Вторая Биеннале молодого искусства, которую с 17 сентября по 31 октября принимает Харьков, объявила победителей конкурсной программы.
Ими стали Петр Армяновский (Фильм Горчица в садах), etchingroom1 (Кристина Ярош и Анна Ходькова; графический триптих Untitlled) и Лия Достлева и Андрей Достлев (инсталляция Сказочные замки Донецка).
Победители биеннале получат премии в размере 900, 700 и 600 долларов.
Кураторами основной программы Второй биеннале молодого искусства были Анастасия Евсеева, Дарья Скрынник-Мисько и Борис Филоненко.
45 проектов, отобранных ими среди 400 заявок, так или иначе отвечали заданному кураторами концепту — «Кажется, я захожу в наш сад».
Победителей выбирало международное жюри в составе: Яра Бубнова (куратор, директор Института современного искусства в Софии; Болгария), Юлия Ваганова (искусствовед, заместитель гендиректора Мыстецького арсенала; Украина), Антон Видокль (художник, куратор, основатель и директор e-flux; США), Дэвид Эллиотт (писатель, куратор первой Национальной украинской биеннале; Великобритания), Влада Ралко (художница, Украина).
Петр Армяновский был победителем и первой биеннале, которая состоялась в Киеве в 2017 году.
«После включения Горчицы в садах в основную экспозицию биеннале, я радовался, что фильм увидят много зрителей и возможно кто-то также вспомнит свой сад, дом и скажет что-то приятное своим близким.
Награда может служить примером того, что после горчицы, если приложить усилия, может быть что-то сладкое.
Это вдохновляет преодолевать другие трудности, делиться своим опытом и продолжать заниматься искусством», — прокомментировал он победу.
Работу победительниц Кристины Ярош и Анны Ходьковой зрители неофициально называют «Вы не подскажете, как отсюда выйти?» (по надписи на части триптиха).
«Графическая инсталляция etchingroom1 (Анны Ходьковой и Кристины Ярош) Untitled не без юмора представляет схематический, дистопический взгляд на нынешний город.
Простые, но увлекательные, эти рисунки передают резкий трансгуманный взгляд на современную жизнь, в котором экономное использование графических линий дает столько же мощности высказывания, сколько и пространства на холсте», — рассказал об их работе член жюри Дэвид Эллиотт.
Работа Лии и Андрея Достлевых Сказочные замки Донецка — о памяти.
«И кирпичики LEGO [из них художники строят сооружения, отдаленно напоминающие объекты в городском пространстве Донецка] в сочетании со старыми сувенирными открытками с видами города являются для него вполне соответствующими материалами.
[знакомые авторов] рассказали свои личные истории о Донецке 1990-х, представленные в экспозиции как звуковые дорожки, а на основе этих рассказов были собраны модели мест, о которых идет речь», — уточняют авторы.
«Украина — страна в состоянии войны: с Россией, с определенной степени собственной историей.
Как и многие другие страны сегодня, она испугана собственным прошлым и встревоженно всматривается в будущее.
Искусство, если оно хоть чего-то стоит, занято не так иллюстрированием или пропагандой, как раскрытием неожиданных ракурсов правды.
В этом измерении оно может давать инсайты, которые также ведут к знанию», — подытожил результаты конкурса Дэвид Эллиот.