Гетманцев: «30-летие независимости Украины мы должны отпраздновать беспрецедентным ростом экономики»
Гетманцев: «30-летие независимости Украины мы должны отпраздновать беспрецедентным ростом экономики»

Гетманцев: «30-летие независимости Украины мы должны отпраздновать беспрецедентным ростом экономики»

Гетманцев: «30-летие независимости Украины мы должны отпраздновать беспрецедентным ростом экономики»

Фото из архива Д. Гетманцева

Как вывести украинскую экономику из тени, почему власть хочет полной фискализации и зачем Украине так называемый "налог на Google". На эти и другие вопросы ответил в интервью изданию "Комментарии" председатель комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, народный депутат от фракции "Слуга народа" Даниил Гетманцев.

"Речь не идет о том, что без транша МВФ у нас будет какая-то катастрофа"

- Сегодня (дата проведения интервью — 18 февраля, — ред.) Верховная Рада поддержала закон о "евробляхах". Какие условия предусмотрены для тех, чьи авто были ввезены до и с этого года?

— Для тех, кто будет ввозить авто в этом году, никаких особых условий законом не предусматривается. Ввоз происходит на общих основаниях. Если мы говорим о тех авто, которые были ввезены до нового года, то есть возможность растаможивания по формуле, что предусматривается законом. Верхний предел платежа устанавливается в размере 1000 евро. Независимо от того, сколько получается по формуле, 1000 евро — сумма, которую максимально оплатит лицо за растаможку транспортного средства. Но может быть и меньше.

Во-первых, мы хотим дать возможность людям, которые ввезли эти автомобили, в конце концов поставить точку в этой дискуссии и больше к ней никогда не возвращаться. Во-вторых, мы не хотим, чтобы тот бизнес, который сформировался вокруг ввоза в Украину автомобилей на еврономерах, продолжал свою деятельность. Он зарабатывает фактически на уклонении от налогообложения. Никаких льгот на будущее не предвидится. Более того, сразу после завершения льготного периода, санкции за использование нерастаможенных авто начнут работать.

- Также 18 февраля в парламенте отчитывалась генпрокурор Ирина Венедиктова. Как Вы можете оценить работу Офиса генерального прокурора Украины?

— Я очень высоко оцениваю достижения Ирины Венедиктовой. Мы видим результат ее работы, исходя из уменьшения уровня преступности в нашем государстве, уменьшения преступлений против лиц и преступлений против собственности. Ведущая роль в этом Генеральной прокуратуры, которая, наконец, взяла на себя роль координатора деятельности всех правоохранительных органов. Регулярно проводятся координационные совещания по тому или иному вопросу, генеральный прокурор делает выводы и указания, которые необходимы для того, чтобы преступления расследовались быстрее. Мы видим с вами рост показателей расследований, увеличение цифр, связанных с расследованиями организованной преступности. Так, за предыдущий год была пресечена деятельность 377 групп организованной преступности, это на четверть больше, чем в прошлом году. Кроме того, увеличились показатели по антикоррупционным расследованиям, преступлениям, связанным с наркоторговлей — разоблачены 1,2 тыс. преступлений против 801 в прошлом году. Генпрокуратурой возмещено 2,3 млрд грн. Это и есть результат работы генпрокурора.

- На днях было принято в первом чтении проект закона о так называемом "налоге на Google". В ЕС ставка налога колеблется от 2% (Великобритания) до 7,5% в Венгрии. А в украинском законопроекте речь идет о 20%. Как формируются эти показатели? Почему такая разница?

— Важно не путать прямое и косвенное налогообложение. В странах, которые Вы отметили, действует и косвенное (НДС), и прямое. Дело в том, что некоторые страны мира ввели налогообложения прибыли транснациональных компаний от предоставления услуг в электронной форме. Вместе с тем, еще нет единого концепта, который был бы принят на уровне ОЭСР — это организация, которая занимается разработкой стандартов налогообложения во всем мире. Они работают над разработкой этой единой формулы. Мы, безусловно, вернемся к тому, каким образом облагать доходы этих компаний, тогда, когда будет единый стандарт.

