Итоги 2020 года от «Украинского Института политики»
Итоги 2020 года от «Украинского Института политики»

Итоги 2020 года от «Украинского Института политики»

Украинский Институт Политики подвел итоги года в эфире телеканала НАШ. Экспертный состав без участия журналистов проанализировал основные политические события за прошедший год в краткой и доступной форме.

Ведущими и модераторами дискуссии выступили Руслан Бортник директор Украинского Института политики и Сергей Нуждин директор центра социологических исследований «Пульс».

Руслан Бортник директор Украинского Института политики

2020 год стал безусловно ИСТОРИЧЕСКИМ годом. И в эту историю он войдет прежде всего Годом Эпидемии Ковид. Первой. Полноценной. Мировой. В третьем тысячелетии. Это год, когда страх и егозим правили политикой, а врачи и волонтеры проявляли чудеса стойкости и солидарности.

От ударов Эпидемии и действий правительств:

- осыпалась система международных организаций от ООН до ВООЗ и ОБСЕ, ВОТ и других, которые оказались неспособны на совместные эффективные действия;

- фрагментировались существующие политические союзы – чего только стоят конфликты внутри ЕС и НАТО;

- вскрывались старые политические проблемы от Ирана до Беларуси и Карабаха;

- изолировались и сегрегировались страны – на тех, у кого сильна медицинская система и нет, тех кто производит вакцину или может купить, и других – бедных и отсталых;

- скукоживались сфера услуг и падали ВВП;

- но в тоже время выросла роль традиционных семейных и социальных ценностей; мощный толчок получила цифровая экономика.

Не станет ли этот год - страха и эгоизма в Мире и Украине, предвестником годов бедности и террора? Давайте обсудим это и не только.

Даниил Богатырев политолог эксперт -международник.

Основным тенденциям Азиатско-Тихоокеанского региона.

Здесь одной из основных тенденций, как и во всем мире стала эпидемия коронавируса, которая в последствии стала определять многое во внутренней и международной политике отдельных государств. В следствии эпидемии прогнозируемый рост ВВП Китая снизился до 4-6% в год, для Китая это очень большое падение, но по сравнению с другими странами ВВП которых ушел в минус, это все-таки хороший результат.

Обострилось геополитическое противостояние между Западом и Китаем: торговые войны, пошлинные ограничения, США активно мешали всем китайским проектам в регионе, а также китайской экономической и военно-политической экспансии в Юго- Восточной Азии.

Под конец этого года Китаем и еще 14 странами Азиатско-Тихоокеанского региона. было организованно Региональное всестороннее экономическое партнерство или зона свободной торговли, но без сельского хозяйства и госзакупок. Одна из больших доль в товарообороте — это производство машин и компонентам к ним. Эта зона свободной торговли станет одной из крупнейших в мире.

И что интересно, что уже наблюдаются намерения по её дискредитации. С помощью публикации досье китайских коммунистов, которые якобы заседали в западных структурах и транснациональных кампаниях. Переходя к Ближнему Востоку, можно отметить усиление и активизацию внешней политики Турции. Происходит всё более активное вмешательство Турции в Ливийский вооружённый конфликт и содействие Азербайджану в развязывании победоносной войны в Нагорном Карабахе, равно как и продолжение вовлечения в сирийскую гражданскую войну и пикировки с Грецией за шельф Средиземного моря. Турция становится мощным национальным игроком и неизбежно провоцирует конфликт практически со всеми крупными региональными игроками и соседями, включая формальных союзников по НАТО. Но Турция в дальнейшем не сможет вести такую мощную геополитическую политику.

Продолжение ряда региональных прокси-войн. Война в Йемене, где проиранские повстанцы хуситы воюют против саудовских войск. Уже с меньшей интенсивностью продолжается вооруженный конфликт в Сирии.

Последняя тенденцию, которую можно отметить по Ближнему Востокуэто восстановление дипломатических отношений между Израилем и целым рядом арабских государств в частности объединенными Арабскими Эмиратами, Марокко, Саудовской Аравией и др. Формируются новые союзы, страны группируются по новым принципам. В данном случае по принципу союзничества с США.

Украина достаточно активно торгует продукцией сельхозпроизводства на Ближнем Востоке, в частности, в монархиях Персидского залива. Но изменения геополитической обстановки на Ближнем Востоке сильно не повлияют на экспорт Украины в эти страны.

Руслан Бизяев политический эксперт.

Американо-китайский конфликт в 2020г. носил больше экономический характер. Год начался с т.н. большой сделки между США и Китаем. Фактически администрация Трампа продавила свой вариант, согласно которому торговое сальдо между США и Китаем сократилось практически на 230 млрд. долл. Изначально было более 500млрд. долл. Дефицит бюджета торгового баланса. Несмотря на то, что была довольно сильная оппозиция к этой политике внутри команды Дональда Трампа, удалось реализовать эту сделку. И ели бы Китай и США решили между собой ключевые экономические проблемы, была бы возможна разморозка и политических отношений. Но этого не произошло. И чем ближе становились выборы в США, тем слабее становилась позиция администрации Трампа и сильнее становились прокитайские позиции. Точкой перелома стала история с тик-ток. Который изначально согласился работать по американскому законодательству, но потом в конгрессе удалось эту сделку заблокировать, после того как была заблокирована сделка по тик-току, стало понятно, что китайский бизнес с американского рынка не вытеснят.

