«Facebook изменил всего один параметр, и я потерял миллионы долларов». Максим Слободянюк о том, как соцсеть чуть не убила его бизнес
«Facebook изменил всего один параметр, и я потерял миллионы долларов». Максим Слободянюк о том, как соцсеть чуть не убила его бизнес

«Facebook изменил всего один параметр, и я потерял миллионы долларов». Максим Слободянюк о том, как соцсеть чуть не убила его бизнес

Сегодня на глобальном рынке расходы на рекламу исчисляются в семизначных долларовых суммах. Большинство крупных компаний сотрудничают с монополистами по рекламе в интернете – Google, Facebook – и полностью зависят от них. Однако эта ситуация может плохо закончиться для бизнеса.

В этом уверен Максим Слободянюк – основатель iLogos. С 2006 года его компания создавала видеоигры, которые установили более 1 млрд пользователей по всему миру.

Сегодня Максим – инвестор, CEO в Nika Tech Family. Он строит бизнес, опираясь на опыт развития iLogos. Максим признается, что самой серьезной «травмой» за время развития его бизнеса стало изменение одного параметра Facebook. Как оказалось, от него зависела прибыльность бизнеса. Вследствие этого компания потеряла десятки миллионов долларов. Подробно о произошедшем он рассказал Евгению Черняку в новом выпуске видеоблога Big Money.

«Facebook изменил всего один параметр, и я потерял миллионы долларов». Максим Слободянюк о том, как соцсеть чуть не убила его бизнес - Фото 1

Максим Слободянюк в новом выпуске Big Money

О зависимости от Facebook

Это произошло в 2016 году. На тот момент iLogos существовала на рынке 10 лет. За это время из небольшой игровой компании, которая работала с клиентами из СНГ, она превратилась в мощный аутсорсинговый бизнес. Клиенты iLogos находились по всему миру. Среди них были такие «звезды», как Disney и Electronic Arts.

Слободянюк вспоминает стратегию, которую его компания на тот момент выбрала для продвижения игр в соцсетях:

«Facebook изменил всего один параметр, и я потерял миллионы долларов». Максим Слободянюк о том, как соцсеть чуть не убила его бизнес - Фото 2

Максим Слободянюк, основатель iLogos

«Мы покупали рекламу на Facebook и с ее помощью привлекали новых игроков. После покупки рекламы социальная сеть стала давать нам дополнительную аудиторию. К одному пользователю мы получали еще сверху трех бесплатно».

По аналитике планировалось на каждого привлеченного игрока потратить $1, а через три месяца заработать на нем $1,3–1,5. Схема должна была работать безупречно. За год компания хотела выйти на выручку в $100 млн.

В первый месяц iLogos вложил в рекламу на Facebook $1 млн. Во второй – столько же. В какой-то момент аналитики заметили, что вместо плановых $1,3–1,5 компания зарабатывает $0,7 за каждый вложенный доллар. Что-то пошло по неуправляемому сценарию. Собрали срочное совещание.

Как один параметр вывел из строя всю бизнес-модель

«Аналитики сидят с умными лицами и изучают параметры Facebook. И тут понимают – один из них изменился в три раза. Причем тот, на который мы не можем влиять», – вспоминает Максим Слободянюк.

Произошло вот что. Пока росла социальная сеть, росла и ее игровая платформа. Facebook стимулировал этот рост тем, что на одного «купленного» пользователя компания получала еще трех бесплатно. Во время роста соцсеть предоставляла максимально качественные лиды (человек, который проявил интерес к коммерческому предложению, но еще не определился с выбором, потенциальный клиент. – Прим. ред.).

В какой-то момент Facebook перестал стремительно расти, вышел на плато. «В бизнесе в таких случаях начинается перераспределение прибыли, в соцсети – перераспределение пользователей. В один момент Facebook снизил в три раза количество аудитории, которую мы получали сверх той, что покупаем», – говорит Максим Слободянюк.

«Facebook изменил всего один параметр, и я потерял миллионы долларов». Максим Слободянюк о том, как соцсеть чуть не убила его бизнес - Фото 3

Офис компании iLogos

По словам основателя iLogos, можно было бы перестроить бизнес-модель под новые параметры Facebook. Но только в том случае, если б они изменились на 10–20%, но не в три раза. В компании потеряли миллионы долларов.

После этого Максим поставил на паузу игровое направление, переименовал игровую компанию Nika Entertainment в инвестиционную компанию Nika Tech Family и ушел в смарт-инвестиции.

Как от этого застраховаться

Основатель игровой компании признается, что Facebook в данном случае трудно обвинять.

Они не лишали меня прибыли. Они лишили меня параметра, на котором была построена моя бизнес-модель.

Слободянюк считает, что застраховать себя от этого можно. Надо использовать разные каналы продвижения. Кроме соцсетей это:

  • Рекламные сервисы Google и других поисковиков. Сегодня у них очень много эффективных инструментов для создания целевой рекламы.
  • Сервисы, в которых рекламодателю дают канал пользователей, а он платит непосредственно за совершенные действия.

Ошибка сотрудников iLogos заключалась в том, что они сфокусировались лишь на одном, пусть и хорошем, прибыльном, канале. Как показал их опыт, целевая реклама – это тот случай, когда фокус может сыграть драматическую роль.

Джерело матеріала
loader