Наш законопроект касается косвенного налогообложения. То есть налога на добавленную стоимость. На сегодня налог на добавленную стоимость также должен справляться с этих услуг, но он не справляется. В связи со сложностями администрирования этого налога с нерезидентов. И мы считаем, что если 83 страны мира ввели такой механизм взимания косвенных налогов этих услуг, так же и мы должны это сделать и ввести такой же механизм. Интернет-гиганты выражают готовность зарегистрироваться и платить этот налог, если введены следующие упрощенные правила налогообложения. Мы не внедряем новый налог, "налог на Google" — это НДС, взимаемый с электронных услуг нерезидентами территории Украины.

- Сейчас звучит тезис, что, мол, глава МОЗ Максима Степанова могут уволить, если вакцинация на этой неделе так и не начнется. Времени уже мало. Министра, правда, могут уволить?

— Я убежден, что если топ-менеджер нашего правительства что-то обещает людям, то, бесспорно, или это должно быть выполнено, или это должностное лицо должно иметь какие-то негативные последствия для своей карьеры. Точно будет достаточно жесткий разговор с министром, но завершится ли он отставкой — это вопрос, который надо решить.

- В Telegram каналах пишут, что якобы главный санврач Виктор Ляшко начал "медийную войну" против Степанова, а Гетманцев с нардепами используют ситуацию со срывом вакцинации для снятия главы Минздрава. Как прокомментируете?

— Боже упаси, у меня очень хорошие отношения со Степановым. Я считаю его эффективным министром. Его хвалят врачи. И меня очень удивило то, что министр назвал определенную дату и не выполнил свое обещание. Меня это шокировало. И я считаю, что это недопустимое явление. Но в любом случае я не хотел бы, чтобы мы доходили до замены достаточно эффективного министра, который показал себя с хорошей стороны при такой тяжелой ситуации из-за COVID-19.

- Переговоры с МВФ не привели к успеху. Поэтому в 2021 году Украина остается без транша МВФ? Какие могут быть последствия? Почему так происходит, что Украина не может договориться?

— Миссия МВФ, как правило, завершается Staff Level Agreement. Этот документ является основанием для дальнейших консультаций и обсуждений, а затем — выделение транша. На сегодня его нет. И это, безусловно, не победа, не хорошо для нас. Вместе с этим, консультации продолжаются, убежден в том, что мы приблизимся к получению очередного транша. При этом, договариваясь мы в любом случае не должны перейти красные линии нашего суверенитета и нарушить интересы простых граждан. Нам нужен транш, хотя речь не идет о том, что без этого транша у нас будет какая-то катастрофа. Дело в том, что нам намного легче — с полученным траншем от МВФ — привлечь деньги на финансирование нашего государственного долга на лучших, более дешевых условиях.

- Кто вообще является крупнейшими выгодополучателями от траншей МВФ? На какие цели идут, как правило, эти средства?

— Транш, который мы ожидаем, идет в общий фонд государственного бюджета и используется на финансирование расходов. Ранее транши поступали в золотовалютный резерв Национального банка Украины. Соответственно, использовались на цели, связанные с обеспечением стабильности национальной денежной единицы — гривни. Если мы говорим о самом по себе кредите Международного валютного фонда, то он не является слишком большим в структуре нашего долга. Скажем, сегодня всего 14% от суммы общего государственного долга — это кредиты МВФ разных лет. Вместе с тем, сам факт предоставления транша открывает возможности для Украины по привлечению более дешевых денег и средств от таких заемщиков, как Всемирный банк, правительства других государств и просто кредиторов, которые приобретут ОВГЗ. Это все взаимосвязано, поэтому нам так необходим транш от МВФ.

фото з архіву Д. Гетманцева

"Фискализация — это musthave для любой цивилизованной экономики"

- Какая часть украинской экономики сейчас находится в тени? Как это измеряется?

— Точную цифру не знает никто. На то она и теневая экономика, ее трудно сосчитать. Но если мы сравним цифры по "белым" — фискализированным операциям — с общим объемом потребления в нашем государстве, то мы придем где-то к половине экономики, которая сегодня находится в тени. Есть разные подсчеты — от 30 до 60 процентов. Я склоняюсь к половине, но, в любом случае, и 30% — слишком большой объем, чтобы мы рассчитывали на общественное, государственное развитие при сохранении такого уровня теневой экономики.

- Как же это изменить?

— Детенизация. Те решения, которые мы приняли, надо внедрять в жизнь. Так быстро, как это только возможно! Во-первых, это, безусловно, фискализация — нулевой цикл любой детенизации.

