О феномене ВУФКУ и украинском кино 20-х
О феномене ВУФКУ и украинском кино 20-х

О феномене ВУФКУ и украинском кино 20-х

2 ноября, в Музее кино Довженко-Центра в рамках выставки ВУФКУ.

Lost & Found начинается кинолекторий Культурфильм.

Lost & Found.

Цикл из четырех лекций, в центре которого Всеукраинское фотокиноуправление (ВУФКУ) в контексте трендов мирового кино своего времени, прочитают международно признанные исследователи кино.

Киновед Любомир Госейко (Франция) расскажет о связи украинского и французского киноавангарда и украинских фильмах в международном прокате 1920-х; профессор Центрально-Европейского университета Оксана Саркисова (Венгрия) раскроет щемящие темы телесной политики и национальных иерархий в советском кино 1920-х, а композитор и исследователь Алексей Ретинский (Украина-Австрия) расскажет об инновационности звуковых эффектов в фильмах Дзиги Вертова.

После лекций зрители смогут пообщаться с исследователями и посмотреть тематические ленты 1920-х годов, большинство из которых стали знаковыми не только для ВУФКУ, но и для мирового кинематографа.

Программа кинолектория Культурфильм.

Lost & Found:.

2 ноября, 17:00.

Лекция Оксаны Саркисовой Кинодиагностика: гигиена и национальности в советском кино 1920-х годов с кинопоказом фильма Женщине о женщине (1930, 37 мин.

Режиссер: Ивга Григорович).

Оксана Саркисова — историк, исследовательница кино, научный сотрудник Blinken OSA Archivum Центрально-Европейского Университета (Будапешт), директор международного документального правозащитного фестиваля Verzio (Будапешт).

Автор многочисленных статей по истории советского и восточно-европейского неигрового кино, антропологии любительской фотографии и монографии Советские национальности на экране: культурфильмы от Крайнего Севера до Средней Азии (2017).

Фильм Женщине о женщине (1937) — режиссерский дебют будущей заслуженной деятеля искусств УССР (1954), уроженки Дубно Евгении Григорович (1905−1978).

Научно-популярный фильм о строении и особенностях женского организма, рекомендациях относительно поведения женщины в повседневной жизни, в частности во время беременности и в послеродовой период.

Женщине о женщине снимался комсомольской съемочной группой на Одесской киностудии и в медицинских учреждениях и организациях города, на джутовой и табачной фабрике.

Медицинским консультантом фильма выступил ведущий врач-гинеколог своего времени, доктор медицины Александр Крупский, автор нескольких украинских учебников и монографий по оперативному акушерству.

9 ноября, 17:00.

Лекция Алексея Ретинского Симфония Донбасса Дзиги Вертова.

Морфология шума и кинопоказ фильма Энтузиазм (Симфония Донбасса) (1930, 65 мин.

Режиссер: Дзига Вертов).

Алексей Ретинский — украинский композитор, исследователь, художник.

Родился и учился в Крыму, затем в Киевской консерватории, классическую и электроакустическую композицию изучал в Высшей школе искусств в Цюрихе, затем поступил в Университет искусств в Грац (Австрия).

Свою дипломную работу посвятил исследованию звука в фильмах Дзиги Вертова.

кроме академической (камерной, хоровой, симфонической) музыки, создает электроакустические произведения для театра, инсталляций, перформансов.

Живет и работает в Вене.

Энтузиазм (Симфония Донбасса) (1930) — первый украинский звуковой фильм, шедевр мирового кинематографа.

Снятый мэтром киноавангарда Дзигой Вертовым, он был первым кинопроизведением, в котором реальные промышленные и обычные звуки служили созданию музыкального образа, а не только подчиняли его визуальному ряду.

Посвященный первому пятилетнему плану, фильм воспевает индустриализацию, коллективизацию, пропагандирует борьбу с неграмотностью и религией.

Один из самых теплых отзывов о фильме оставил Чарли Чаплин: «Я никогда не мог представить, что эти индустриальные звуки можно организовать так, чтобы они казались прекрасными.

Я считаю Энтузиазм одной из самых волнующих симфоний, которые я когда-либо слышал.

