В конце 90-х десятилетний мальчик Саша вместе с родителями и старшим братом встречал на вокзале поезд. В поезде в Никополь ехал компьютер. Его за бешеные деньги, $1,5 тыс., купил отец Саши, бывший инженер одного из никопольских заводов. Вместе с приятелями он открыл собственную компанию, которая обслуживала охранные и пожарные сигнализации на местных заводах.
Саше новый компьютер понравился больше всех в семье. Вскоре мальчика было не оторвать от новой «игрушки», он проводил с компьютером все свободное время, а через год уже мог сам его собрать и разобрать.
Со временем к нему начали приходить за помощью знакомые отца. Просили, в основном, настроить модем или что-то собрать. Потом Саша начал ходить к клиентам уже сам, как вскоре оказалось, чаще, чем к друзьям. За работу получал, в среднем, 10 грн., по тому курсу около $2 – этого хватало только на «Кока-колу» и «Мивину», но главным был шанс покопаться в чужом «железе».
Увлечение компьютером переросло в программирование – Саша по крупицам собирал информацию об HTML, сам учился кодить. Первым сайтом стала визитка для компании отца – за работу заплатили 50 грн., это были огромные деньги для школьника 90-ых. Парень купил на них «паленые» брендовые кроссовки на местном рынке.
Так начиналась история Александра Пасикова – основателя международных проектов Taimi и Hily. Вместе с Евгением Выгнаном они развивают компанию appflame, которая делает крупные проекты для знакомств, в том числе – самую большую в мире ЛГБТ-сеть Taimi, в которой уже 12 млн пользователей.
Редакция MC.today пообщалась с Сашей и Женей и рассказывает, сложно ли строить ЛГБТ-сообщество в пока еще не совсем толерантной Украине и зачем им это вообще нужно.
Как Саша развозил духи по Киеву и зарабатывал половину стипендии за день
Сделанный для отцовской компании сайт не стал для Саши началом пути в IT. В 2005 году он закончил школу и переехал в Киев, поступив в Киевский национальный торгово-экономический университет на бюджет. В столице Саша жил у тетки, днем учился, а ночами сидел на кухне однокомнатной квартиры и бесконечно гонял в Counter-Strike.
Александр Пасиков
На втором курсе Саша решил искать работу – нужны были деньги на личные расходы, а просить у родителей студенту не хотелось.
«У меня всегда были какие-то деньги. В детстве я спрятал под раковиной бутылку из-под лимонада и засовывал туда гривневые бумажки, чтобы они там разворачивались и их нельзя было достать. Такая копилка. В Киеве я получал стипендию от 60 до 120 грн, но хотелось больше», – рассказывает он.
По совету университетского друга Саша пошел работать курьером – развозил по Киеву духи. Эта работа ему нравилась из-за плавающего графика – можно было спокойно учиться в первую смену, потом в 2–3 часа поехать в офис, забрать заказы и до вечера их развозить.
За эту работу Саша получал около 30 грн. в день, что на то время было хорошими деньгами. Но, кроме этого, у него получалось еще и экономить: «Тебе составляли маршрут, но можно было сэкономить 2 гривны на маршрутке, 50 копеек на метро. За день я проходил километров 10–15, но экономил 3, 5, 10, 20 гривен на том, что не пользовался транспортом», – рассказывает он.
Первая работа в IT и судьбоносное собеседование
Курьером Саша проработал весь второй курс, а на третьем устроился в небольшую веб-студию, которая делала сайты на заказ.
«Я был самоучкой без опыта, а мне буквально в первый день дали серьезные задачи – сделать интернет-магазин автокресел и колясок. Это был огромный стресс, но я за неделю выучил больше, чем за пару лет, которые пытался разобраться сам», – рассказывает Саша.
Следующие полтора года прошли так: в первую смену Саша учился в университете, во вторую – работал в студии до ночи. Не то чтобы это было обязательно – просто ему было очень интересно разбираться в разработке и учить новые языки. Зарабатывал около 2 тыс. грн. в месяц.
В какой-то момент дела в студии пошли не очень хорошо и она закрылась. Владелец выплатил последние зарплаты из собственных денег, а Саша решил сделать перерыв, закончить университет и понять, что ему делать дальше.
Александр Пасиков
«Я быстро понял, что не хочу работать по специальности. Вся эта бухгалтерия, финучет – это меня мало интересовало, в отличие от разработки. Поэтому я написал диплом, закончил пятый курс, погулял пару летних месяцев и пошел искать работу», – вспоминает Александр.
К поиску парень подошел ответственно – писал резюме под каждую компанию. IT-сфера в Украине в 2008 году только зарождалась, не было никакого сумасшедшего спроса на разработчиков.