Что касается команды Байдена, у него совершенно другой подход к вопросам Китая. Процесс противостояния США и Китая с экономической точки зрения переместится в политическую плоскость. Уже сейчас подымаются вопросы Тайваня, Тибета, Гонконга, Уйгура. Трамп пытался решить вопросы с Китаем экономическими мерами, в то время как команда Байдена будет применять политические.

Что касается Турции, в мировой геополитике все страны условно делятся на инструменты, фигуры и игроков. В 2020г была попытка субъективизации Турции как мировой геополитической фигуры, но не игроком. Более крупной игры не выдержат ни экономика Турции, которая весь 2020г. испытывала серьезные трудности, ни ее внешнеполитический контур, которая фактически имела зону конфликта от Карабаха до Судана. Заключение договора между Суданом и Йеменом – это удар по турецким интересам в Ливии. Не заморожен конфликт между Турцией и Израилем. 2020год Brexit стал началом субъективизации Британии, как нового геополитического игрока в мире.

Владимир Воля политолог-международник

Ситуация с Huawei не ухудшила значительным образом отношения Украины с Китаем поскольку есть определенные вопросы, которые являются маркерными с точки зрения политики администрации Дональда Трампа по этому вопросу. На определенный промежуток времени Украинская власть пошла на какие-то шаги, которые состоялись по давлением администрации Трампа, что касается вопроса «Мотор Січи», который отложен на неопределенный срок. Вопрос Huawei делится на две части. Одна часть — это применение оборудования 5G Huawei для обслуживания правительственных сетей и учреждений. А другая – это употребление в любой другой сфере страны. Поэтому и на Западе и в Украине речь идет о том, чтобы не применять Huawei именно для правительственных коммуникаций. Другие операторы могут применять, и здесь не будет противоречий.

Технологическая война за ринки развивалась по трем направлениям. Первоеэто технологии, связанные с коммуникациями 5G и разработкой 6G. Поскольку это искусственный интеллект, а также разнообразные беспилотники. У китайцев появилась армия дронов, чего нет у американцев. При этом Китай выиграл политический раунд с Трампом. Торговое соглашение было промежуточным, и фактически являлась капитуляцией Трампа, который решил с помощью нормализации экономических отношений выиграть выборы.

Второе направление – это медицина. Конкуренция за медицинские разработки. Третье направление – это борьба за технологии освоения космического пространства.

Это был первый год новой эры, который показал основные актуальные направления, возможно, на десятилетия. Основные особенности – продвинутая глобализация, более тесная интеграция и кооперация под главенством Китая. Это развитие коммуникаций, многослойная интеграция, которая касается Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП), как один из вариантов свободных экономических зон. А вместе с тем там существует еще множество вариантов экономических зон в двустороннем, трёхстороннем или четырехстороннем формате. Что касается еще одного направления производственных ресурсов Африки, роль которой, возможно, возрастет в мировых производственных процессах.

Главные особенности международной конкуренцииэто охрана здоровья, которая стала фактором глобальной политики и выживания. А также искусственный интеллект, технологии и борьба за космос.

Для Украины важное задание сейчас найти свое место в новом распределении экономического сотрудничества и связей.

Валентин Якушик доктор политических наук.

В условиях, когда в Украине не существует фактически левого движения (оно псевдолевое и псевдодвижение). В Латинской Америке появились очень интересные тенденции. В Боливии вернулись к власти социалисты. Венесуэльский левый режим был спасен благодаря четырем государствам: Кубы, Китая, России и Ирана. И уже новое американское правительство и новый президент будет вести с ними переговоры. Левые сдвижки произошли в Аргентине, и усиливается левое движение в Чили и в Бразилии. Скорее всего, что в следующем году ультраправое правительство в Чили не удержит свои позиции.

Европа фрагментируется. Проявляется сотрудничество между англосаксонскими странами. И здесь Украине не стоит проявлять, даже не англо-саксонскую, а лакейскую активность. Например, в отношении «Мотор Січи» и Huawei, касательно сотрудничества с Китаем. Следует задуматься какие будут в перспективе источники финансовой поддержки и сотрудничества.

Сергей Шабовта эксперт по вопросам безопасности

Одна из базовых платформ перспектив президентской работы Трампаэто тесное сотрудничество с крупнейшими военно-промышленными компаниями. Что является крайне опасной тенденцией гонки вооружений.

Летом 2017г. был подписан важнейший договор о военном сотрудничестве России и Китая , одним из важных стратегических векторов которого являлось направление космических разработок. Сегодня средствами выведенных в космическое пространство систем можно подавлять любые системы управления и навигацию.

