В очередной экспедиции в рамках акции «Сохраним Карпаты» мы оставили за собой не только следы протекторов.
Нынешняя экспедиция с «Клубом внедорожных приключений» во всех отношениях выдалась не такой, как прежде.
Впервые я отправился в путь не на дилерских машинах, проверяя их способности в естественной, а порой даже сверхъестественной для них среде обитания: известная ситуация распугала всех импортёров.
И потому, к моему огромному ликованию, мне наконец-то досталось место в экипаже одного из клубных вседорожников.
Дорога к Писаному Камню – одному из многочисленных карпатских уголков, овеянных легендами и преданиями.
Как говорят местные, скалы здесь издавна избавляют людей от негативных мыслей и заряжают на добро.
В прошлом году мы здесь собрали целый грузовик мусора – что ж, и вправду приходящие сюда оставляют здесь много дурного….
Но главное другое.
Вирус, суета, страхи, скомканные бюджеты, отсутствие машин для журналистских экипажей не помешали нам с клубом Дмитрия Ковалёва воплотить давно задуманное в нашей акции «Сохраним Карпаты».
А поддержал нас в этом постоянный топливный партнёр экспедиций клуба, благодаря которому эта акция была основана и продолжается, – сеть АЗС Glusco.
Это одна из вырубок на горном склоне.
Нашей дружной компанией мы заполнили её рядами маленьких ёлочек – весной приедем проверить, как они принялись.
Теперь одной проплешиной в зелёных массивах Карпат станет меньше.
Так выглядят саженцы будущих могучих елей.
Лесники предоставляют их бесплатно всем желающим – приезжайте и сажайте! Пожалуй, это один из самых толковых и полезных вариантов корпоратива и тимбилдинга.
Каждый раз, поднимая пыль и вспахивая грязь горных дорог нашими большими колёсами, я задумывался, что мы остаёмся не в должной степени благодарны Карпатам за их бескрайнюю гостеприимность.
Нет, мы всегда дружественны к окружающей среде и не наносим ей ущерба, а зачастую ещё и прибираем мусор за нерадивыми туристами.
Однако нам не хватало более основательного встречного действия.
Идею подсказали в разы увеличившиеся незаконные вырубки карпатских лесов.
Если судьба горной природы безразлична местным жителям, то кому ещё, как не нам, остаётся сделать решительный шаг для возрождения лесного покрова?.
Заручившись дружбой с лесниками в Косовском районе Ивано-Франковской области, мы выехали этой осенью высадить саженцы знаменитых карпатских смерек на одной из вырубок.
Причём отправились туда в большой и тёплой компании с сотрудниками сети АЗС Glusco – для них, помимо удивительного опыта, эта поездка получилась хорошим тимбилдингом.
Три пухлых мешка крохотных проростков общими усилиями были высажены за три часа – и теперь, мы уверены, чёрная проплешина размером в гектар на плечах гор вблизи Писаного Камня затянется сочной зеленью молоденьких ёлочек.
Перед нашим приездом несколько дней шли осенние дожди – и обычно пыльные грунтовки раскисли и наводнились глубокими лужами.
Однако разве это преграда для подготовленных вседорожников клуба?.
В летней экспедиции (ЗР №8/2020) мои друзья и коллеги пообщались с местными – остановили пару лесовозов и заглянули в глаза их водителям, поговорили с пострадавшими от паводков.
Водители стыдливо прикрывали лица рукавами, а жители сёл впервые сами откровенно признали, что в паводках виновата не стихия, а то, что они сами уничтожают свои горы.
Нам всегда хочется верить в добро и свет: может быть, точка невозврата, по крайней мере, в человеческих душах ещё не пройдена?..
Кто, как не Дмитрий Ковалёв, найдёт забытую всеми лесную тропу где-то между сёлами близ Днестра? Здесь всё, что нужно для приключений: торчащие корни, ветки акаций с острыми шипами, скользкая грязь и узкие проходы между деревьями.
А вот бездорожье карпатское на сей раз оказалось незлобивым.
Отчасти потому, что я смотрел на него с высот лифтованного Ленд Крузера.
И «Клуб внедорожных приключений» просто не мог не оправдать своего названия: уже на пути в Киев мы поехали искать те самые приключения на задние бамперы (и не только) своих машин.
Прослышал Дмитрий Ковалёв, что есть где-то на Днестре, на стыке Черновицкой и Тернопольской областей, диковинная по временам нынешним паромная переправа – решено, ищем!.
Вот такой паром по сей день работает на Днестре.
Конструкция проста: поворотом штурвала в нужную сторону поворачивается киль, своего рода подводный парус, и силой бурного течения реки паром тянется вдоль протянутого между берегами троса.
Несмотря на солидный возраст, паром выдержал два тяжёлых вседорожника и ещё одну легковушку.
Стоимость аттракциона – 30 гривен с машины.
По пути к ней приятным бонусом нашли глубокую гранитную пещеру с чудным видом с высоты на изгиб реки и средневековый замок – увы, в развалинах, как это обычно у нас и бывает.
Потом продирались между сёлами забытой всеми лесной дорогой, давно и плотно заросшей: как обычно, не обошлось без клубной романтики – прохода между стволами деревьев с полуторасантиметровыми зазорами между кузовом.
В гармонии с техникой, природой и самими собой.
В наших экспедициях мы всегда исповедуем максимально бережное отношение к родной природе – и стараемся прививать его окружающим.
То, что в компании с Клубом тягой к оффроаду запламенеет сердце даже самого завзятого приверженца легковушек и асфальта, – само собой разумеющееся дело.
Однако для меня в экспедициях с Дмитрием Ковалёвым самым притягательным был не внедорожный экстрим (которого всегда с лихвой!), а открытия удивительных уголков родной страны и её природы.
Тем приятней, что на этот раз мы ответили этой природе посильным добром.