Второе — антиоффшорное законодательство, которое мы приняли, необходимо внедрить. Чтобы не дать возможности большому и среднему бизнесу уклоняться от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.

Третье огромное направление — это детенизация отдельных отраслей. И таких множество. Бесспорно, это сельское хозяйство. Так, ВВП Украины теряет 2 млрд долларов ежегодно из-за мошенников, которые покупают зерно за наличные и экспортируют его за границу. Это "черный оборот" зерновых в нашей стране, это потерянные налоги. Далее — алкогольная отрасль. Где-то около 10 млрд грн недополучает бюджет вследствие того, что находится в тени как производство, так и реализация алкоголя. Можно просто вбить в поиске в Google "водка тетрапак" и вы увидите, каким образом это работает. Так можно заказать домой на любое отделение водку, которая является контрафактной, без уплаты акциза. Сюда же — янтарная отрасль, игорный бизнес, табак, торговля, контрабанда одежды... За что ни возьмешься... Детенизация, я считаю для себя, для комитета финансов в Раде, который я возглавляю, для Министерства финансов сегодня — задача номер один.

- Как прокомментируете акции протеста ФЛП? Почему предприниматели против законодательных изменений?

— Я считаю, что борьба за право "тень" не имеет под собой никаких юридических и моральных оснований. Нет у цивилизованного человека такого права — не платить налоги. Итак, нечего отстаивать. Тем более, в стране, где идет война. Мы понимаем, что акции проводит определенная внепарламентская политическая сила, у которой есть название, владельцы бренда, скажем так, не плохо на этом зарабатывающие. Несмотря на любые акции, фискализировать или не фискализировать — это вопрос, который вообще не может дискутироваться в любом цивилизованном обществе. Эта дискуссия вне нормальной логики. Я последовательный сторонник полной фискализации. Хотя мы не фискализируем малый бизнес, первую группу плательщиков единого налога, все остальные должны использовать регистратор расчетных операций, вести элементарный учет, выдавать людям чеки, давать возможность людям защищать их права как потребителей. Фискализация — это musthave для любой цивилизованной экономики. Говорить о том, что мы сейчас в Украине построим какой-то свой уникальный путь развития без РРО, это иллюзия, которая граничит с безумием. Мы не можем рассчитывать на повышение заработных плат медиков, учителей, повышение пенсий, зарплат военных и полицейских и одновременно при этом требовать отменить фискализацию. Или мы больны шизофренией, или мы с вами не должны вести дискуссию в этом контексте.

- Украинская экономика является долороориентированной. Золотовалютные резервы рассчитываются в долларах США. Какие вы видите в этом риски и есть ли смысл сменить ориентиры с доллара на евро?

— Я не сторонник каких-то резких изменений ориентиров, я сторонник диверсификации. Мы должны распределять валютные риски таким образом, чтобы, если говорить о золотовалютных резервах, держали их в разных валютах, ценных бумагах, активах, которые являются высоколиквидными, но точно не являются активами одного вида. Поэтому здесь, скорее, мы заинтересованы в диверсификации, чем в ориентированности на какую-то одну мировую валюту.

- Минимальный прожиточный минимум установлен в размере почти 2200 грн. Можете прокомментировать составляющие элементы расчета этой суммы?

— К сожалению, с 2015 года номинальный прожиточный минимум, который содержится в государственном бюджете, рассчитывается не выходя из фактического прожиточного минимума, а из реальных возможностей по финансированию социальных статей бюджета. То есть это определенная, достаточно такая условная цифра, которую определяет Министерство финансов ежегодно и от которой считает социальные выплаты и платежи бюджетникам. В 2013 году у нас номинальный налоговый минимум практически равен фактическому, в 2015-м — социальные стандарты были заморожены. Это было такое политическое решение, которое я считаю просто преступным для наших сограждан. Кроме того, что оно является аморальным — позволило решать проблемы страны за счет наиболее социально незащищенных граждан, оно сдержало развитие нашей экономики, и выйти из этого решения на сегодня за один год — невозможно. Мы можем решить эту проблему только в комплексе, развивая экономику. Если мы с вами добьемся повышения заработных плат (хочу обратить внимание, что в 2020 году превысили в долларе размер средней заработной платы 2013 года, и это безусловная победа), детинизируем экономику, то сможем повысить социальный стандарт. Социальный стандарт — это производная величина от развития экономики. Надо хорошо всем поработать, прежде всего власти, но и всему бизнесу, чтобы мы смогли платить достойные пенсии, зарплаты учителям и врачам. Следует отказаться от того "махрового популизма", который за 30 лет довел нашу страну до нищеты, поставив ее в самый низ рейтинга европейских стран по уровню благосостояния.