К сожалению, эта тенденция в определенной степени перейдет в 2021год. От Байдена ожидается проявления «ястребиной» политики. С его стороны, вероятно, будет попытка давления, в том числе и с точки зрения военного присутствия. Но, с другой стороны, очень многие глобальные проблемы, которые сегодня сегментируются в разных формациях в значительно большей степени будут предопределять события, в том числе и военно-политическим союзом НАТО и с другими сегментами военного сотрудничества. Использование именно военной силы слало очевидно твердым трендом в реализации политических целей и задач. И скорее всего, эта тенденция будет продолжаться в разных регионах.

Валентин Гайдай кандидат политических наук, политический аналитик.

Что касается работы международных организаций, на счет ООН, - эта организация свою эффективность давно исчерпала. Все решения в ООН принимаются одностайно. Тоесть если хотя бы один постоянный член ООН против, решение не принимается. Поэтому нельзя пропедалировать решение, которое выгодно, например только России или англосаксам, но в тоже время есть система сдерживания. Следующий момент резолюции Генассамблеи ООН, по тому же Крыму, неэффективны и не имеют никакого веса. При том, что Украина поддержала Азербайджан в конфликте с Арменией, Баку оказался в числе тех, кто не голосовал по украинской резолюции по Крыму. Как один из примеров, в основном США блокируют инициативы России и Китая либо Китай и Россия блокируют инициативы Запада.

Владимир Воля политолог-международник

Минские соглашения – акт международного права, приняли резолюцию Совбеза ООН. Без особой дискуссии поддержали эту резолюцию на Совбезе ООН потому, что это политическая декларация, это не обязующий документ. Есть полномочия Совбеза ООН, и они касаются исключительно вопросов, представляющих угрозу международной безопасности, куда конфликты типа Донбасса или Нагорного Карабаха не относятся.

Руслан Бизяев политический эксперт.

Основные моменты, которые характеризуют новый политический цикл. Первое Германия впервые воздержалась в голосовании относительно осуждения нацизма. За что была подвержена публичному осуждению Китаем и Россией. И Германии было указано, что она никогда на протяжении ближайших 15 лет не может рассчитывать на место постоянного члена в Совете Безопасности ООН. Это говорит о том, что ООН выполняет сейчас больше имиджевую функцию.

А с точки зрения практической реализации, это спорный вопрос. Пять резолюций были приняты по Карабаху, шесть резолюций по палестино-израильскому конфликту, носят ли они глобальный характер или нет? Стала ли ООН и Совет Безопасности предохранителем для какого-то военного конфликта за последние два-три года? Если уже США, Израиль, в ряде случаев Европейские страны заявляют о том, что они не будут выполнять решения международных судов потому, что они противоречат их национальным интересам. То, о какой системе всемирной безопасности, можно говорить. Фактически мы можем говорить о тех или иных ситуативных союзах. И это самый страшный вызов для ООН. То есть в это десятилетие она должна доказать либо свою эффективность, либо уйти в небытие.

Виктор Скаршевский экономический эксперт.

По поводу Китая - это единственная страна в мире, которая покажет экономический рост в этом году. Родина коронавируса окажется первой по росту экономики. В то же время Китай нарастил экспорт и уменьшил импорт, что также улучшило его торговый баланс. В результате Китай оказался в экономическом выигрыше.

Что касается внутренне-экономической ситуации и экономической политики в Украине. В Украине поменялись политики, но не поменялась сама политика, в том числе и экономическая. Страна продолжает жить по лекалам МВФ, более того внешнее управление еще усилилось. И соответственно, рассчитывать на другой результат не приходится.

Что касается мировой торговли, сама по себе она сократилась с прошлым годом в связи с применением карантинных мер. При этом уже есть признаки деглобализации в мировой экономике, и признаки того, что все работают на импортозамещение. Усилился протекционизм. То есть все страны начали максимально замыкаться и работать на себе, чтобы меньше зависеть от глобальных связей. Все начали думать о своем суверенитете.

Украина, к сожалению, не переосмыслила этой политики и не начала применять эти инструменты. Но даже если Украина только намекает на применение этих инструментов, например, импортозамещение через законопроект о локализации машиностроения, сразу и ЕС, и США направляют письма украинскому руководству о том, что нельзя этого делать.

По поводу внешней экономической конъюнктуры, как не парадоксально, но она спасла украинскую экономику от более глубокого падения. Из-за нашей сырьевой структуры экономики, которая не дает возможности долгосрочно развиваться и достигать быстрого экономического роста, внешняя экономическая конъюнктура нам помогла. Потому что на основные экспортные сырьевые товары выросли цены (рада, сталь, зерно), а вот на импортные энергоносители, от которых Украина сильно зависит цены резко упали(природный гас, нефтепродукты).

Политика количественного смягчения (политика печатания новых денег, которыми стимулировали экономику от кризисных явлений), которые применял ЕС и США. Все эти деньги пошли не в производство не в инвестиции, а в финансовый сектор, фондовый рынок. То есть фактически все ушло в спекуляцию, но не на производство и потребление. Если брать мировую экономику и количественное смягчение, сейчас существует очень большой инфляционный навес. Как только эти деньги попадут на потребительский рынок, сразу же ускорится инфляция. И какая она будет – это зависит от многих факторов.

