/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F33%2F947cc302b7f25c287827300c3e2feac1.jpg)
«Таємний щоденник Симона Петлюри» — плохая пропаганда за наши деньги
![]()
В украинском кинопрокате появился украинский фильм «Таємний щоденник Симона Петлюри».
Многие с интересом ждали эту премьеру, но зря.
Почему? Алексей Копытько убедительно отвечает на этот вопрос в двух рецензиях.
Сходил посмотреть.
Лучше б не ходил.
Если вы еще не ходили – не ходите.
Поддерживать деньгами команду, состряпавшую фильм, нельзя.
Ждите, пока появится в сети.
Развёрнутая (с элементами спойлера).
Я решил обязательно пойти на фильм, ещё когда узнал, что начались съемки.
Считаю, что Симон Петлюра – один из наиболее недооценённых и оболганных деятелей украинской истории ХХ века.
Его реабилитация через масскульт, на мой взгляд, это правильно и справедливо.
Было интересно, что получится.
До похода в моей ленте мелькнуло уже с полсотни отзывов.
Среди них – только два позитивных.
Еще с десяток сводились к тезису «Ну.
это… как бы да, но нет….
е., однозначного мнения увидевшим сложить не удалось.
Все остальные были грубо или мягко ругательными.
К сожалению, именно ругательные оказались более адекватными.
Моё мнение – это плохой фильм.
Он может рассматриваться лишь как первая, очень неудачная попытка рассказать о человеке, чей образ искажался десятилетиями.
Наличие в картине отдельных привлекательных эпизодов лишь подчеркивает, что фильм как целостный продукт вышел очень слабенький.
Критерии оценки таковы.
Меня в меньшей степени интересовала историческая (не)достоверность и ляпы, которые подробно разобрал Andrii Rukkas.
Поэтому что этот фильм – не документ.
Я также старался не зацикливаться на оценке фильма как некого произведения искусства и (насколько это возможно) на игре актёров самой по себе.
Потому что это — не искусство.
Данный фильм – это пропаганда.
Не «мягкая сила», а именно пропаганда, потому что сделана недостаточно изящно, местами – топорно.
И оценивать картину имеет смысл только как пропагандистский продукт, на который налогоплательщики потратили 23,6 млн.
в рамках поддержки национально-патриотического кинематографа.
Потому что именно устойчивое послевкусие определяет качество пропаганды.
И если бы вышла годная картина, решающая пропагандистскую задачу реабилитации исторического деятеля, можно было бы простить:.
1) Что режиссер запечатлел в фильме себя любимого (в эпизодической роли) и свою дочь в одной из главных ролей (откровенно слабая работа).
2) Что в картине присутствует министр культуры Евгений Нищук.
Именно присутствует (зачем?), ибо качество сцен с участием министра убеждает, что лучше бы министр занимался своими обязанностями.(Кстати, министр – не единственный чиновник в картине.
Небольшую роль также исполнил Петр Михайлович Киниченко, бессменный владыка канцелярии Минкульта при нескольких министрах).
3) Что в фильме зачем-то визуализировали карикатуру на Михаила Грушевского, прицепив бороду к Богдану Бенюку.
Бенюк-Грушевский сыграл полторы сцены.
При этом у него был слегка потерянный вид.
Немой вопрос «где я и что я здесь делаю?» читался в его глазах.
Будто он проснулся после бурного вечера в этой нелепой бороде и не может найти рациональных объяснений происходящему.
Это и многое другое можно было бы простить, если бы на выходе получилось эффективное оружие в борьбе за умонастроения разных аудиторий.
Но этого и близко нет.
Поэтому фильм — плохой.
Хороший пропагандистский фильм позволяет сплотить и зажечь единомышленников, склонить на свою сторону нейтральную аудиторию и посеять сомнения в рядах оппонентов.
Хороший фильм – это «Храброе сердце».
Ведь даже те, кто понятия не имели о какой-то там борьбе шотландцев против англичан, начали болеть за шотландцев.
И вообще осознали, что существуют какие-то отдельные от англичан шотландцы.