На одно из собеседований Саша пришел в Genesis. Тогда это была относительно небольшая компания с офисом в трехкомнатной квартире на метро «Минская». Встреча прошла успешно, Сашу пригласили на должность миддл-PHP разработчика. Там Саша познакомился с сооснователем Taimi Женей.
В Genesis тогда работали около 10 человек, они разрабатывали свои продукты – именно это Саше понравилось больше всего, потому что остальные компании, в основном, занимались аутсорсом.
Вдохновленный новой работой, он несколько лет проводил в офисе 6–7 дней, даже ночевал, пока не снял квартиру поблизости – было неудобно ехать домой на маршрутке. В свободное от разработки время изучал, как работает бизнес и маркетинг, разбирался, откуда приходят пользователи в продукты.
Первая зарплата Саши была 8 тыс. грн, около $1 тыс. Она быстро росла – парень не скромничал, приходил к руководству, показывал успехи и новые зоны ответственности. Через полгода он получал уже 10 тыс., еще через пару месяцев – 12 тыс.
Так Саша дорос до позиции технического директора: «Работать было сложно и интересно. Мы пытались идти на рынки Латинской Америки, Азии, Европы, запускали проекты с нулевым пониманием, как это работает.
Проконсультироваться с кем-то, кто в Украине делал такое же, было практически невозможно, продукты за рубеж почти не делали. А если и были такие компании, про них никто не писал и мы не знали, к кому идти. С 2010 по 2015 мы просто ходили по минному полю».
Дима Кононов
В 2014 году, во время работы над одним из продуктов, понадобился дизайнер. Дима Кононов, в то время разработчик, а сейчас СТО appflame, посоветовал дизайнера Женю Выгнана, своего знакомого. Он согласился выйти на проектную работу. Сначала он приезжал в офис пару раз в неделю, потом каждый день. В конце концов, Жене предложили остаться на постоянной основе и он согласился. С того времени Саша, Женя и Дима работают вместе. Дима Кононов сейчас отвечает за всю техническую команду проекта Taimi и других проектов компании. Ребята вместе принимают решения по развитию бизнеса и проектов.
Почему музыкант из Черновцов отказался от учебы в США
Женя родился в 1990 году в Черновцах, его родители были предпринимателями. Женя хорошо учился в школе и постоянно пробовал себя в новых хобби. Родители и бабушка с дедушкой поддерживали все увлечения мальчика – и вольную борьбу, и фортепиано.
Больше всего запала в душу игра на гитаре – подростком Женя уже играл в известной в узких кругах метал-группе из Ивано-Франковска. На выходных коллектив ездил в туры по Украине, даже выступал на разогреве у Amatory и Jane Air.
«Тинейджерская мечта сбылась. Мне казалось, что так должна выглядеть жизнь, но когда мне было 18, случилась одна из самых значимых для меня вещей – я поехал в Work&Travel. Попал в Штаты, первый год летом классически работал спасателем, все было как в американских фильмах для подростков. Я заболел Штатами и решил, что хочу учиться там и остаться», – вспоминает Женя.
Он вернулся в Черновцы, стал усиленно учить английский. Следующим летом снова поехал по программе – надеялся заработать на университет в США. Работал на двух работах, параллельно устроил небольшой бизнес и перепродавал в Украине американские инструменты: «Друзья называли меня штатовским барыгой».
Когда закончилась виза, Женя вернулся в Черновцы. Ему и правда удалось заработать на первый год обучения, поэтому планы были совершенно конкретные – попрощаться с родителями и поступать в США. У парня получилось пройти в один из средних нью-йоркских университетов, но за время дома он успел разочароваться в своей мечте.
«Я снял розовые очки: у меня были деньги только на первый год, а работать параллельно с учебой я бы не смог. Кроме того, нужны были деньги на еду и жилье, выпрашивать их у родителей я не хотел. Понял, что вся эта американская идея – довольно глупая. И отказался от нее», – вспоминает предприниматель.
Евгений Выгнан
Как Женя случайно стал дизайнером
По настоянию родителей Женя поступил на факультет кибернетики в Черновцах. Она его не особо интересовала, он согласился, потому что сам не знал, чего хочет. Тем не менее, уже на первом курсе у Жени получилось заработать хорошую репутацию: он договорился с преподавателями и учился удаленно, приезжал только на экзамены.
«У меня был друг в Киеве, который помогал продавать инструменты из США, он предложил переехать и снова начать заниматься музыкой. Я так и сделал, первое время действительно занимался только музыкой, не работал. Но деньги заканчивались», – рассказывает Женя.
