Дашборд помогает собрать и визуализировать сложные данные в понятные графики, диаграммы и таблицы. Даже у карантина в Украине есть свой автоматический дашборд: его в апреле 2020-го создал Дмитрий Дубилет, о чем рассказал в своем аккаунте на Facebook. На дашборде Дубилета отображается информация по количеству заболевших, выздоровевших и умерших от ковида людей в Украине за весь период карантина.
Редакция MC.today разобралась, каким должен быть хороший дашборд, как его правильно сделать и какие инструменты использовать.
Содержание:
- Что такое дашборд
- Каким должен быть хороший дашборд
- Зачем вам дашборд
- 5 лучших инструментов для создания дашбордов
Что такое дашборд
Дашборд – это «умный» визуальный отчет, который выглядит как таблица или диаграмма и на котором видны все данные сразу. С английского слово dashboard переводится как «приборная панель», поэтому в голову сразу приходят знакомые с детства ассоциации: спидометр автомобиля, часы, градусник.
Инструмент похож на инфографику. Но она статичная, а информацию на дашборде можно двигать и настраивать под свои нужды.
Дашборды не просто иллюстрируют данные, но и анализируют их. Самые популярные примеры дашбордов, с которым работают маркетологи и бизнес, это дашборды Google Analytics и «Яндекс.Метрики».
Данные, которые находятся на дашборде, легче воспринимать, чем текстовые. Обычно такая информация хорошо структурирована, а все метрики выделены разными цветами и имеют разную форму. Представьте, если бы вместо графиков на скриншоте было бы полотно текста с кучей процентов. Информацию стало бы сложнее воспринимать:
Дашборд нужен, если вы регулярно мониторите метрики из отчетов Google Analytics или следите за динамикой продаж. С помощью этого инструмента можно вывести все нужные данные на один экран в виде таблиц и графиков. Это очень экономит время.
С дашбордами чаще всего работают маркетологи и менеджеры по продажам. Первые анализируют эффективность рекламных кампаний, активность на сайте. Вторые управляют продажами и информацией о совершенных сделках. Топ-менеджерам дашборды тоже нужны: чтобы понимать, что делают подчиненные и как дела у отделов.
Каким должен быть хороший дашборд
- Простым и понятным для восприятия. Желательно, чтобы при первом взгляде на него было ясно, о чем идет тут речь, даже человеку, не очень знакомому с темой.
- Контрастным. Чтобы можно было различать данные, их оформляют разными цветами. Но тут очень важный момент: разные данные нельзя делать одного цвета, иначе может возникнуть путаница.
- Адаптивным по дате. Чтобы можно было легко поменять отчетный период и посмотреть данные за любой другой день.
- Интерактивным. Чтобы данные можно было сортировать по разным параметрам, например, по регионам или устройствам.
- Содержать функцию отслеживания по времени. Актуально для тех специалистов, которые постоянно следят за динамикой чего-либо и им нужно обновлять данные в конкретные промежутки времени. Например, каждые три часа, раз в день или еженедельно.
- Содержать функцию сравнения. Чтобы сравнивать выбранные показатели с предыдущим периодом.
- Содержать выделенные точки роста и просадки. Для того чтобы специалист мог сразу же увидеть, где проект подрос, а в каких местах, наоборот, просел.
- Не перегружать данными. Если на дашборде больше трех графиков, его становится сложно читать.
- Содержать цель. Она должна быть в названии отчета. А если ее нет, то тогда непонятно, зачем вы вообще решили анализировать данные.
- Помогать компании и специалистам расти.
Вот как дашборды помогают украинским специалистам экономить деньги и время:
- Игорь Шаверский из Waveup привлекает инвесторов с помощью визуализации данных и понятных дашбордов с графиками, диаграммами и таблицами.
- Андрей Якшин из Quadrate 28 считает, что дашборды позволяют компаниям нанимать финдиректоров на аутсорсе и обеспечивать при этом их всей необходимой отчетностью. Это позволит сэкономить средства на штатном специалисте.
