Как в 1920-х годах рождалось украинское жанровое кино
Как в 1920-х годах рождалось украинское жанровое кино

Как в 1920-х годах рождалось украинское жанровое кино

Когда мы слышим об украинском кино 1920-х — представляем Александра Довженко, Михаила Кауфмана, Дзигу Вертова.

Но мало кто знает, что экспериментальное кино 1920-х — это лишь верхушка айсберга под названием ВУФКУ (Всеукраинское фотокиноуправление).

В те времена, почти сто лет назад, кроме авангардных фильмов, на украинских киностудиях активно снимали и разрабатывали жанровое кино.

Большинство фильмов, снятых на ВУФКУ, ориентировались на массового зрителя: они были на слуху, горячо обсуждались в прессе и получали самые большие на то время бокс-офисы.

А изобретения в жанровом кино, которые сделали в 1920-х, до сих пор используют современные кинематографисты.

На киностудиях ВУФКУ в 1920-х годах впервые в украинском кино сняли в частности байопик и детский фильм, исторический боевик и его подвид о временах античности — пеплум.

Первый байопик.

Тарас Шевченко (1926, реж.

Петр Чардынин).

Самым дорогим фильмом за всю историю ВУФКУ был байопик о Тарасе Шевченко, снятый еще дореволюционным режиссером Петром Чардынин со звездным актером ВУФКУ Амвросием Бучмой в главной роли.

На съемки фильма потратили рекордную сумму — 288 тыс.

Это в десять раз больше, чем, например, на фильм Вертова Человек с киноаппаратом, который сегодня входит во все списки лучших документальных фильмов всех времен и народов.

Первый украинский байопик не только блестяще воплотил законы этого популярного жанра, но и на многие десятилетия вперед определил канон изображения поэта-кобзаря.

Как и во многих современных фильмах-биографиях, рассказ здесь не всегда ведется линейно.

Фильм, хоть и начинается с года рождения и колыбели Кобзаря, ближе к середине использует все больше флэшбеков, возвратов в прошлое.

Подобным образом воспоминания о прошлом вплетаются в сюжет современной противоречивой ленты о Василии Стусе Запрещенный (2019), которая недавно шла в украинских кинотеатрах.

Непременной чертой этого жанра является также ряд препятствий, которые главному герою удается пройти на пути его становления.

Не меньше чем Шевченко страдают герои байопиков XXI века — от нацистов страдает герой фильма Пианист (2002), борется с шизофренией и галлюцинациями гениальный математик в Играх разума (2001).

Как и в более поздних фильмах-биографиях творческих людей, уже в Тарасе Шевченко авторы пытаются, где это только возможно, вставлять цитаты из произведений главного героя или аллюзии к ним.

Так, например, фильм о жизни Эдит Пиаф Жизнь в розовом цвете (2007) пропитан ее песнями.

Из первой части фильма о Шевченко смонтировали и первый короткометражный детский фильм Маленький Тарас (1926).

Первый детский фильм.

Вася-реформатор (1926, реж.

Александр Довженко).

Большевики довольно быстро поняли, что им нужно работать с детской аудиторией.

Одним из самых влиятельных способов в деле не только агитации, но и развлечения юных зрителей выступил кинематограф.

Именно как режиссер и сценарист детского фильма начал свою карьеру в кино Александр Довженко.

Его позвали доснять написанный им сценарий Вася-реформатор, который высмеивал пьяниц, чиновников и других нелепых взрослых.

Фильм не сохранился, но до нас дошло несколько других детских фильмов 1920-х годов.

В частности Приключения полтинника (1929) — экранизация рассказов Владимира Винниченко Федя-оборванец и Бабушкин подарок и фильм по сценарию Владимира Маяковского Трое (1928).

Предоставлено Довженко-центром.

Как и герои современных лент для детей, герои фильмов 1920-х развиты не по годам.

Они очень самостоятельные, борются с несправедливостью, обводят вокруг пальца преступников не хуже чем главный герой трилогии Один дома (1990, 1992), дружат не менее верно чем Бэтмен и Робин (из сериала 1949 года и фильмов) или герои Поттерианы (2001−2011).

Первый исторический боевик.

Тарас Трясило (1926, реж.

Петр Чардынин).

Фильмы 1920-х годов, хотя и снимались с меньшим ресурсом чем сегодня, также претендовали на огромный размах.

Один из самых масштабных фильмов 1920-х годов — исторический боевик о козаках Тарас Трясило (1926) уже упомянутого режиссера Петра Чардынина.

