корпоративные нужды, межевать по расовому признаку….

Правда – это просто.

А эмпатия — это персонально.

Я сочувствую черному герою «Регтайма», униженному расистами.

Сочувствую белому полицейскому, вокруг которого прыгает распустившийся охлос, показывая ему факи, провоцируя и пуская сигаретный дым под стекло шлема.

Эмпатия – это всегда про человека и только про человека.

И пока мы не отлепим липкие политические пальцы от ясных нравственных ощущений, добра не будет.

Предвидя очередную ответную реплику (тоже наслушался), специально поясняю напоследок: я не учу Америку, как жить, и не лезу в американские дела.

Это, видите ли, не американские дела, а общечеловеческие.

Так уж получилось.

Соединенные Штаты сегодня — аванпост цивилизации, к которой мы принадлежим.

Штаты принимают на себя первые удары всех социальных пандемий, они проверяют на себе вакцины, которыми нам еще предстоит воспользоваться (если, конечно, мы доживем до этой поставки в наших лубянских болотах).

Так что, извините, нам тут не все равно.

Источник материала
Поделиться сюжетом