фото з архіву Д. Гетманцева

"Мы уже устали быть самой бедной страной Европы"

- Прогноз — дело неблагодарное, но украинцы всегда интересуются ими, в частности, валютными. Ваше мнение, ждать ли колебаний курса валют в ближайшее время?

— Считаю, что мы не имеем на сегодняшний день оснований для какого-то значительного резкого удешевления гривны. Негативные последствия несет резкое изменение, когда гривна резко дорожает, как это было во второй половине 2019 года, или наоборот стремительно дешевеет — так было в 2014-2015 годах. Никаких оснований для подобного на сегодня нет. Макрофинансовые показатели у нас прекрасные. Мы имеем очень большие золотовалютные резервы Нацбанка — 29 млрд долларов, неплохие показатели платежного баланса, хорошие показатели роста экономики, умеренную инфляцию. То есть все, что касается тех показателей, которые влияют на курс, не означает, что гривна резко подешевеет или подорожает.

- Вы говорили, что прошлый год, достаточно сложный из-за коронакризиса, оказался еще не самым худшим для Украины в плане ВВП и инфляции. Ваши прогнозы на 2021 год?

— Прошлый год оказался лучше, чем все другие годы, когда у нас был кризис. И это несмотря на пандемию, мировой кризис, закрытие границ, остановку отдельных отраслей экономики, например, туристической. Если мы возьмем показатели падения экономики в 2014-2015 годах, то это больше 15,8%. Если взять кризис 2009 года — на 14,8% упала экономика. В Украине в 2020 году экономика снизилась на 4,4%. И это меньшее падение наших соседей — стран ЕС, которые упали на 6,4%, в частности Словакия, Чехия, Венгрия. Таким образом, имеем относительно неплохие показатели, с которыми мы прошли этот кризис. Следует обратить внимание на стабильность курса: всего на 3% упала гривня в течение года. Кроме того, беспрецедентно низкая инфляция — 2,7% за год, хотя она ускорилась в декабре и сейчас в январе, тем не менее, это прекрасный показатель. Мы с вами имеем беспрецедентно низкую учетную ставку Национального банка — 6%. Так, с первой половины 2019 года, когда мы пришли к власти, к середине 2020 года — то есть за год — учетная ставка Нацбанка упала втрое. А ставки кредитования — бизнеса и потребительского — снизились в 2020 году вдвое. Имеем ставку кредитования на уровне 8,4% для бизнеса и 10,4% — в целом кредитования.

Процесс идет в правильном направлении. Поэтому мои прогнозы на этот год достаточно оптимистичны. Считаю, что наш ВВП вырастет более, чем это заложено даже в бюджете-2021 — там 4,6%, но есть уже более оптимистичные прогнозы от известных мировых компаний, которые дают более 5% роста до конца года. Честно вам скажу, если мы примем необходимые решения по детенизации, применим нужные стимулы для развития экономики, например, закон об инвест-нянях, то мы будем иметь в 2021 году первый год постоянного роста нашей экономики. Наша задача сегодня — расти быстрее, чем наши соседи. Догнать Беларусь, Грузию, Армению, те страны, которые в нашем регионе развиваются стабильно, а потом уже ставить себе новые цели. Если мы будем развиваться быстрее наших соседей — все будет у нас хорошо. И я думаю, что основания у нас для этого есть. Мы уже устали быть самой бедной страной Европы. Мы устали от 30 лет унижения. И 30-летие независимости Украины мы должны отпраздновать беспрецедентным ростом экономики.

- Расскажите, какие у вас взаимоотношения с министром финансов Марченко?

