Люди работают 2–6 часов. В нашей команде 13 человек, все на фрилансе или частичной занятости: почему выбрали такую бизнес-модель
Люди работают 2–6 часов. В нашей команде 13 человек, все на фрилансе или частичной занятости: почему выбрали такую бизнес-модель

Люди работают 2–6 часов. В нашей команде 13 человек, все на фрилансе или частичной занятости: почему выбрали такую бизнес-модель

Я основал компанию Inhale Tech год назад, чтобы разрабатывать IT-продукты. Наш формат работы – совмещенная работа и фриланс. Формат оправдал себя: команда закрывает проекты за считанные недели, а иногда и быстрее. Вот в чем «секрет фирмы» и кого мы никогда не возьмем на работу.

У нас нет офисов, мы все работаем удаленно

В IT я 10 лет. Учился на инженера-программиста и работал им же. Кроме того, у меня есть опыт развития бизнеса в прошлом. В 2020 сделал паузу, изучал маркетинг.

В ноябре 2020 года решил вернутся в разработку и основал компанию Inhale Tech. Мы помогаем нашим клиентам с софтом, кастомными решениями, чаще всего это разработка с нуля. За свою карьеру я получил в этом экспертизу и мне нравится это делать.

Сейчас в компании 13 специалистов. У нас нет офисов, мы все работаем удаленно. Есть несколько отделов: разработка, маркетинг, продажи, найм. Пока сотрудников мало, вертикаль двухуровневая: я ⟷ исполнитель, иногда трехуровневая: я ⟷ менеджер ⟷ команда исполнителей. В некоторых отделах есть свои руководители, какими-то руковожу я. 

Когда я основывал компанию, у меня была цель набрать 20 матерых специалистов до конца 2021-го. Учитывая наш рост и цели на последний квартал, я считаю, мы максимально приблизились к этой цели. Мы занимаемся разработкой и продвижением на заказ и в каждом из этих направлений уже есть крутые специалисты.

Часовая ставка выше рыночной и свободный график

Все работают на фрилансе или парт-тайм Люди работают 2–6 часов. В нашей команде 13 человек, все на фрилансе или частичной занятости: почему выбрали такую бизнес-модель - Фото 1Люди работают 2–6 часов. В нашей команде 13 человек, все на фрилансе или частичной занятости: почему выбрали такую бизнес-модель - Фото 2Частичная занятость. Я изначально выбрал такую бизнес-модель: почасовая оплата с краткосрочной постановкой целей. На данном этапе развития компании я вижу от нее только преимущества: для коллег, для компании, для клиентов. 

Для сотрудников это: 

  • Часовая ставка выше рыночной. Это без учета наших внутренних бонусов. Не в разы, разумеется, а в пределах 20-30%. Так что помимо самореализации, есть еще и ощутимый материальный прирост.
  • Свободный график. Не нужно согласовывать выходные/праздники/больничный. Предупредил за 12 часов и никакого недовольства или недопонимания. Задача в таком случае переходит к другому исполнителю или берем в разработку другую сторону продукта.
  • Свобода в оценке прогнозирования и методе выполнения. Каждый самостоятельно дает временную оценку поставленной цели и способ ее достижения. Если я/коллеги видим, что можно где-то сократить путь – подсказываем/обучаем в моменте. 

Мне как руководителю:

  • Не нужно решать вопрос мотивации. Часто на выбор предоставляется несколько целей для достижения: к чему сегодня душа лежит, тем и занимаешься. Если видишь дополнительную интересную задачу –  отлично, достаточно получить зеленый свет,  и иди решай.
  • Прогнозируемая стоимость каждой фичи. Если я или менеджер видим, что кто-то буксует или что-то не получается, то у нас есть возможность изменить подход или переосмыслить фичу с клиентом.
  • Прогнозируемая эффективность. В первые дни это самый важный пункт для продолжения сотрудничества. 
  • Быстрая остановка работ. Если не сошлись, мы прощаемся со специалистом, закрыв перед ним все обязательства. Обычно это происходит в первые несколько дней. У нас очень небольшая текучка. Из 11 человек с 9 мы работаем более трех месяцев, с пятью более полугода.
  • Не нужно думать про ежемесячную выплату «получки». Настоящий эксперт видит как можно улучшить продукт, предлагает изменения и мы их добавляем в пул задач. Думая о продукте, мои коллеги обеспечивают себя материально и выстраивают карьеру. Как я им иногда говорю: «у наших клиентов есть ресурсы, вам только нужно их с умом освоить».

Клиенты тоже в выигрыше:

  • Понятное ценообразование и объем предстоящих трат. Перед выполнением мы даем прогноз. И, как у остальных команд, прогноз, конечно же, отображает лишь порядок цифр и отличается от реальных затрат. Иногда до 20 %. В нашей системе заложена отчетность каждого часа, клиент может в любой момент запросить подробный отчет о тратах и мы его предоставим.