Относительно Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским союзом, что касается экономической её части то, оно каждые пять лет подлежит пересмотру, то есть в следующем году. Но пересмотреть могут квоты на сельскохозяйственные продукты, а радикального пересмотра не будет. Нас как рассматривали сырьевым придатком, так и будут рассматривать.

Виктор Савинов директор института политической философии.

2020 год стал подтверждением всех страхов, которые нагнетала политология начиная с 1974года. С тех пор как было провозглашено философией состояние постмодерна и соответственно, как обещали ученые, нас ждет замена общества дисциплинарного, где самым страшным наказанием считалось ограничение пространства, на общество контроля. То есть общество, где нас контролировать будут полностью, даже наше социальное поведение станет поводом для наказания. Нас уже научили ходить в масках и самоизолироваться, теперь научат самоликвидироваться, в социальном смысле.

В Украине, как в передовой экспериментальной стране, будут возникать проблемы у граждан связанных с тотальным контролем и ограничением возможностей. Поскольку политический вес Украины слишком мал, то законы глобализации, как и внешнее управление, также ставят нашу страну в зависимость от других стран.

Международное распределение труда, при тех стартовых предпосылках, которые были у Украины, мы бы могли рассчитывать на большее, чем быть обслуживающим персоналом. Существует две формы отчуждения. Первая труда, когда вы можете долго работать и ничего не получать. И вторая, это когда ваши личные данные уже вам не принадлежат. В Украине в этом плане уже готов закон о коммуникациях.

Сергей Нуждин директор центра социологических исследований «Пульс»

В украинском обществе мы наблюдаем такие тенденции:

Запрос на «сильную руку» увеличился – около 60%.

Также наблюдается усталость от новых лиц. Украинцы все меньше доверяют новым лицам, увеличился спрос на профессионалов. По сравнению с прошлым годом наблюдается большая радикализация общества, которая через определенное время может взорваться. 15% населения готовы защищать с оружием свои политические убеждения.

В исследовании КМИС показаны Топ -5 первоочередных запросов общества для власти.

71,5% - прекращение огня на Донбассе.

44,2% - улучшение жизненных стандартов общества

31,2% - снижение тарифов

21,5% - наказание коррупционеров

18,1% - уменьшение влияния олигархов на политику страны.

И если посмотреть на результаты то, формально у нас есть прекращение огня на Донбассе. Но периодически продолжаются обстрелы и провокации продолжают гибнуть военные. Нормандский формат по факту на паузе. Никаких продвижений в мирном процессе не происходит.

В отношении улучшение жизненных стандартов, проанализировав можно увидеть, что реальная заработная плата сократилась на 2-3%. Пенсия хотя и выросла на 11%, но это совсем мало, на фоне тарифов, которые значительно выросли: газ на 35% на воду на 17%.

В отношении наказания коррупционеров, уже из сизо выпустили Гладковского Пашинского, Микитася, Юрченка – депутат, которого обвинили в коррупции. Зеленский пытается ставить какие-то дедлайны прокурору, что никак не влияет на её работу.

В отношении влияния олигархов. Весной этого года произошла смена правительства условных «соросят» на людей, которые представляют те или иные промышленные группы тех или иных олигархов.

Поэтому наблюдается падение рейтинга власти.

У Зеленского динамика падения составила с 40% до 28%.

К причинам падения рейтингов власти можно добавить пандемию коронавируса, которая вначале подняла рейтинг власти, вернее замедлила его падение, потом пошел откат назад.

Общество также негативно восприняло закон о рынке земли и игорном бизнесе.

При этом, большинство в обществе не ожидает в следующем году каких-либо значительных продвижений власти относительно вышеперечисленных вопросов.

Кирилл Молчанов заместитель директора Украинского Института политики.

Наших граждан также очень сильно беспокоит вопрос медицинской безопасности и вопрос вакцинации, на который так же нет ответа у нашего руководства.

Относительно основных запросов общества – это как раз ключевые обещания, за счет которых Зеленский выиграл на выборах.

Мир на Донбассе. Обещание Смены парадигмы Порошенка, которая, по сути, была продолжена.

Обещание посадок весной. Если Зеленский на стадионе говорил Порошенко, что он его приговор то, приговор в результате стал оправдательным. Так никто и не сел.

И то, что связано с тарифами и благосостоянием общества и «завершение эпохи бедности» - ситуация только усугубилась.

При этом окно возможностей для власти уже упущено. Уже нет высоких рейтингов, с помощью которых можно было продавливать непулярные и популярные решения. Монобольшинство, по сути, уже фрагментируется в Раде. 2020год стал переломным для Зеленского в том плане, что он из противосистемного политика стал системным полностью, который окружил себя олигархами и погрузился в «теплую информационную ванну».

