Федеральный судья в понедельник закрыл дела против двух политических оппонентов президента Дональда Трампа после того, как признал, что прокурор, которого Трамп лично выбрал для преследования этих лиц, был назначен незаконно, пишет The Hill.
Судья Окружного суда США Кэмерон Карри постановила, что Линдси Галлиган, федеральный прокурор, которую президент Трамп назначил для ведения дел против бывшего директора ФБР Джеймса Коми и генерального прокурора штата Нью-Йорк Летиции Джеймс, не имела права занимать эту должность.
Судья отметила, что 120-дневный срок действия временного назначения закончился во время пребывания в должности предыдущего прокурора, а значит право назначения преемника переходило к коллегии федеральных судей округа, а не к генеральному прокурору Пэм Бонди.
"Принимая во внимание эти принципы, я прихожу к выводу, что все действия, вытекающие из неправомерного назначения Галлиган, включая получение и подписание обвинительного заключения в отношении господина Коми, являются незаконным осуществлением исполнительной власти и должны быть отменены", — написала Карри.
Та же формулировка слово в слово была повторена в постановлении о закрытии дела Джеймс.
Судья закрыла обвинительные акты без предубеждения, что означает, что Министерство юстиции теоретически может повторно выдвинуть обвинения с участием другого прокурора.
Галлиган стала уже четвертым федеральным прокурором, лояльным к Трампу, которого суд признал незаконно находящимся в должности.
Коми и Джеймс подали отдельные ходатайства об отстранении Галлиган от их дел. Она была единственным прокурором, которая добивалась их обвинительных заключений в больших жюри, что, по мнению обвиняемых, делает эти документы недействительными и требует закрытия дел до начала судебного разбирательства.
Должность освободилась после того, как предыдущий руководитель прокуратуры округа Эрик Зиберт ушел в отставку, отказавшись — за несколько дней до истечения срока давности — выполнить требование выдвинуть обвинения Коми по его показаниям перед Конгрессом в 2020 году.
После давления Трампа на Бонди с призывом привлечь к ответственности его оппонентов и предложением назначить Галлиган, генеральный прокурор предоставила ей должность.
Коми было предъявлено обвинение в даче ложных показаний и препятствовании правосудию относительно его показаний перед Сенатским юридическим комитетом в 2020 году. Его зять, который работал в прокуратуре, подал в отставку в знак протеста.
В видео, опубликованном в Instagram, Коми назвал свое преследование "сочетанием злобы и некомпетентности", охарактеризовав его как отражение работы Министерства юстиции при Трампе и похвалив прокуроров, которые отказались участвовать в деле.
"Я знаю, что Дональд Трамп, видимо, снова попытается преследовать меня, но моя позиция останется неизменной: я невиновен", — сказал он. — "Я не боюсь и верю в независимую федеральную судебную систему — дар наших основателей, защищающую нас от потенциальных тиранов".
Несмотря на то, что дело Коми закрыто, неясно, сможет ли Министерство юстиции снова предъявить обвинения. Срок давности по пунктам, которые ему инкриминировались, истекал за считанные дни до объявления обвинения, и судья в примечании отметила, что недействительный обвинительный акт не останавливает течение срока давности так же, как действующий. Это означает, что срок давности, вероятно, истек, а значит преследование невозможно.
Джеймс предъявили обвинения через несколько недель после Коми — в мошенничестве с ипотекой, связанной с планами приобретения дома в Вирджинии и возможным ложным декларированием информации для получения выгодных кредитных условий.
В заявлении после решения суда она сказала, что "с облегчением" воспринимает победу.
"Я остаюсь несокрушимой перед этими безосновательными обвинениями и ежедневно продолжаю борьбу за жителей Нью-Йорка", — сказала Джеймс.
Адвокат Ловелл добавил, что решение суда подтверждает то, что было "очевидным с самого начала".
"Президент применил чрезмерные меры, чтобы заменить карьерных прокуроров одним из своих союзников, чтобы выдвинуть эти безосновательные обвинения", — сказал он. — "Это дело не имело ничего общего с правосудием или законом; это было политическое преследование генерального прокурора Джеймс за ее позицию и за тех, кому она бросала вызов".
Он пообещал оспаривать любые дальнейшие "политически мотивированные обвинения".
Коми и Джеймс отрицают свою вину.
Пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Левитт назвала решение судьи "беспрецедентным", заявив, что судья якобы пытается "защитить" Коми и Джеймс от ответственности.
Она подчеркнула, что администрация поддерживает квалификацию Галлиган и считает, что ее назначение было законным. Левитт добавила, что в ближайшее время Министерство юстиции подаст апелляцию.