Фильм долгое время считался утраченным, его только недавно нашли во Французской синематеке, где он хранился с французскими интертитрами под названием Татары, и вернли в Украину.

Как и в Тарасе Шевченко, художником-постановщиком фильма был известный художник Василий Кричевский, декорации и костюмы он воспроизвел по картине Ильи Репина Казаки пишут письмо турецкому султану.

Фильм имел очень успешную прокатную судьбу как в Украине, так и за ее пределами.

Тарас Трясило вызвал чрезвычайный фурор во Франции, он шел по всем кинотеатрам, на него стояли длинные очереди.

Зрелищность ленты можно оценить по отзыву в тогдашней зарубежной прессе: «Фильм массовый, огромного размера, с участием 10 000 человек.

Мощный темп, кажется слышны тысячи лошадиных копыт коней козаков и крики до смерти замученных…».

Вероятно, количество людей в массовке несколько преувеличено, но фильм действительно продемонстрировал невиданные в то время батальные сцены, которые поражали даже требовательную европейскую публику.

Для сравнения — на съемках недавно выпущенного на экраны исторического фильма Круты 1918 (2019) было задействовано около 1000 актеров и 2000 единиц оружия.

Наиболее удачным фильмом на тему казачества последних десятилетий был, вероятно, Огнем и мечом польского режиссера Ежи Гофмана.

На его съемках в массовке задействовали около 2000−2500 человек, но, благодаря анимации, на экране они выглядели как восьми-десятитысячное войско.

Однако такая роскошь как компьютерная графика не была еще доступна в 1920-х годах, поэтому массовые сцене в Тарасе Трясило вызвали восторг у тогдашних зрителей.

Первый пеплум.

Спартак (1926, реж.

Ертугрул Мухсин-бей).

Не менее зрелищным был первый и пока единственный украинский пеплум Спартак, который снял на Одесской киностудии ВУФКУ приглашенный турецкий режиссер Ертугрул Мухсин-Бей.

Этот жанр был одним из самых популярных в то время в Италии, а затем и в Голливуде.

Пеплумы, которые еще называли фильмами меча и сандалий, снимались на основе античных или библейских сюжетов, предусматривали большие массовки, дорогие декорации и костюмы, не обходились без героизации и эпичности.

О съемках этого фильма в Одессе ходило много шуток, потому что ситуация была действительно экстраординарная — одесские рыбаки массово становились в очередь, чтобы побрить бороды и одеть тоги.

Женщины и дети, хотя и в меньшей степени, но также участвовали в массовых сценах.

Таким образом, более трех тысяч одесситов на несколько месяцев перевитилились в античных римлян.

Правда, далеко не всем понравился готовый фильм, а режиссера даже называли в прессе дилетантом и заезжим авантюристом.

Например, в записных книжках Ильфа и Петрова можно прочитать такой ироничный отзыв: «Легат посмотрел картину Спартак и приказал сжечь Одесскую кинофабрику.

Как настоящий римлянин, он терпеть не мог халтуры».

Фильм не сохранился, поэтому мы не можем сегодня сами оценить его качество, но интересен уже тем, что это одна из первых попыток перенести на экраны историю восстания римских рабов под предводительством Спартака.

Музыку к фильму написал еще совсем юный в то время композитор Арам Хачатурян.

На основе этого саундтрека он создал свой культовый в советские времена балет, премьера которого состоялась в 1956 году.

А через четыре года к этому сюжету обратился Стэнли Кубрик в одноименном пеплуме 1960-го года, который стал его первым высокобюджетным и цветным фильмом в Голливуде.

Фильм критиковали за левацкий сценарий, но это не помешало ему получить четыре Оскара.

Новая волна популярности пеплумов захватила Голливуд уже в 2000-х годах.

В жанре пеплума неожиданно решили испытать свои силы такие режиссеры как Ридли Скотт (Гладиатор, 2000), Даррен Аронффски (Ной, 2014) и даже автор серии фильмов ужасов Обитель зла Пол В.

Андерсон (Помпеи, 2014).

Познакомиться с жанровым многообразием в украинском кино 1920-х годов можно на выставке выставке Музея кино ВУФКУ.

Lost & Found в Довженко-центре (ул.

Васильковская 1), которая продлится до 22 декабря.

Анна Онуфриенко, киновед Довженко-Центра, сокуратор проекта ВУФКУ.

Lost & Found.

Джерело матеріала
loader