И второй тренд этого года – это десуверенизация Украины. Если до марта месяца еще проявлялись попытки хотя бы частично снять внешнее управление: отставка правительства Гончарука, увольнение Рябошапки, отставка Богдана, который основателем первой архитектуры власти. То после того, как начали переписывать бюджет под карантинные меры, пошел полный прогиб под запросы МВФ. Отсюда получили абсолютно не популярные в обществе рынок земли и банковский закон, отсутствие положенного повышение пенсий и зарплат.

По всей видимости, этот тренд перейдет и в следующий год.

Квинтэссенцией здесь является НАБУ, руководитель которой полностью подконтролен западным партнерам и совершенно не подчиняется решениям украинских судов и выполняет функцию смотрящего за украинской политической элитой. И к борьбе с коррупцией это не имеет никакого отношения.

Следующий год пройдет под знаменем борьбы национального капитала в виде олигархата и транснационального, который и дальше пытается контролировать Украину в лучших традициях неоколониальных администраций.

Владимир Воля политолог-международник

У нас кадры решают все. Наши кадры добили и рейтинг Президента Зеленского и его партии. В октябре состоялся экватор карьеры Президента Зеленского. В конце года уже 39% выступают за его отставку. Значительно упал рейтинг партии «Слуга Народа». Вместо «турборежима» мы теперь наблюдали «турбобезделие» Верховной Рады. Депутаты избегали ответственности, прячась за карантин. Что касается кадровых вопросов, которыми занимался Офис Президента, то есть ответственность за кадры – это ответственность Зеленского и его приближенных лиц.

Валентин Якушик доктор политических наук.

Есть ощущение, что Украина переживала период «казней египетских». Карантин, пандемия и отсутствие вакцин. Люди оказались запертыми в четырех стенах и позначены, масками – а это уже символ лояльности.

Относительно уровня профессионализма власти, для меня это связано с идеей «нашествия саранчи». Украинские олигархи хорошо пилили бюджет, и провели в стране предпродажную подготовку для транснационального капитала, представители новой власти решили довести это дело до конца и продать, не думая совершенно о национальных интересах. И теперь нас ждет еще и проблема с рынком земли. Но у нас есть выход национального единства, если мы найдем компромиссный выход, когда сбережем и внутреннюю управляемость и справедливое распределение в стране.

Валентин Гайдай кандидат политических наук, политический аналитик.

Зеленский изначально не был антисистемным политиком и не мог быть. Для этого нужна команда и железный характер, а у него всего этого не было. Необходимо было сказать нет МВФ и нет Западу. Такие вопросы как закупка вакцина от коронавируса или Huawei, должны решать только в Украине. Но теперь внешнее управление в стране безусловно присутствует. А 73% поддержки пропали в скандалах «Слуг Народа» в рынке земли, банковском законе, всего этого не декларировал Зеленский, когда баллотировался. И в дальнейшем рейтинг доверия, рейтинг самого Зеленского и «Слуг Народа» будет деградировать. Региональные элиты, которые укрепились на местных выборах будут «расшатывать» фракцию «Слуги Народа», которая в парламенте является неоднородной структурой и состоит из представителей интересов разных сфер влияния, как внешних игроков, так и внутренних. Теперь еще больше будут играть Зеленским. При этом украинцы, как всегда, не сделают никаких выводов и через три года будут снимать Зеленского без какой-либо альтернативы.

Даниил Богатырев политолог эксперт -международник.

Могло ли быть иначе? Если у нас уже долговая зависимость от МВФ, если у нас олигархи одни и те же управляют политическими партиями, если у нас полная институциональная зависимость от наших Западных партнеров с 2014года. Если у нас с 2014 по 2019 год одна идеология навязывалась на всю страну как доминирующая. И граждане побоялись проголосовать за полную альтернативу. И если кто-то говорит абсолютно противоречащее этому прозападному дискурсу то, за него не стоит голосовать. А если мы не поменяем на полностью противоположный внешнеполитический курс( стратегию взаимодействия с кредиторами, с Китаем можно наладить отношения), мы все глубже и глубже будем входить в зависимость от Запада и окажемся на уровне самых нищих и деградированных стран Латинской Америки.

Руслан Бизяев политический эксперт.

Как могла сложиться бюджетная коалиция?

Как в принципе те фракции, которые называют себя оппозицией могут голосовать за бюджет или кадровые назначения? Самая успешная политическая карьера 2020года - это Андрей Ермак. У нас поменялся Кабинет Министров и на серьезные должности приходят люди, которые возглавляли отделы в государственных областных администрациях. Внутриполитический итог года заключается в том, что у нас нет больше ни правящей партии, ни перезагрузки идеологии, что влияет и на политику, и на экономику. Правящей партии на Украине больше нет, но и альтернатива ей не появилась.

Денис Гаевский политический аналитик, экономист.

