Великий и Ужасный Полански: 10 культовых картин легендарного режиссера
Великий и Ужасный Полански: 10 культовых картин легендарного режиссера

Великий и Ужасный Полански: 10 культовых картин легендарного режиссера

27 февраля в украинский прокат вышла историко-детективная драма Романа Полански «Офицер и шпион», повествующая о знаменитом «деле Дрейфуса».

Картина занимает особое место в творчестве мэтра: история травли близка режиссеру – киноклассик замешан в секс-скандале и вынужден вести затворнический образ жизни.

Благодаря новому фильму стало понятно, что, несмотря на все житейские трудности, 86-летний режиссер по-прежнему в отличной творческой форме.

Подтверждение тому – Премия Большого жюри на Венецианском кинофестивале.

Наверняка, всевозможных наград у фильма было бы на порядок больше, если бы не та самая пресловутая скандальная история об изнасиловании.

Предлагаем забыть о скандалах и вспомнить культовые картины живой легенды, ведь вклад режиссера в развитие мирового кинематографа действительно бесценен.

«Нож в воде» (1962).

Дебютный полнометражный фильм режиссера сразу же дал понять, что Роман Полански – не случайная фигура в кинематографе.

Режиссер обращается к хичкоковским приемам (изолированное пространство, раскаленная до предела атмосфера), затрагивает тему расслоения в обществе и показывает свое умение использовать злую иронию.

Талант молодого польского режиссера заметила Американская киноакадемия: дебютная картина Полански была номинирована на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке (фильм снят на польском).

«Нож в воде» – это психологическая драма, разыгранная на троих.

Состоятельные супруги отправляются на прогулку на собственной яхте.

По дороге к озеру пара встречает парня.

Муж и жена предлагают новому знакомому присоединиться к ним на прогулке.

Веселое и беззаботное приключение вдруг превращается в соперничество мужчин за внимание дамы.

С каждой минутой обстановка накаляется, в кадре все чаще мелькает нож….

«Отвращение» (1965).

Спустя три года после дебютной работы Полански создал свой первый англоязычный фильм – «Отвращение».

Психологический триллер стал первой частью так называемой «квартирной трилогии»: сюда позже войдет «Ребенок Розмари», а потом и «Жилец».

Картина рассказывает историю 20-летней маникюрщицы Кэрол.

Девушка – настоящий интроверт и ненавидит мужчин.

Героиня живет со своей сестрой, но однажды остается в квартире одна на целых две недели.

У девушки начинаются страшные галлюцинации: кошмары, которые жили у Кэрол в голове, будто оживают.

В этом фильме режиссер продемонстрировал, насколько интересен ему внутренний мир человека.

Он досконально исследует «Я» своей героини, которую сыграла неподражаемая Катрин Денев.

А еще будущая легенда в этом фильме продемонстрировал свое мастерство пугать: таинственные тени, зеркала, по-настоящему неожиданные моменты – поистине Великий и Ужасный Полански.

«Тупик» (1966).

Полански во многих своих интервью говорил, что считает своей лучшей работой фильм «Тупик».

Этот криминальный триллер по достоинству оценили и жюри Берлинского кинофестиваля: в 1966 году лента получила главный приз Берлинале.

Полански обращается к своему излюбленному приему: чтобы раскрыть худшие качества героев, он помещает их в замкнутое пространство.

Скрываясь от полиции, два гангстера прячутся в уединенном замке.

Здесь живут муж и жена: он слегка неуравновешен, а его молодая избранница не умеет хранить верность.

Гангстеры берут семью в заложники.

Но события приобретают такой оборот, что грань «плохой»-«хороший» с каждой секундой становится все размытей.

«Ребенок Розмари» (1968).

Вторую часть «квартирной трилогии» Полански уже снял в Голливуде.

Психологический триллер стал первой попыткой режиссера экранизировать литературное произведение: картина снята по одноименному роману американского прозаика Айры Левина.

Лента принесла Полански всемирную известность.

Режиссера стали называть мастером ужасов.

Ему удалось создать такую атмосферу в фильме, когда зритель ждет чего-то ужасного, но при этом понять, правдивы ли события, – невозможно.

В дальнейшем этот прием стал классикой: его часто использовали при создании хоррор-хитов.

Действие в картине разворачивается вокруг молодой пары, которая переезжает на новую квартиру.

Супруги давно мечтают о ребенке, но у Розмари не получается забеременеть.

На новом месте пара знакомится с приятными соседями – немолодыми супругами.

Вскоре Розмари узнает, что ждет ребенка.

Соседи окружают беременную особым вниманием, и вдруг Розмари вспоминает свой сон, будто соседская пожилая пара – служители темного культа, а ребенок зачат на оргии от существа из иного мира.

Но, может, это был вовсе и не сон?.

Сектантская тема, которую затрагивает Полански в «Ребенке Розмари», стала кошмаром и его жизни.

Спустя год после выхода ленты беременную жену режиссера – Шэрон Тейт – убили члены секты «Семья».

«Китайский квартал» (1974).

Эту картину многие критики называют лучшей в фильмографии режиссера.

Ленту номинировали на «Оскар», но статуэтку она не получила.

Полански обращается к новому для себя жанру – неонуар – и виртуозно справляется с работой.