— Рабочие отношения. Комитет с Министерством финансов нормально сотрудничает, как с таможней или налоговой. Кстати, одним из достижений в 2020 году было перевыполнение плана по поступлениям в государственный бюджет налоговой. Это прекрасный показатель, который свидетельствует о том, что налоговая, наконец, нормально заработала. Мы перевыполнили план по НДС, акцизам. Кроме того, несмотря на кризис и падение экономики, в 2020 году поступления были выше, чем в 2019-м. Это говорит о детенизации, о том, что старые схемы разрушаются, а новые — не возникают. Хотя, с другой стороны у нас есть много вопросов по детенизации рынка алкоголя, табака, зерна, таможни и тому подобное. Ситуация очень непростая. Система упирается. По этому поводу у нас и с министром, и с другими представителями органов исполнительной власти случаются серьезные, горячие дискуссии. Хотя, взаимопонимание есть.

- Кого вы видите председателем Бюро экономической безопасности?

— Нет ни одного варианта. Единственное, это не должны быть люди, которые руководили Государственной фискальной службой в течение последних 5-10 лет. И, действительно, должен быть открытый, прозрачный конкурс. Пусть победит сильнейший.

фото з архіву Д. Гетманцева

Вопрос от экспертов

Алексей Кущ, экономист, финансовый аналитик: Какими Вы видите фискальные источники для модели роста украинской экономики и где на Ваш взгляд находятся источники капитала для экономического бума?

— Ответ один — это инвестиции. Внутренние, внешние инвестиции государства. Именно они источник для роста экономики. У нас пока недостаточный объем инвестиций, который в 2020 году упал по понятным причинам. Но даже в 2019-2018 годах объем инвестиций, которые привлекались в экономику Украины, был меньшим, чем мы нуждаемся для минимального развития нашей экономики. Поэтому принят "закон о нянях", поэтому принимаются законы, направленные на детенизацию и условия хозяйствования разного бизнеса. Мы должны довести показатель ВНОК хотя бы до 25-30% и тогда мы действительно начнем развитие. Если говорить о еще одном источнике — государственные закупки — это также, безусловно, является существенным вкладом в развитие экономики, но сегодня мы его используем путем вложения денег в приоритетные отрасли. Например, инфраструктуру — это наше большое дорожное строительство в 2020 году. Люди видят, как улучшились дороги. Кстати, из всех отраслей нашей экономики строительство имеет прирост в 2020 году. Если говорим о других отраслях, то мы, например, заказали три самолета у завода Антонова и хотим восстановить самолетостроение в нашей стране. Это также очень важно.

Алексей Дорошенко, председатель Национального Совета экономического развития и Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей: Какая отрасль, по которой сейчас нардепы разрабатывают законопроекты, является наиболее интересной с точки зрения доходности для украинского бюджета?

— Говоря об отраслях, которые необходимо развивать, мы должны исходить не только из фискальной цели, а по комплексу вопросов. Есть отрасли, которые, возможно, вообще надо освобождать от налогообложения, которые впоследствии станут локомотивами развития нашей экономики. Необходимо изменить структуру нашей экономики с сырьевой, которой она, к сожалению, является, на экономику с высокой добавленной стоимостью. Мы с вами должны быть нацелены на переработку сельского хозяйства, то есть исходить из наших исторических возможностей. У нас очень мощное сырьевое сельское хозяйство. Но если выгонять сырье за границу, не создавая здесь рабочие места и практически не производя здесь добавленную стоимость, то это путь в никуда. Завтра упадет цена на зерновые на мировых рынках и мы с вами будем иметь коллапс с бюджетом, поступлением валютной выручки в Украину, то есть — это будет катастрофа. Мы должны максимально перерабатывать сельскохозяйственную продукцию в Украине. Следует также стимулировать развитие глубокой переработки других полезных ископаемых. Из той же самой руды надо делать металл: не первоначальная переработка металла, а продукция из металла. Кроме того, необходимо развивать те отрасли, которые были традиционными для Украины: космос, самолето-, судо- и автомобилестроение, легкая промышленность. Кстати, Верховная Рада приняла в целом законопроект №4410, направленный на поддержку легкой промышленности в Украине. Его ожидала отрасль с 2018 года. Путем принятия именно таких решений можно иметь нормальную цивилизованную экономику.

Елена Хотенко, председатель совета в Институте налоговых реформ, вице-президент в Ассоциации налогоплательщиков Украины: Бюджет Украины получает из партии импортируемого подакцизного вина (16000 шт. бутылок) 150 грн акцизного налога, а расходы импортера с проклейки этой же партии товара составляют: 3081,6 грн (изготовление марок) + 4249,5 грн (доставка марок) + 45328,00 грн (проклейка марок) + 70825,00 грн (дополнительные логистические услуги). Таким образом, чтобы обеспечить поступление в бюджет 150 грн, импортер дополнительно платит иностранным субъектам хозяйствования 123 484,10 грн. Абсурдность такой ситуации более чем очевидна. Какие причины непринятия соответствующих изменений в Налоговый кодекс?