Если говорить про идеологию и партийную жизнь, наглядный пример, что происходит сейчас в местных советах, когда какие-угодно образовываются коалиции только на основе коммерческого интереса. Поэтому говорить о какой-то идеологии в украинской политике на сегодняшний день не приходится. Глобально можно выделить два кластера. Это сторонники внешнего управления и сторонники суверенного курса. Но внутри этих двух курсов есть множество других фракций, которые следует отдельно детально рассматривать. Все и классовые и идеологические различия в украинской политике глобально стерты за последние пять лет. К чему придет система таким курсом? Происходит делегитимизация и институциональное ослабление государства в целом, происходит вымывание профессионалов из системы управления. Падает легитимность власти и политической системы в глазах населения, но такой статус-кво может сохраняться десятилетиями.

По большому счету к нисходящему тренду украинской экономики, политики и социальной сферы уже все привыкли. А главное задание для правящего класса с этой точки зрения не допустить каких-то одномоментных инфраструктурных и социальных крахов. Которые могут привести к акциям прямого действия и снести их, но поскольку в стране нет дееспособной оппозиции то, правящему классу опасаться нечего.

Александр Теплюк политтехнолог.

Выборы 25 октября 2020 происходили уже по новому Избирательному Кодексу, вступившего в силу 01.01.2020году. На выборах была зафиксирована самая низкая явка за весь период существования независимой Украины — 36,88%;

Итоги 2020 года от «Украинского Института политики» - Фото 1

Выборы проходили после административно-территориальной реформы по новым районам и ОТГ. 1469 и только в 1438 из них ЦИК назначила первые выборы депутатов местных советов территориальных общин и соответственно их голов на 25 октября 2020 года. Соответственно по районах 136 на 119.

На этих выборах по состоянию на 11.12.2020 избран 42302 депутата из 43122 или 98,1%. Соответственно по советам 1659 с 1660 (99,9%) областных депутатов, 5294 с 5366 или 98,66% районных депутатов, 11080 с 11244 или 98,5 % городские советы, 10028 с 10284 или 97,5% поселковых и 13679 с 14006 или 97,7% сельских депутатов.

Итоги 2020 года от «Украинского Института политики» - Фото 2

Избраны головами 1394 из 1421 или 98.1% из них 346 из 370 или 93,5% городские общины, 427 из 428 или 99,9% поселковые общины и 621 с 623 или 99,7% сельских общин.

Учитывая низкую явку, можно говорить о низкой легитимность избранных как мэров так и депутатов. Например, явка по Киевской области в некоторых регионах была около 6%. То есть люди побеждали, условно говоря до 30 % от общего количества избирателей, кто-то побеждал с результатом 6-7%. И в данном случае мы говорим о легитимности данной особы, если у неё такая низкая поддержка. Поэтому в законе должно быть прописано, что необходимо рассчитывать от общего количества избирателей. Чтобы наши депутаты и кандидаты мобилизовали избирателей, а не занимались тем, что занижают явку, когда проще купить и победить.

Итоги 2020 года от «Украинского Института политики» - Фото 3

В выборах, приняло участие 147 политических партий и 271 362 кандидата. При этом мужчин 55.5%, а женщин 44.5%, согласно новой гендерной квоты.

Относительно союзов, которые были сформированы, как показала практика множество влиятельных людей на местах, просто выкупали 90% партий и имели своих людей в разных партиях. Поэтому, по сути, они объединялись сами с собой. И можно констатировать, что на сегодняшний день феодализация уже состоялась.

Изменили избирательный адрес 109686 лица, всего в Киевской области, город Киев, Одесская, Львовская и Днепропетровская область. Из них воспользовались онлайн изменением адреса 44098 человека. Так, аномальное количество обращений (более 15%) можно было наблюдать в Запорожской, Луганской, Одесской и других областях.

Итоги 2020 года от «Украинского Института политики» - Фото 4

Итоги 2020 года от «Украинского Института политики» - Фото 5

Размер залога варьировался от одной тысячи гривен (количество избирателей до 10 тыс.чел), и до сотен тысяч, например самая дорогая область у нас была Днепропетровска - 542 тыс. Грн, а самое дорогое Киев - 2.110 тыс. Грн, самая дешевая в соответствии Волынская районный совет 3 тыс. грн и Липецкая сельсовет 10 тыс. грн

Итоги 2020 года от «Украинского Института политики» - Фото 6

В областных советах первые города заняли следующие партии: Слуга народа - 4, ЕС - 4, ОПЗЖ - 4, За майбутне- 1, Украинская стратегии Гройсмана - 1, родное Закарпатье - 1, Свобода - 1, Родина-1, Блок Кернеса - Успешный Харьков -1, Команда Симчишина-1, Черкащана-1, Родной Дом-1.

Николай Спиридонов политический консультант.

В этом году произошло окончательно развенчание Зеленского стало понятно, что система не меняется. Апофеозом стал провал на местных выборах в Кривом Роге, когда президент лично ездил агитировать за кандидата от «Слуг Народа» Дмитрия Шевчика, который в результате все равно проиграл. Даже в базовом родном городе Зеленского нет особой популярности.

Что касается децентрализации, в ноябре начался такой важный этап децентрализации как передача земель. Пока ОТГ не начнут управлять земельными активами то, децентрализация будет очень условной. Госгеокадастр уже начал передавать определенные земли, леса, воды в ОТГ.