Действие в фильме происходит в довоенном Лос-Анджелесе.

В центре сюжета – частный детектив Джейк, которого блестяще сыграл Джек Николсон.

Однажды герой получает задание от богатой клиентки – проследить за ее мужем и узнать, есть ли у него роман.

След приводит детектива в китайский квартал – место, где царит порок, а преступления совершаются по щелчку пальца.

Полански не был бы собой, если бы не закрутил концовку так, чтобы у зрителя почва уходит из-под ног.

«Жилец» (1976).

Этот психологический триллер стал заключительной частью «квартирной трилогии» Полански.

В фильме ощущается все та же гнетущая и удушающая атмосфера, что и в предыдущих историях трилогии – «Отвращение», «Ребенок Розмари».

Кстати, в этот раз Полански не просто занял кресло режиссера, но и сам сыграл главную роль в ленте.

Он упоминал о том, что решился на такой шаг потому, что переживания героя ему близки: мэтр так же всегда чувствовал себя чужаком среди окружающих.

Скромный неприметный работник конторы вынужден сменить место проживания.

Но мало того, что квартира находится в ужасном старом доме, так еще и соседи попадаются недоброжелательные.

Однажды консьержка рассказывает новому жильцу, что предыдущая хозяйка его квартиры покончила жизнь самоубийством.

Мужчина ежедневно думает об этом, а затем начинает подозревать, что в гибели женщины виноваты соседи.

«Тэсс» (1979).

Драма является экранизацией романа Томаса Харди.

Незадолго до смерти книгу дала режиссеру его жена Шэрон Тейт.

В последствии Полански посвятил фильм убитой супруге.

Главную роль в картине сыграла новая муза творца – Настасья Кински.

Картина получила множество номинаций на «Оскар», в том числе в главных категориях – лучший фильм, лучшая режиссура.

Но статуэтки с церемонии увезли только оператор и художник-постановщик.

В фильме Полански продолжает исследовать человеческую натуру.

И у него получается это куда мрачнее, чем у писателя, чей роман стал основой фильма.

События разворачиваются в викторианской Англии.

Крестьянин однажды узнает, что принадлежит к аристократическому роду.

Он отправляет свою дочь Тэсс к состоятельным родственникам, которых только что обрел.

В поместье родственников девушка узнает, что такое предательство, любовь, зависимость.

Жизнь Тэсс меняется: у нее только два пути – сломаться или стать сильнее.

«Горькая луна» (1992).

В эротической мелодраме с элементами триллера «Горькая луна» Полански в очередной раз продемонстрировал свое умение исследовать человеческую душу.

В этот раз режиссер касается темы страсти, переплетенной с жестокостью по отношению к близкому человеку.

Полански так тонко исследует садо-мазо отношения, что равных ему в этом нет.

Картина в свое время получила разные оценки от критиков, но среди лент, снятых в жанре БДСМ, мелодрама точно стала культовой.

Найджел и Фиона отправляются в морской круиз.

В браке пара уже 7 лет, и путешествие должно привнести немного свежести в их супружеские отношения.

На круизном лайнере супруги знакомятся с интересной, но немного странной парой – писателем Оскаром, который передвигается на инвалидной коляске, и его молодой красавицей-женой Мими.

Оскар рассказывает новому знакомому Найджелу историю любовных отношений с женой.

Правда оказывается шокирующей, но еще больше шокирует последующая реальность.

«Девятые врата» (1999).

Мистический триллер «Девятые врата» стал последним фильмом, который снял режиссер в ХХ веке.

После «Ребенка Розмари» Полански впервые вернулся к теме сатанизма.

Мэтр снова исследует природу зла, изучает мотивацию, которая толкает человека на смертные грехи.

Главную роль в картине исполнил Джонни Депп.

Книготорговца Дина Корсо нанимает богатый и влиятельный коллекционер книг по демонологии.

Дин должен выступить в роли эксперта: сравнить экземпляры книг и найти подлинник.

Пока мужчина выполняет задание, он понимает, что книги не так просты: их прежние владельцы таинственным образом погибали.

Книготорговец осознает, что столкнулся с настоящей мистикой.

«Пианист» (2002).

Полански стал культовым режиссером ХХ века, а вот в XXI, казалось, в кинематографе уже будут править бал другие фигуры.

Но режиссер умеет удивлять.

В 2002 году на экраны вышла историческая драма «Пианист», которая получила три «Оскара», в том числе, и за режиссуру.

Главная роль в этом фильме стала лучшей работой в карьере Эдриана Броуди.

Лента стала самой известной в фильмографии Полански: если ранние фильмы режиссера смотрели ценители творчества или любители определенного жанра, то «Пианиста» посмотрели все.

В основе сюжета – автобиография лучшего польского пианиста 30-х годов 20 века.

Владислав Шпильман занимается музыкой до тех пор, пока в Польшу не приходят нацисты.

Вместе с другими евреями талантливого музыканта переселяют в Варшавское гетто.

Вскоре их должны отправить в концлагерь….

История, показанная в фильме, является автобиографичной и для самого режиссера.

В раннем возрасте он пережил ужасы фашистской оккупации.

Наверное поэтому драма и получилась особенно душераздирающей.

А вы будете смотреть новую картину Полански «Офицер и шпион»?.

Джерело матеріала
loader