Хороший фильм (как инструмент переписывания истории) – «Наши матери.
Наши отцы».
Картина о Второй мировой войне снята немцами о немцах.
Сюжет и эмоциональные акценты в нём выстроены таким образом, что наиболее отталкивающими персонажами становятся не Гитлер и не нацисты с газовыми камерами, а поляки и солдаты Красной Армии.
А немцы как народ выглядят жертвами войны.
Причем в своем повествовании авторы картины нигде по-крупному не соврали.
Просто грамотно всё расположили.
Хороший фильм (не с точки зрения целей, а с т.
эффективности) – это пресловутая «Волынь».
Фильм грубо манипулятивный.
Но в нём есть человеческая история, он динамичный и предельно эмоциональный.
Как способ мобилизовать целевую часть польского общества – очень эффективный.
Ничего этого нет в «дневнике Петлюры».
Ни зрелища, ни динамики, ни эмоциональной истории (она просто не раскрыта).
Главное — непонятен контекст, в котором всё происходит.
Человек, плохо знающий или вообще не знакомый с событиями 1917-21 гг., не разберётся, о чём речь.
Петлюра – он вообще кто? Выдающийся государственный деятель? Несчастный муж и отец? Жертва обстоятельств? Это фильм не об истории украинской революции.
Но это и не биография Петлюры.
Некий расплывчатый набросок на фоне какого-то сумбура.
Непонятно, какую основную мысль пытались вложить авторы.
Сначала вроде как речь шла о попытке создания украинского государства.
Но свелось всё к теме еврейских погромов.
Хотели дезавуировать клевету в адрес Петлюры? Ну, так снимали бы фильм о Министерстве по делам евреев! Это гораздо более правильный фон для донесения основной мысли.
А так смешали всё в кучу, удачных решений не нашли, на выходе – каша.
Почему вдруг Петлюра – центральный персонаж? Раз большевики воспринимают его (и пытаются дискредитировать) как символ украинского сопротивления, значит – он важен.
Но из фильма вообще не ясно, что такого масштабного он совершил? Почему именно его решили убить и очернить? Вместо этого нам рассказывают, чего он не сделал.
Не защитил евреев, не спас какого-то Болбочана, не уговорил французов, не устоял перед Пилсудским, не упредил катастрофу под Базаром… И т.
Пытался, не вышло, грусть-печаль.
И так два часа.
Неправильный масштаб во всем – одна их главных проблем фильма.
Петлюра изображен как полевой командир среднего звена с богатым внутренним миром, зацикленный на рефлексии.
Получился какой-то недо.
Деятельная натура Петлюры утонула в меланхолии сюжетной линии.
Львиная доля сцен записана в камерных помещениях с единичными участниками.
Единственное, что хоть как-то намекает зрителю на масштаб событий – это кадры кинохроники.
Однако на её фоне игровая часть фильма становится ещё более мелкой и неубедительной.
Очевидно, так они хотели «провести параллели».
Но, уж очень прямолинейно и конъюнктурно вышло.
Живые люди так не разговаривают.
Многие персонажи фильма изъясняются пафосными толстовскими предложениями из 80 слов.
Единственный плюс фильма – это удачный кастинг на роль Петлюры.
Меньше всего вопросов к Сергею Фролову, который воплотил образ головного отамана.
Если бы это было немое кино, для результата было бы ещё лучше.
«Породисто» сыграл небольшую роль Лесь Заднепровский.
Динамичный эпизод с правильной энергетикой сделал кинокритик Александр Шпилюк.
В остальном многое отдавало какой-то самодеятельностью, была смесь надрыва и тягомотины.
Я хотел повести на фильм сына, и хорошо, что не получилось.
Мы посмотрим фильм позже, и я теперь знаю, что придется регулярно нажимать на паузу и пояснять, к чему это всё.
е., как самодостаточный продукт без толмача фильм не работает.
Это полуфабрикат.
Период, когда можно было радоваться просто факту появления кино украинского производства, уже в прошлом.
Развенчать устоявшиеся мифы можно только качественным продуктом.
Подписывайтесь на страницу автора в Facebook, канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook.
