Президент Дональд Трамп серьезно взялся за российскую угрозу. После обещания новых поставок вооружения Украине и угроз ввести сокрушительные вторичные пошлины, если Россия не согласится на мир в течение пятидесяти дней, Трамп назвал мирные сигналы России Владимира Путина "одними лишь словами без каких-либо действий". Несмотря на эти резкие заявления, Трамп выразил надежду, что Путин все же сделает шаги к миру в Украине до завершения этого пятидесятидневного срока.
Однако такой оптимизм не соответствует нынешним настроениям в Кремле, пишет политолог Самуэль Рамани в колонке для The Telegraph.
Главное заявление Трампа в Москве восприняли не с тревогой, а с облегчением. Индекс Московской биржи вырос на 2,7%, а российский рубль укрепился на 0,8% по отношению к китайскому юаню. Российские чиновники опасались масштабных новых санкций и были довольны тем, что Трамп ограничился введением по большей части непригодных к исполнению пошлин против стран БРИКС.
Риторика, которая звучит из окружения Путина, остается агрессивной. Бывший президент России Дмитрий Медведев пригрозил нанести удары по западным странам в случае эскалации войны в Украине. Обозреватель по вопросам обороны на телеканале "Россия-1" Игорь Коротченко призвал к интенсификации ударов по критической инфраструктуре Украины и выразил надежду, что эти атаки заставят Украину капитулировать в пределах следующих пятидесяти дней.
Российская армия превращает эту воинственную риторику в агрессивные действия. 16 июля Россия выпустила более 400 ракет и дронов по энергетической инфраструктуре Украины. На направлениях Купянска, Покровска и Константиновки Россия сосредоточила 160 тысяч военных. Ожидается, что в ближайшие дни начнетсямасштабное летнее наступление на востоке Украины.
Эти сигналы свидетельствуют о том, что Трамп не реагирует на Россию с достаточной решительностью. Чтобы заставить Путина принять мирное соглашение, нужна настоящая стратегия максимального давления. Она должна основываться на трех взаимосвязанных элементах.
Первый — это устранение лазеек в санкционном режиме, которые обеспечивают Россию ресурсами для дальнейшей агрессии. Несмотря на участие "Росатома" в оккупации Запорожской АЭС и его помощь иранской ядерной программе, США до сих пор не ввели санкций против этой компании. Благодаря этому исключению "Росатом" использует запутанную корпоративную структуру, чтобы, по некоторым данным, финансировать российскую оборонную промышленность.
Вместо вторичных пошлин против импортеров из России США должны были бы ввести целевые санкции против нефтеперерабатывающих заводов, которые перерабатывают российскую нефть. Аналитик Центра исследования энергетики и чистого воздуха Вайбхав Рагхунанда оценивает, что такие санкции лишили бы Кремль 750 миллионов долларов ежегодных налоговых поступлений.
Санкции против "теневого флота" также нужно усилить, пока США не внесут в санкционный список все около 600 танкеров, которые Россия использует. Соединенные Штаты должны координироваться с ЕС по устранению лазеек для обхода санкций еще на ранних этапах. Ведь нынешний санкционный режим является реактивным, что позволяет России оттачивать свои тактики уклонения от санкций раньше, чем Запад успевает среагировать.
Второй элемент — это расширение спектра вооружения, которое поступает в Украину. Вероятно, в пакет помощи, профинансированный союзниками по НАТО, войдет батарея ПВО Patriot и ракеты большой дальности ATACMS. Хотя поставка вооружения на 10 миллиардов долларов кажется значительной суммой, следует помнить, что одна батарея Patriot стоит 1 миллиард долларов, ракета-перехватчик — 3,7 миллиона, а ATACMS — 1 миллион за единицу.
Учитывая эти структурные расходы, нынешний масштаб военной помощи Трампа вряд ли сможет сдержать Россию. Украина тратит ежегодно до двух миллионов артиллерийских снарядов, тогда как российская армия располагает огромными запасами северокорейских снарядов. Следовательно, Соединенные Штаты должны значительно нарастить экспорт артиллерии в Украину. Хотя Трамп воздержался от передачи Украине крылатых ракет Tomahawk, способных поразить Москву, возможность такой поставки следует пересмотреть, если Путин решит эскалировать войну в пределах отведенных пятидесяти дней.
Третий элемент — поддержка высокотехнологичного украинского оборонного сектора. В последние месяцы Вооруженные силы Украины разработали недорогие дроны-перехватчики для борьбы с вражескими БПЛА и представили новую версию ракет Нептун с дальностью до 1000 км. Учитывая масштаб внутренних инноваций президент Украины Владимир Зеленский предложил Трампу "прорывную сделку": передача украинских дроновых технологий в обмен на американское вооружение. Трамп должен серьезно рассмотреть это предложение, поскольку оно укрепило бы долгосрочную способность Украины к сопротивлению и повысило бы безопасность всего Альянса.
Стремясь обезвредить ядерную программу Ирана, Трамп успешно сочетает тактику давления с взвешенными рисками. Он должен использовать те же принципы, чтобы принудить Путина к миру.
Заявление Трампа о предоставлении Украине сразу 17 комплексов ПВО Patriot наделало шума во всех мировых СМИ. Возражения и сомнения относительно количества систем и их готовности стали предметом дискуссий и споров.
ZN.UA решило выяснить, где партнеры могут найти столь необходимые Украине системы ПВО, и получило ряд подсказок, которые могут прояснить этот вопрос.
Все детали — в статье Виталия Кононученко "17 "Петриотов" Трампа. Где союзники могут взять системы ПВО для Украины?".