- Макс Самко, основатель Dashboard24, и вовсе сделал продукт своей компании – программу по построению дашбордов – главным инструментом для ежедневных и еженедельных совещаний команды. Раньше каждый сотрудник на встрече отдела рассказывал, что он сделал, а теперь команда фокусируется больше на целях. У ребят перед глазами есть дашборд, на котором видны все результаты их работы.
Зачем вам дашборд
Чтобы получать ответы на вопросы. К примеру, вы запустили в компании несколько рекламных каналов: email-рассылки, контекстную рекламу, таргетированную рекламу и рекламу у блогеров. Вам за неделю нужно понять, какой источник принес больше всего трафика на сайт, лидов или даже продаж. Цель – оставить те рекламные каналы, которые работают лучше всего, и отключить нерабочие.
С помощью аналитики от Google вы можете сделать дашборд и настроить передачу всех данных с этих инструментов так, чтобы самостоятельно отслеживать результаты. Может так получиться, что какой-то из инструментов совсем не будет работать. Вы можете либо отказаться от него на время, либо улучшить его. А если ваша цель – омниканальный подход (когда все рекламные инструменты, онлайн и офлайн, работают сообща и не конкурируют друг с другом. – Прим. ред.), то лучше всего пойти по второму пути и совершенствовать работу каждого отдельного канала. Не отказываться ни от одного из них.
А еще дашборд помогает предугадать то, как будет чувствовать себя компания в ближайшее время, и вовремя заметить проблему. Макс Самко из Dashboard24 считает: если дашборд показывает, что сегодня вы просели по сравнению с этим же периодом в прошлом году, значит, дальше ситуация в компании, скорее всего, ухудшится еще больше. Но когда у команды есть подробная дорожная карта в виде дашборда, этого можно избежать.
Плюсы использования дашбордов
- Все KPI и цели компании можно видеть на одном экране. Вам не нужно копаться в документах и открывать в браузере кучу вкладок во время встреч или планирования. Один раз открыли дашборд – и пользуетесь им.
- Все данные на дашборде сводятся автоматически, их не нужно сводить вручную каждый раз. Это хорошо освобождает время, и можно сделать что-то полезное.
- Информацию можно сравнивать. Например, довольно легко в дашборде сравнить продажи в июле 2021-го с тем же месяцем, только в прошлом году. Выкладки со сравнительным анализом появятся быстро и в удобном для вас формате.
- Настройка простая и понятная. Это только кажется, что все эти графики и диаграммы сложные и построить их невозможно. Но небольшие знания аналитики вам все же не помешают.
Сегодня на рынке есть много инструментов, с помощью которых можно очень быстро сделать дашборд. От вас потребуется только собрать данные (в Google Analytics они собираются автоматически), объединить их в хранилище, настроить источники и периоды отчетности. Последним этапом будет построение отчета на основе данных.
Макс Самко из Dashboard24 выделяет еще вот такие плюсы дашбордов:
- В дашборде нельзя подкрутить какие-то метрики, занизить их или завысить. Поэтому визуализация данных на основе отчетов – прозрачная и максимально честная.
- Глядя на дашборд, легко планировать маркетинговые активности и усиливать направления, которые вдруг просели.
- Дашборды хорошо сокращают время встреч и планерок.
Недостатки дашбордов
- Чтобы построить дашборд с прогнозами, нужны хотя бы базовые знания аналитики.
- Чтобы создать дашборд, скорее всего, придется потратить какое-то время, сделать его быстро не получится.
- Все дашборды разные, и под каждый проекта придется делать отдельную визуализацию.
- Любителям подробных отчетов будет поначалу нелегко: дашборд нельзя перегружать информацией и использовать на нем больше трех цветов. Поэтому придется привыкать к минимализму.
5 лучших инструментов для создания дашбордов
По словам Стивена Фью, хорошая визуализация данных должна снимать нагрузку с мозга и перекладывать ее на глаза. Лучшее программное обеспечение для анализа данных – это то, которое вы используете и забываете о его существовании. Оно будто бы продолжение ваших же мыслей.