Также в 2020г. еще более важными стали аграрные компании. Поскольку все страны должны были быть готовы обеспечить свою продовольственную безопасность, т.к. в любой момент границы могут быть закрыты.

Если говорить о бюджете на 2021г. то, бюджет непропорционален. Самое позорное что там есть – это минимальные пенсий, которые так и не доходят до 2тыс. гривен, и соответственно не дотягивает до официального прожиточного минимума. Мы также наблюдаем в бюджете недостаточное финансирование медицины и образования. Но достаточно резкое повышение финансирования, например, Офиса Президента. Вероятно, в 2021году мы увидим продолжение карантина, продолжение проблем в экономике и нарастание социального напряжения. Что касается карантина в 2020г. Мы наблюдали абсолютно бессистемные действия власти в этом отношении. Значительна вероятность досрочных парламентских выборов. По сути, уже начинается президентский электоральный цикл. Такие люди, как Кличко Разумков и Порошенко активно начинают свою президентскую кампанию, поскольку у Зеленского уже не такие большие шансы на сохранение своего президентского кресла. И олигархические круги уже ставят свои ставки на возможных других кандидатов.

Сергей Шабовта эксперт по вопросам безопасности

Сколько еще праворадикальные или просто милитаризированные группы будут влиять на украинскую политику? Оценивая реформы, связанные с децентрализацией, мы говорили об одной из страшных тенденций - криминализация украинского общества, в том числе и радикализация, которые очень ярко проявились в процессе местных выборов. Оценивая тенденции, которые на самом деле определяют внутреннюю опасность и угрозы, существующие внутри украинского общества. Не экономического плана, а именно социального и криминального то, они проявляются в этих показателях.

Итоги 2020 года от «Украинского Института политики» - Фото 7

Итоги 2020 года от «Украинского Института политики» - Фото 8

Реально на сегодняшний день украинцы не доверяют ни одному правоохранительному органу и низко оценивают эффективность их работы. Самая большая проблема всей правоохранительной системы – это её запредельная политическая заангажированность. Она должна показывать только несуществующее благополучие. Поэтому радикалы пока никуда не денутся они нужны этому правительству и президенту, что самое страшное.

А ведь именно радикальные элементы были одним из самых сложных раздражителей общественного мнения украинцев и одним из ожиданий, что станет иначе. В июле этого года Украина заняла первое место по преступности в Европе. Из 190 государств мира мы 47 по уровню преступности, то есть входим в 25% наиболее опасных государств. И как реакция в декабре 2020г. Американский Фонд Мира ставит нас на 69 позицию из 180 государств по уровню существующих угроз. Это реальный показатель качества общества. Происходит «ренессанс» организованной преступности.

Работоспособность правоохранительной системы абсолютно зависит от политической. При этом ни Совет национальной безопасности, министр внутренних дел, ни Генеральная прокуратура не видят этой проблемы. И, к сожалению, эти тенденции сохранятся в 2021году. Единственная надежда, что в самой системе на уровне районных, городских исполнителей есть немало порядочных и всё-таки заинтересованных в борьбе с преступностью людях.

Игорь Пиляев доктор политических наук

Подводя итоги 2020 года можно говорить о том, что в гуманитарной политике продолжает реализовываться курс предыдущего президента Порошенка на превращение Украины из многоэтнического, многокультурного государства в государство моноэтническое, монокультурное и моноязычное.

Сегодня русский язык, фактически родной для многих миллионов граждан Украины, изгнан из школ, из университетов и из всех публичных сфер жизни. При этом сохраняется совершенно дикий принятый в 2018 году постановлениями в 6-ти областных советах запрет на публичное использование русскоязычного культурного продукта в 6 областях Западной Украины: Галичина, Волынь и Житомирская область.

В сентябре этого года состоялось официальное закрытие русских школ. Хотя школам национальных меньшинств с языками европейского союза предоставлена возможность функционировать до 2023года.

Сохраняется дискриминация на уровне базового и профильного среднего образования. С принятием в январе этого года закона о среднем образовании ситуация еще более усугубилась. Сегодня русскоязычные дети могут в базовой и профильной средней школе обучаться на родном языке только 20% учебного времени, в то время как дети с родными языками стран ЕС могут в 2-3 раза больше обучаться на родном языке от 40 до 60%. Фактически полностью проигнорированы рекомендации Венецианской Комиссии - самого авторитетного межправительственного органа правовой экспертизы Совета Европы, относительно необходимости отмены дискриминационных статей и нового закона Украины об образовании и языкового закона.

Подобная гуманитарная политика никак не согласуется с декларируемой властями линии на возвращение Крыма и Донбасса. Совершено очевидно, что сточки зрения устойчивого развития и необходимости консолидации Украины и её модернизации, такая политика является совершенно разрушительной.