— Знаю этот вопрос, мы готовы пересмотреть эти нормы. У нас уже есть соответствующий законопроект, который рекомендован в зал к принятию. Я согласен с тем, что мы не должны клеить подакцизные марки на винодельческую продукцию, потому что это бессмыслица.

Виктор Гольдський, основатель медиахолдинга "Комментарии": Какой, по вашему мнению, должна быть учетная ставка НБУ в сегодняшних реалиях? Сейчас ставка в 6%, однако коммерческие банки выдают кредиты начиная со ставки в 18%. То есть изменение учетной ставки не влияет на рынок. Значит ли это, что монетарные механизмы регулирования экономики в Украине не действуют?

— Это не так. Если посмотреть статистику, которую публикует Национальный банк, то видим, что ставки, по которым банки выдают кредиты на территории Украины, для бизнеса составляют чуть более 8%, а общая ставка — чуть более 10%. Снижение учетной ставки Национального банка обязательно должно вызывать уменьшение ставки кредитования в стране. Но этот процесс занимает некоторое время. Это не такие вещи, что происходят в течение одного дня или месяца. Потому уменьшения учетной ставки Национального банка влечет за собой сначала уменьшение депозитной ставки. Кстати, в течение 2020 года мы увеличили портфель депозитов на 200 млрд грн в банковской системе, неплохой показатель во время кризиса. Затем уже происходит уменьшение ставки кредитования. Процесс, действительно, продолжается в нашем государстве и идет в верном направлении. Это победа, у нас беспрецедентно сегодня низкие ставки для кредитования и тренд к дальнейшему снижению. С другой стороны, следует понимать, что с учетом инфляции, которая в январе составляла 6,1%, а учетная ставка Нацбанка — 6%, имеем впервые, возможно за всю историю страны, негативную, отрицательную ставку кредитования. То есть инфляция превышает учетную ставку. И в феврале эта негативная ставка еще увеличится в сторону минуса. Это то, что делают европейские страны, и я считаю абсолютно правильной политику Национального банка. Не думаю, что надо снижать учетную ставку еще, учитывая уровень инфляции, но надо ее сдержать. Благодарен Национальному банку, что он придерживается этой политики.

Елена Макеева, аудитор, заместитель министра финансов 2015-2016 при министре Н. Яресько, отвечала за государственные доходы: ВРУ приняла в первом чтении законопроект 4184, о так называемом "налоге на Google". Им вводится налогообложение НДС электронных услуг. Как говорится в Пояснительной записке к законопроекту, цель — увеличение доходов Государственного бюджета Украины. В своем Телеграмм-канале вы анонсировали, ожидая дополнительные 3 млрд поступлений НДС в бюджет. На чем построены ваши расчеты? В Пояснительной записке приводятся данные дополнительных поступлений в РФ в 2017-2019 годах. Правильно ли я понимаю, 3 млрд грн — это фактические поступления в РФ в первый год применения новых правил (2017 — 9,4 млрд.руб. — данные Пояснительной записки)? Есть собственные расчеты по Украине (население Украины в 4 раза меньше РФ)? К примеру, какой рынок электронных услуг цифровых технологических гигантов в Украине? На чем построены расчеты дополнительных поступлений НДС в размере 3 млрд грн?

— Конечно, мы брали опыт других стран для того, чтобы рассчитать эту сумму. Но вместе с тем, мы отталкивались от объема только рекламного рынка и только той части, которая сегодня эмигрировала в электронную плоскость. Если посчитать этот налог от этой суммы, с которой сегодня не уплачивается НДС, то мы получаем +3 млрд грн в год. Но это минимум. Мы считаем, что сумма будет больше. Ведь обкладываем не только рекламу. Механизм призван на то, чтобы уплачивался налог на добавленную стоимость с других информационных услуг в электронном вида. Это расчеты именно по Украине.


Читайте Комментарии в Google News

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы первыми узнать о самых важных событиях!


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Джерело матеріала
loader