Снова помогли друзья – один знакомый, который работал на телеканале СТБ моушн-дизайнером (специалист, который создает анимированные ролики), предложил Жене попробовать себя в новой сфере. Тот совсем не разбирался в этом, но решил попробовать:
Евгений Выгнан
«Надо было сделать тестовое задание для передачи “Неймовірна правда про зірок”, создать видео из анимированных кусков, которые бы дополняли историю. Я два дня разбирался, еще три – делал этот ролик. И в итоге меня взяли на работу», – вспоминает Женя.
Еще полтора года он проработал на СТБ, параллельно делал на фрилансе разные заказы, учил новые технологии. С телеканала ушел только потому, что больше не мог работать удаленно, хотя там платили хорошие деньги, больше $1 тыс. После этого Женя работал на разных проектах уже как графический дизайнер, а позже основал собственный видео-продакшн. Дело успешно развивалось – Женя работал главным дизайнером на грузинском аналоге Евровидения и был 3D-художников на одном из шоу Киркорова.
Так продолжалось до 2014 года, когда из-за Революции достоинства количество заказов резко упало. Тогда Дима Кононов, сейчас СТО в appflame, позвал Женю на один из проектов на фриланс, а в итоге остался в компании на 7 лет.
Как в Украине решили сделать приложение для ЛГБТ-знакомств
К 2017 году Саша и Женя вместе работали над сразу несколькими приложениями для знакомств и общения. Женя быстро перестал быть просто дизайнером: сначала стал руководить дизайном всей команды, параллельно изучал разработку и построение продукта. Довольно быстро он вместе с Сашей стал управлять проектами. В какой-то момент парни заметили практически свободную нишу – ЛГБТ-сообщество.
«Тогда был только один крупный сервис для знакомств геев Grindr. Он был некачественным: остро стоял вопрос с безопасностью приложения, постоянно выходили статьи о слитых данных пользователей. Это пугало аудиторию. Приложением пользовались так: скачал, установил, нашел, что надо и сразу удалил с телефона, чтобы никто не видел», – рассказывают парни.
Они решили сделать качественное и безопасное приложения для гей-знакомств и пошли изучать рынок. Быстро стало понятно, что такой продукт востребован не только для геев – ведь проблемы и у геев, и у лесбиянок, и у других ЛГБТ-категорий очень похожи: они общаются, в основном, в закрытых группах, которые почти невозможно найти через обычные методы поиска.
Так в 2017 году появилось приложение Taimi. По принципу работы оно больше всего похоже на социальную сеть, но, по мнению создателей, назвать его так было бы не совсем корректно. По задумке основателей, Taimi должно стать единой площадкой, которая закроет все потребности своей аудитории.
«В большом городе в США человек, который хочет сменить пол, например, может легко найти поддержку. Но что, если вы живете в небольшом консервативном городе? Мужчине, который понял, что ему нравятся мужчины, сложно переживать это. Нужна поддержка, понимание, самоидентификация. Чтобы осознать, что это норма, что этот человек – не урод, не неправильный, не больной», – рассказывает Женя.
Один из основных моментов для построения такого места – это безопасность. Поэтому в приложении Taimi много механизмов для этого – большой штат модерирует фотографии, с помощью ИИ ищут буллинг и хейт (оскорбления, угрозы и другое некорректное общение), слишком откровенный контент. Все это модерируют, можно попасть в бан навсегда.
«Многие нас обвиняют в том, что мы слишком жесткие, но если мы хотим сделать безопасную платформу, то должны быть такими», – говорит Саша.
Как появился appflame, почему ЛГБТ-продукт сложно рекламировать даже в Google и за что не любят приложения для знакомств
В 2018 году команда, которая работала над Taimi и еще несколькими проектами в похожей тематике, отделилась от Genesis в компанию appflame, с тех пор она работает как отдельный бизнес. Ее операционным управлением и тогда, и сейчас, занимаются Саша и Женя.
Парни рассказывают, что сам факт работы с ЛГБТ-сообществом – уже сложная тема, в которой легко обежчься. А когда это еще и приложение для знакомств, все становится еще сложнее.
«Знакомства онлайн, особенно в странах СНГ, имеет репутацию “черного” или “серого” направления. На индустрию очень повлияли разные приложения, изначально созданные, чтобы развести пользователя на деньги. Мы постоянно упираемся в стену – вы дейтинг, еще и ЛГБТ. Мы делаем “белый” продукт, официальные партнеры Google, Apple, но нам надо постоянно это доказывать», – рассказывает Саша.
Создатели Taimi рассказывают, что продвигать такой продукт – нелегкая задача. Многие рекламные площадки либо полностью запрещают рекламу, либо ограничивают. Из-за этого, например, для Taimi сложно настроить таргет: без точных настроек рекламные кампании часто попадают на не очень толерантных людей и приложение получает много ненависти.
Поэтому главный способ продвижения Taimi – это постройка глобального бренда через партнерства, коллаборации и работу с лидерами мнений.