Tableau
Собирает большие массивы данных из разных источников и визуализирует их в виде дашбордов. Есть бесплатная и платная версии. Работает с такими источниками данных, как Google BigQuery, MS Excel, XML, SQL, MySQL, Google BigQuery и так далее.
Из плюсов системы: над дашбордом можно работать целой командой в режиме реального времени, а отчеты пересылать друг другу по электронной почте и получать к ним доступ по ссылке. Интерфейс платформы легкий даже для новичков, а если вдруг что-то непонятно, всегда можно написать в техподдержку или посоветоваться с другими пользователями.
Из недостатков: бесплатная версия сервиса очень ограничена, и, чтобы использовать больше опций, придется за них заплатить. Самый дешевый пакет Tableau на одного человека стоит около $40 в месяц.
Научиться основам работы с Tableau можно в этой видеоинструкции.
Google Data Studio
Бесплатный сервис для визуализации данных. Совместим с Google Рекламой, Google Таблицами, Google Analytics, Google Sheets, Cloud SQL, MySQL, Search Console, YouTube Analytics, Facebook Ads, Instagram, «Яндекс.Метрикой», «Яндекс.Директом», файлами CSV, Attribution 360, PostgreSQL, Adwords API и другими сервисами.
Плюсы: простой в использовании, бесплатный сервис хорошо совместим с продуктами Google. Регулярно обновляется и разрабатывает для пользователей новые возможности.
Недостатки тоже есть: мало инструментов для визуализации данных.
Научиться работе с сервисом можно здесь.
Power BI
Инструменты бизнес-аналитики, собранные на одной платформе. Данные здесь можно анализировать и визуализировать в красивые графики. Хорошо совместим с продуктами Microsoft: Excel, SQL Server и Azure Cloud Service.
Из плюсов: здесь больше возможностей, чем в Google Data Studio, понятный интерфейс, хороший выбор галерей для визуализации и огромный набор инструментов для создания отчетов.
Минусы такие: обрабатывать большие объемы данных с Power BI сложно, импортировать их – тоже. К тому же тут не так уж много инструментов для обработки данных в целом.
Вот здесь есть большая обновленная инструкция по работе с инструментом.
Plotly Dash
Платформа, которая на главной странице своего сайта смело заявляет, что она лучше Tableau и Power BI. Здесь же, на сайте, можно найти пошаговую инструкцию о том, как ее использовать.
В Plotly можно создавать дашборды любых размеров и форм. Сервис совместим с программами, написанными на JavaScript, Python, R и Matlab.
Плюсы такие: все элементы дашборда можно редактировать, сохранять готовую визуализацию в форматах векторной графики, PNG и даже интегрировать на собственный сайт в виде кода HTML.
Минусы: в бесплатной версии нет такого количества интересных и полезных опций, как в платной за $33. А еще строить дашборды в Plotly Dash новичкам будет непросто: может понадобиться помощь технической поддержки.
Научиться работать с Plotly Dash можно по этой инструкции.
Dashboard24
Украинский сервис для создания дашбордов предлагает пользователям большую галерею готовых шаблонов для визуализации, интеграцию с Google Analytics, продуктами Instagram, Facebook, amoCRM, «Яндекс», YouTube и так далее.
Плюсы: есть бесплатный пробный период на 14 дней, готовыми дашбордами можно делиться с коллегами, а при помощи графика «Цифра» можно отслеживать в процентном соотношении, насколько вы близко или далеко от своих целей.
Недостатки: пробный период все-таки слишком мал, а самый дешевый начальный тариф будет стоить $19 в месяц. Долгая регистрация.
Научиться работать с Dashboard24 легко: здесь 11 видеоинструкций для новичков.
Заключение
Дашборды нужны и маленьким, и крупным компаниям. Они здорово облегчают жизнь командам, потому что автоматизируют многие процессы и позволяют сфокусироваться на решении более важных задач.
Визуализируйте данные правильно: не перегружайте дашборды многочисленными графиками, не используйте больше трех цветов в оформлении и обязательно фиксируйте цели.