Ни о каком инклюзивном национальном диалоге, о котором говорилось еще с Женевского протокола апреля 2014года и в Минских соглашениях, ни о каком национальном консенсусе тут речи быть не может. Поскольку в пояснительной записке правительства относительно плана действий по реализации концепции национально-патриотического воспитания с озабоченностью говорится о том, что больше половины граждан Украины по-прежнему в быту пользуется русским языком.

Тут важно отметить, что согласно статье 19 действующего закона Украины о международных договорах в случае, если внутренние украинские законы в чем-то противоречат правилам международных ратифицированных Украиной договоров, то действуют соответствующие правила международных договоров.

Стоит ожидать дальнейшего проведения и углубления курса Порошенка в гуманитарной политике. Единственно, по сравнению с периодом Порошенка риторика первых лиц государства в сфере гуманитарной политики теперь будет более спокойной и даже миролюбивой.

Прогнозы экспертов на 2021г.

Виктор Скаршевский экономический эксперт.

Это был год примитивизации, как экономической политики, так и структуры экономики. Мы полностью и в открытую находимся под внешним управлением. У нас в Украине уже нет собственной экономической политики, а есть меморандум с МВФ по лекалам которого и работает наше правительство.

Кирилл Молчанов заместитель директора Украинского Института политики.

Помимо того, что и дальше будет идти тренд на десуверенизацию, ключевой вызов будет битва за вакцину. И тут интересно, как будет выходить из ситуации украинское руководство. Так же это будет год правительственного кризиса, который вполне может перейти в политический кризис. Поскольку нет уже ни монобольшинства ни своих голосов для принятия решений. Необходимо выходить на какие-то коалиционные варианты в парламенте либо это может обернуться досрочным роспуском парламента, если ситуация для власти зайдет в глухой тупик.

Руслан Бизяев политический эксперт.

В следующем году мы будем наблюдать предпосылки к построению новой геополитической мировой системы, которая запустит все процессы в следующем десятилетии. Внутриполитическая ситуация 2020года показала, что президентом в Украине 2024года будет точно не Зеленский. Экономически мы проживем этот год плюс -минус также как прожили год предыдущий. С точки зрения внешней политики на территории Украины начнут играть сразу несколько геополитических игроков. Свои позиции постараются закрепить Британия, Евросоюз, США и Россия.

Николай Спиридонов политический консультант.

В Украине мы увидим усиление дальнейшее местных элит. Многие меры крупных городов будут претендовать в том числе, и на место президента Украины. В мире в целом происходят достаточно серьезные изменения, которые можно назвать парадигмальным переходом, все переходит в новую другую структуру и обостряется борьба за влияние, усиливается контроль над людьми с помощью, тех же цифровых технологий. Все эти процессы будут усиливаться. США перестают быть мировым гегемоном, постепенно наступает Китай.

Даниил Богатырев политолог эксперт -международник.

В следующем году, как и в этом, гражданам Украины, к сожалению, придется выживать. Уровень жизни будет планомерно ухудшаться. Один из стержней действующей власти это тотальная фискализация самых малоимущих слоев населения. Налогами будет облагаться буквально все. Даниил Гетьманцев предложил облагать налогом абсолютно всю живую частную собственность вне зависимости от площади и того, что за неё уже оплатили налог при покупке, не зависимо от того сколько человек там живет и т.д. Драть деньги с людей на возвращение кредитов МВФ будут нещадно.

Александр Теплюк политтехнолог.

Следующий год будет распродажей нашей страны до конца. Земля, собственность все будет продаваться. Весной станет понятно, а именно в марте станет понятно будут перевыборы в Раду или нет.

Денис Гаевский политический аналитик, экономист.

Анализируя многие процессы в Украине, надо исходить из того, что правящий класс неспособен управлять нацией и это продолжится в 2021 году, который станет годом выживания.

Сергей Шабовта эксперт по вопросам безопасности

И радикализация общества и коррупция останутся самыми страшными катализаторами проблем социального уровня. Стандарты, по которым на сегодняшний день живет украинское общество, вряд ли стабилизируются и будут падать вниз.

Рано или поздно в обществе начнется переформатизация отношения к этим проблемам, в том числе и политических сил, что может заставит их саккумулироваться на этих проблемах и делать первые жесткие и решительные шаги.

Руслан Бортник директор украинского института политики.

Надеемся, что 2020 не только принес нам трудности и новые реалии, а и научил нас адаптироваться в очень быстро меняющемся мире, научил нас по-новому смотреть на проблемы.

Мир перезагружался, переоценивался, диджитализировался. Перезагружалось, иногда наше сознание, цели, ценности и приоритеты!

Клаус Шваб, директор ВЭФ в Давосе заявил, что возможно началась Четвертая промышленная революция - слияние техники, искусственного интеллекта и человека; но я надеюсь, что промышленная революция будет идти в ногу с духовной и интеллектуальной революцией - и в следующем году все мы станем умнее и гуманнее!

Итоги 2020 года от «Украинского Института политики» - Фото 9

Итоги 2020 года от «Украинского Института политики» - Фото 10

Итоги 2020 года от «Украинского Института политики» - Фото 11



Джерело матеріала
loader