За год работы мы потратили примерно $1,5 тыс. своих и клиентских впустую

Я считаю, что такая бизнес-модель подойдет в первую очередь небольшим командам, для которых важны здоровые отношения между коллегами, где каждый выступает ментором в своей экспертизе. Важны здоровые отношения между исполнителем и руководителем в компании с открытой экономикой и прозрачной маржинальностью.

Также это подойдёт командам, которым важно выжать из каждого доллара максимум. За год работы мы потратили примерно $1,5 тыс. своих и клиентских впустую. Все остальное ушло на дело: мы разработали 5 сайтов и 2.5 продукта, на продвижении через ФБ+Инст сделали $8 тыс. из $2 тыс. для наших клиентов. 

Люди работают 2–6 часов. В нашей команде 13 человек, все на фрилансе или частичной занятости: почему выбрали такую бизнес-модель - Фото 3

Григорий Ткач

Такая бизнес-модель не подойдет компаниям с миллионными контрактами

И в тоже время я считаю, что такая бизнес-модель не подойдет как минимум трем типам команд.

  1. Тем, кто работает по фиксированной стоимости. Эта модель со увеличенной прибылью, но также и с увеличенными рисками. После заключения контракта риски берет на себя компания и вместо того, чтобы спокойно обдумывать наилучшую реализацию продукта, голова начинает болеть о том, как бы избежать кассового разрыва.
  2. Командам с руководителями без экспертизы в любом из направлений ИТ или которые не в состоянии оценить эффективность коллег.
  3. Компаниям с миллионными контрактами. Возможно, компаниям с шестизначным месячным оборотом тоже может не подойти, это нам еще предстоит узнать.  

Мы никогда не работаем по выходным

Еще одна моя задача как руководителя – следить за тем, чтобы люди не выгорали. Мы изначально договариваемся о лимитированном количестве рабочих часов в день. Также мы не работаем после 19 и по выходным. В день сотрудники тратят на работу от 2 до 6 часов. Хотя, очень редко бывают исключения. 

Сейчас мы релизим Ukrinvestclub и все напряженно работают. В неделю релиза каждый может наработать 50 часов. После напряженных дней релиза я всегда даю команде один или два дня выходных. Нужно восстановиться, возвращаться в строй в нормальном темпе. 

Мы никогда не работаем по выходным. Ну как никогда.. За год по выходным мы работали раза 2: в день релиза вокального конкурса Angel voice и еще один раз исправляли критическую ошибку.

Лично я трачу на работу от 6 до 8 часов в день. Работаю с утра и днем (встаю от 6 до 7 утра). Ложусь спать обычно до 22, а заканчивать работу стараюсь не позже 20:00. Но и здесь тоже бывают исключения: я созванивался с клиентом в 22.00, мы проговорили с ним 40 минут. Обычно такие разговоры переношу на утро, но у клиент была конференция и по-другому было никак.

Клиент описал задачу за 2 минуты, мы сделали приложение за 3 недели

За 11 месяцев мы запустили 5 сайтов и 2 полноценных продукта. Все делали с нуля и доводили до релиза. Для некоторых занимались продвижением. 

Среди небольших: сайт стартапа Roibox и сайт песенного конкурса Angel voice. Первый сделали на Webflow, второй на Tilda.

Angel voice вообще оказался эдаким быстрым кейсом. За неделю сделали сайт и подготовили рекламную кампанию. За 5 недель собрали заявок, окупили рекламный бюджет, попутно с этим спроектировали и разработали веб-приложение для оценки конкурсантов.

Про веб-сервис расскажу чуть подробнее. После регистрации на Tilda сайте, на почту участника приходило письмо с QR. После этого вокалист приходил на конкурс, показывал QR, менеджер считывал его, регистрировал в системе и ставил в очередь исполнителей.

Участники были разбиты по возрастным группам и уровню исполнения. Конкурс оценивали 5 членов жюри по нескольким параметрам: вокальным данным, образу, атмосферности исполнения.

Во время выступления на экран выводили живую очередь: участники видели, кто участвует прямо сейчас, а кому следует готовиться к следующему выступлению.

Это веб-приложение мы создали за 3 недели – от идеи до релиза. Клиент рассказал про это приложение буквально за 2 минуты. После проектирования UX мы обычно делаем дизайн, но для этого приложения не делали — потому что оно внутреннее и сроки поджимали. Затем итерационно разрабатывали две недели фичи. Под конец двухнедельного спринта полировали и тестировали.

