/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F50625542c23b95c68a29fc130d386355.jpg)
Когда в команде больше 10 человек, без них не обойтись. Как внедрить ценности в бизнес, чтобы они действительно работали
В бизнес-среде стало очень популярным рассуждать о корпоративных ценностях. Их декларируют на сайтах, говорят о них на конференциях и кичатся формулировками. При этом везде встречается стандартный набор ценностей: повторяющихся и пересекающихся у разных компаний. На деле же в каждой компании есть свои реальные ценности, редко имеющие что-то общее декларируемыми.
Ценности компании – это инструмент
Ценности всё чаще выглядят как дань моде, а о практичности этого инструмента мало кто задумывается. Хочу поделиться с вами подходом к внедрению ценностей, который мы используем в EdEra. Он уже помог нам сделать ценности реально полезным инструментом, повышающим эффективность коммуникаций внутри компании.
Для начала нужно задать вопрос: зачем мы это делаем? Зачем нам вообще что-то декларировать и внедрять, неужели и так не понятно? Иногда это правда — в компаниях до десяти человек ценности работают сами по себе. Руководители и собственники часто общаются с командой, ценности компании формируются и укрепляются каждый день в непрерывных контактах друг с другом.
Сложнее, когда вас становится больше. Встреч один на один с каждым сотрудником становится меньше, общих митингов — тоже. Собственники и руководители начинают замечать: какие-то очевидные для старых сотрудников вещи абсолютно не понятны новым.
Например, когда наc в EdEra было всего пятеро, мы живо спорили и не боялись обсуждать проблемы в работе. Когда сотрудников стало 30, мы стали меньше спорить: новые члены команды отмалчивались и боялись конфликтовать.
В результате их голос не звучал, а это мешало развивать продукт. Поэтому правильная декларация и внедрение ценностей — это инструмент, который распространяет «очевидность» руководителей и костяка сотрудников на всю компанию.
Алгоритм, по которому работаем мы
- Составьте список ценностей. Мы собрали пять топов компании вместе и по очереди перечисляли ценности, которые близки лично нам. Получился большой список — порядка 35 позиций. Этот список мы разбили на сегменты по схожим признакам. Таких сегментов у нас оказалось пять, каждый из них мы озаглавили самым резонирующим словом:
- честность,
- ответственность ,
- страсть,
- эффективность,
- развитие.
В некоторых случаях даже приходилось голосовать, но в результате мы получили пять ценностей. Они минимально пересекаются друг с другом и отображают то, что мы чувствуем и считаем важным.
- Определите ключевых носителей ценностей внутри компании. У нас получилось, что наши ценности пронизывают четыре условные сферы работы компании:
- продукт, который мы создаем;
- партнеров, с которыми мы его создаем;
- пользователей, которые учатся по нашим продуктам;
- команда EdEra, которая делает все это возможным.
- Внедряйте ценности на практике. А вот теперь всё реально просто. У нас есть пять ценностей — это столбцы таблицы, есть четыре сферы — это строки. В квадратике на месте их пересечения мы декомпозируем: как эта ценность влияет на соответствующую сферу.
Например, возьмем сферу «Команда» и ценность «Ответственность». На практике это означает: «Ценим время друг друга, избегаем лишних митингов и так далее».
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2Fe6b52d39af623f1b1e1cd6dbfba6144e.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F6701382235e53a9b4271c7d98564c806.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2Fa87213408f447eb420fddaeea482f37f.jpg)
Ответственность на руководителях
Но этого еще недостаточно. Нам важно понимать конкретно: как каждый человек в каждом из наших отделов от производства до отдела партнерств реализует их каждый день. Это поможет руководителю отдела делать сверку соответствия ценностям.
Для этого мы передаем рамку ценностей в отделы, где главы отделов заполняют конкретные пункты и действия уже исходя из своей специфики внутри компании.
Только благодаря внедрению ценностей в таком порядке мы структурировано определили наши белые пятна. Это те места, где мы не до конца соответствуем тому, во что верим. После этого мы начали заполнять эти белые пятна и выносить пункты в стратегию.
Это лишь минимальная польза, которую вы можете извлечь из подобного подхода. О максимуме еще предстоит узнать и нам самим: сейчас мы находимся на этапе трансформации. В части отделов этим уже активно пользуются, в части — еще внедряют. Я уверен, что наш опыт будет полезен растущему малому или среднему бизнесу.
Источник: Facebook Ильи Филипова