Мистер Дзига Вертов — музыкант.

Профессора должны учиться у него, а не спорить с ним».

15 ноября, 19:00.

Лекция Любомира Госейко Две вуфковские экспериментальные ленты во французском киноавангарде 1920-х и показ фильма La marche des machines / Марш машин (1928, Франция, 6 мин.

Режиссер: Эжен Деслав) и Les nuits électriques / Электрические ночи (1928, Франция, 13 мин.

Режиссер: Эжен Деслав).

Любомир Госейко — киновед, историк кино, рекламист, переводчик.

Родился во Франции в семье украинских политэмигрантов.

Высшие студии: славистика — Лилльский университет, режиссура и киноведение — Парижский киноинститут.

Основатель Украинского киноклуба в Париже.

Консультант киноархивов и региональных кинотек, составитель ретроспектив украинского кино во Франции.

Автор ряда статей во французской, международной и украинской кинопрессе.

Автор монографии Histoire du cinéma ukrainien (Die, 2001; рус.

— История украинского кинематографа, Кино-Коло, Киев, 2005).

Марш машин (La Marche des machines, 1928) и Электрические ночи (Les Nuits électriques, 1928) — модернистские ленты, исследующие геометрию и ритмы урбанистической жизни французской столицы.

Эти фильмы вернулись из небытия недавно — Любомир Госейко случайно нашел их в гараже дома на юге Франции.

В 2004 г.

фильмы вошли в полную ретроспективу Евгения Деслава в Центре Помпиду.

Евгений Деслав (Слабченко, 1899−1966) — французский и испанский режиссер украинского происхождения, который в свое время тесно сотрудничал с ВУФКУ.

Камера Евгения Деслава в обеих лентах создала канонический для европейского киноавангарда визуальный образ.

Поэтому не зря Любомир Госейко вписывает его в контекст классиков экспериментального кино 1920-х — Ласло Мохой-Надя, Фернана Леже, Ральфа Стайнера.

Ночными кадрами из Электрических ночей иллюстрирует в своей эпохальной Звенигоре Александр Довженко мучения «националиста» Павла в эмиграции в Праге и Париже.

Благодаря Деславу в 1930 году в Париже показали немую трилогию Довженко (Звенигору, Землю и Арсенал).

16 ноября, 17:00.

Лекция Любомира Госейко Les Tartares versus Тарас Трясило в контексте французского кинопроката и показ фильма Тарас Трясило (1926, 62 мин.

Режиссер: Петр Чардынин).

Фильм Тарас Трясило (1926) снятый по одноименному роману Владимира Сосюры 1925 года, долго считался утраченным.

Ленту нашел в архивах Французской фильмотеки кинокритик Любомир Госейко, а усилиями Довженко-Центра пленку привезли в Украину.

Действие первого украинского костюмированного блокбастера разворачивается в XVII веке: виртуозно снятые массовые съемки конных атак, рукопашных боев и народных гуляний, «салонные» сцены роскошной жизни во дворце стали одними из самых эффектных в украинском кинематографе.

Типажи казаков отбирали по картине Ильи Репина Запорожцы, которая висела в комнате режиссера Чардынина на Одесской киностудии.

Научными консультантами фильма были академики Дмитрий Яворницкий и Сергей Ефремов.

Главные роли в фильме сыграли звезды тогдашних экранов, актеры театра Леся Курбаса Березиль — Амвросий Бучма и Наталья Ужвий.

Фильм вышел в международный прокат, в том числе о его успехе в Париже писал журналист и режиссер Эжен Деслав.

Впоследствии в парижском киножурнале Синеопс вышла рецензия на фильм, в котором отмечалась хорошая игра актеров, красивые пейзажи и «могущество реализации фильма».

В газете Форвертс, которая выпускалась в США и активно распространялась в Восточной Европе, Тарас Трясило анонсировался как выдающийся фильм производства ВУФКУ: «Фильм массовый, огромного размера, с участием 10 000 человек.

Мощный темп, кажется, слышно тысячи копыт казачьих коней и крики до смерти замученных…».

Джерело матеріала
loader