В этом участвовали четыре человека с нашей стороны, плюс еще была команда заказчика. Для работающего приложения с 10 экранами, админкой и разделением функционала по ролям это очень хороший срок.

И в тоже время мы делаем проекты не медленнее и не быстрее, чем другие команды. Это нормальные сроки для специалистов с высшим профильным образованием и с опытом от 3 лет. А других у нас нет: мы не берем стажеров и тех, кто пришел в IT только за деньгами. Мы работаем только с теми, кто кайфует от своего дела.

Кроме того, проекты у нас относительно небольшие. Взять один из самых больших проектов – развивающийся стартап Ukrinvestclub. Для нас это обычный хороший веб-сервис, не big data и не сложные алгоритмы. Angel voice – то же самое. У нас есть понимание, как строить такие проекты. Если бы в команде были стажеры, джуны, было бы сложнее. Но те ребята, с которыми я работаю, имеют достаточно опыта, чтобы превратить UX схему сразу в работающий продукт. Им иногда даже не нужно расписывать задачи.

Я не знаю, когда мы перейдем на CRM+ERP

В молодой онлайн-компании, по крайней мере такой как наша, все строится на деловом доверии, уместном делегировании, опытных кадрах и несложных бизнес-процессах. Также очень много головной боли снимают правильно подобранные инструменты. Об этом очень хорошо сказано в книгах Rework и Remote от 37signals.

На данном этапе все в компании используют Google Drive, Notion, Tilda, Vchasno, Zoom, Slack + еще с десяток специализированных сервисов. Я пока даже не знаю, когда мы перейдем на полноценную CRM+ERP. 

Одному из наших клиентов настроили набор сервисов аналогичный нашему. В его бизнесе насчитывается более 40 сотрудников и 10 бизнес-процессов. Скриптованный Google Drive это отлично вывозит. По стоимости внедрения изменений и хранения данных выходит дешевле чем все CRM, которые мы рассматривали. 

А что, если будут накручивать часы?

У онлайн-бизнеса есть свои тонкости. Вопрос доверия стоит достаточно остро. Особенно со стороны новых сотрудников. Один из самых часто задаваемых вопросов: “Как мне быть уверенным, что вы оплатите мне работу?”.

Для таких случаев мы договариваемся об испытательном сроке, смотрим друг на друга в течение 5-10 часов и если все ок для обеих сторон, идем дальше. Обычно в течение первой недели становится ясно – мы встретили «своего» человека или нет. Год назад у меня было опасение – а что если будут накручивать часы?

Этого никогда не узнаешь наперед, это риски данной бизнес-модели. Приведу немного статистики. За год работы мы проанализировали более 1000 резюме, провели более 100 технических интервью, взяли в команду 13 экспертов, еще 4 проработали с нами более двух месяцев и после наши пути разошлись, еще шестеро работают с нами на фрилансе – менее 20 часов в месяц.

Из всех, с кем нам удалось поработать, только двое оказались лютыми халтурщиками, мы с ними распрощались спустя 10 часов работы, полностью оплатив их работу. Как видно из цифр, процент ошибки найма у нас явно небольшой. На это повлияло сразу несколько факторов: небольшой размер компании, концентрация нашей экспертности и ответственный рекрутер.

Мы еще ни разу не встречались офлайн. Думаю, в 2022, нам предстоит испытать радость офлайн знакомства.

Чем меньше клиент вовлекается, тем лучше

Все клиенты знают, что мы все работаем удаленно и на почасовке. С большинством наших клиентов я даже не виделся лично. Обычно встреча необходима для людей с СНГ менталитетом или для тех, у кого был печальный опыт с другой командой. Я считаю, что хороший подрядчик должен снимать головную боль с клиента за предоставленные ресурсы. И чем меньше клиент вовлекается, тем лучше.

Найти хорошего подрядчика действительно непросто. Это старая мудрость, о ней еще писал Трамп в «Искусство заключать сделки». Мы стараемся качественно закрыть всю IT-часть бизнеса. Иногда во время диалога понимаем, что проект вне нашей экспертизы. Тогда советуем партнёров. 

Еще иногда понимаем, что текущих мощностей команды недостаточно для реализации предстоящего проекта. В таких случаях предупреждаем клиента, что доберем в команду специалиста\ов и первую неделю-две занимаемся подготовкой: исследуем рынок, технологии, проектируем продукт, готовим дизайн. 

Год назад я не знал своих коллег

У нас в команде хорошие специалисты. Я, как и каждый руководитель считает свою команду самой лучшей. И тем не менее, следующий факт является для меня показательным. Год назад я не знал своих коллег, а сегодня могу доверить им проекты наших клиентов и построение процессов компании. Мне нравится вместе с ними решать непростые задачи и я кайфую, когда вижу, что это взаимно.

Джерело матеріала
loader