«Про Taimi рассказывают лидеры мнений, мы делаем социальные проекты, развиваемся через продакт плейсмент. Например, зимой на Netflix выйдет фильм о знакомствах в интернете, там будет идти речь и о Taimi тоже. Реклама приложения “крутилась” даже на нью-йоркской Таймс-сквер», – рассказывает Женя.
А еще есть проблема с поиском сотрудников: «У нас были случаи, когда кандидаты уже на финальных этапах собеседования узнавали, чем мы занимаемся и уходили. Один парень заявил, что мы “занимаемся х***ей” и ушел». Сейчас в Taimi еще до первых собеседований спрашивают об отношении кандидатов к ЛГБТ.
Как Taimi завоевывает доверие своей аудитории
Саша и Женя рассказывают, что даже они сами поневоле стали фактором, который вызывает у пользователей сомнения: «Два белых гетеросексуальных мужика делают ЛГБТ-продукт. Это выглядит странно и сразу вызывает у сообщества мысли, мол, они хотят на нас нажиться».
Чтобы избавиться от такого образа, парни пытаются работать максимально открыто и позиционировать себя как «союзники» (Ally) сообщества. В прошлом году Саша даже получил награду за вклад в развитие сообщества от Gay Times и попал на обложку издания.
Парни рассказывают, что аудитория ЛГБТ – не такая большая, как в традиционных знакомствах. Кроме того, это плотное сообщество, где все общаются между собой. Отношение к любому бренду напрямую зависит от того, что он представляет из себя, помимо зарабатывания денег.
Открытое позиционирование, социальные проекты, партнерства с прайдами – все это позволяет Taimi быстро расти, причем органично – сейчас этот показатель у приложения перевалил за 50%.
К моменту выхода текста на платформе 12 млн зарегистрированных пользователей, и это количество постоянно растет. Самые активные регионы – Северная и Южная Америка, Европа, Австралия. Приложение доступно почти везде, кроме нескольких стран, где ЛГБТ-продукты незаконны и могут подвергнуть риску пользователей.
На чем зарабатывает Taimi и почему приложением можно полноценно и бесплатно пользоваться
На старт и развитие Taimi appflame вложил около $1,5 млн. Через полтора года он вышел в ноль, а потом и в плюс. Все заработанное команда вкладывает в развитие, чтобы расти дальше.
Монетизируют Taimi через подписочную модель – сейчас неделя пользования приложением стоит $4,99. Владельцы подписки пользуются расширенным функционалом – можно, например, посмотреть, кто заходил на страницу. При этом приложением можно годами пользоваться бесплатно – функций для этого хватает.
«Сейчас сразу после регистрации подписываются 14-16% пользователей. Это большая цифра, мы довольны», – говорит Женя.
Саша и Женя рассказывают, что такая цена на подписку была не всегда – изначально ее сделали намного выше, $15. Это оказалось довольно дорого даже для США, поэтому позже цену резко снизили: «Для бизнес-части это было болезненно, но в перспективе это дало рост аудитории», – говорит Евгений.
В следующем году основатели планируют привлекать в Taimi крупные инвестиции – чтобы запустить масштабную кампанию для повышения узнаваемости бренда.
Как у Taimi появилась большая цель
Саша и Женя рассказывают, что они начинали Taimi как чисто бизнес-проект. Но за несколько лет его работы у команды появилась четкая и амбициозная цель.
«Нам кажется, что в Украине все плохо с толерантностью, а в Штатах все прекрасно. Но нет, везде примерно одинаково, просто проявление там не такое открытое. Большая часть населения не может написать в Facebook, что пошли с парнем на свидание. Многие не сделали каминг аут, не могут свободно об этом говорить для широкой публики», – рассказывают создатели платформы. Поэтому Taimi не просто создает безопасное место для общения, но и поддерживает свое сообщество разными способами.
«Пользователи могут прийти к нам в службу поддержки с проблемой, а мы можем помочь ее решить. Это не только технические вопросы работы приложения – мы можем посоветовать человеку, в какую организацию можно обратиться с конкретным запросом. У нас были реальные ситуации, когда люди приходили и говорили: “я не знал, что делать и не хотел жить дальше, думал о суициде, но на Taimi мне помогли», – рассказывает Женя.
По мнению основателей Taimi, проекты вроде Grindr ассоциируются у пользователей с местом, где можно найти быстрый секс. Задачи решить проблемы сообщества у них нет. Поэтому Taimi строят как платформу, которая закроет все потребности в общении для ЛГБТ-сообщества.
Чтобы эти люди могли безопасно делать все, привычное в других соцсетях: знакомиться, рассказывать о своей жизни и публиковать фотографии со свиданий. В этом и состоит большая миссия Taimi.