Сергей Гузенко
Недавно к нам обратилась крупная розничная украинская FMCG-сеть магазин товаров повседневного спроса. В компании хотели создать действительно инновационный сервис: «народный» цифровой магазин товаров повседневного спроса, который бы работал без торговых залов, очередей и продавцов.
Мы создали всю IT-экосистему для такого магазина в невероятные сроки – за три месяца. Однако в планы клиента вмешалась война. Расскажем, как создаются такие продукты, и как они повлияют на украинский ритейл уже в ближайшем будущем.
Что такое даркстор?
Мы все привыкли к торговым центрам и супермаркетам, это немаловажная часть нашей потребительской культуры. Но поход в супермаркет не всегда похож на прогулку среди привлекательных полок, часто шопинг только утомляет и раздражает.
Это очереди, «гонки» на кассу с тележками, кассиры с плохим настроением. С точки зрения ритейлеров традиционные супермаркеты тоже не идеальны: много денег тратится на аренду торговых площадей, большой штат сотрудников и так далее.
Бизнес давно начал искать новые подходы к ритейлу и нашел их. Одной из лучших идей можно считать концепцию DarkStore. Это магазин без торговой площади, который делает упор на онлайн-продажи и курьерскую доставку. Фактически это нечто среднее между типичным интернет-магазином и сервисом доставки еды, сервис уровня Amazon.
Как устроен даркстор
Как мы взялись за создание даркстора
В конце 2021 года мы провели первые переговоры с новым клиентом – крупным украинским ритейлером. Это молодая компания, всего за несколько лет построившая сеть из сотни магазинов по всей стране. Однако клиент не собирался останавливаться на достигнутом и поставил амбициозную задачу – создать инновационный даркстор с товарами повседневного спроса, который покорит рынок.
2022 год клиент рассматривал как поворотный момент в розничной торговле, когда бизнес на фоне посткризисного оживления экономики начнет гонки стартапов. Новая разработка нужна была ему как можно быстрее, «на вчера».
Ключевым условием было: покупатель должен получать заказ курьером в течение 15 минут.
Достичь этого можно через создание разветвленной сети малых магазинов-складов в черте города, которые перекрывают практически любой адрес. Такая система требует отлаженной логистики и мощной цифровой экосистемы.
Концепцию проекта детализировали быстро: она нуждалась в создании сайта и мобильного приложения для электронной коммерции, а также приложения для курьеров. Эти продукты нужно было объединить через один бэкенд, то есть интегрировать с электронными инструментами для торговли: учетом 1С, системой клиентского менеджмента (CRM) и платформой управления складом (WMS).
Такое задание может забрать у сильной IT-команды больше года. Но, опираясь на свой опыт и наработки, мы подрядились сделать ее в течение трех месяцев. Разгоняться было некогда.
Как выбирали технологии
Хотя формат сервиса новаторский, технически он не требует ничего сложного. Все решения для создания дарксторов так или иначе давно используются в электронной коммерции, нужно лишь собрать их вместе.
- Сайт разрабатывали через классическую верстку: HTML, CSS, JavaScript.
- Кроссплатформенные мобильные приложения делали на Flutter, с использованием BLoC, Hive и Dart.
- Бекенд написали на PHP 8.1 (Laravel + Octane), для управления базами данных используем PosgreSQL и Redis.
Все эти инструменты хорошо знакомы нашим разработчикам, в том числе по опыту работы над продуктами для e-commerce. Это позволило ускорить разработку.
Как вели коммуникацию
Однако это не значит, что команде не хватало работы. Напротив, дедлайны были очень жесткими, поэтому мы решили отказаться от обычной практики работы по спринтам.
Разделять на спринты трехмесячный проект не имело смысла, но мы сформировали общий пул задач, которые нужно было распределить между специалистами. А затем двигались от этапа к этапу: отрисовка и утверждение дизайна по каждому отдельному продукту, техническая разработка, промежуточные презентации, контроль качества.
Такое движение требовало очень тесной коммуникации команды с клиентом. Команде постоянно приходилось что-то уточнять: решать вопросы интеграции CRM, искать доступ к ресурсам и документам, выяснять тонкости бизнес-логики. К моменту разработки команда и менеджер по продукту со стороны клиента стали одной командой.
Сложности разработки
Как часто бывает, поставленные задачи оказались гораздо сложнее, чем представлялось изначально. Знание технологий не спасло команду от неожиданных затруднений с разработкой новых модулей, интеграцией API прикладной программный интерфейс и посторонних инструментов.
Больше всего трудностей возникло в мобильной разработке. Приложение занимает в экосистеме даркстора центральную роль, ведь подавляющее большинство пользователей будет пользоваться сервисом со смартфона. В платформе нужно было реализовать сложную цепочку осуществления заказа с разными сценариями, учесть множество взаимосвязей с инструментами и базами данных компании. Определенные трудности принесла и интеграция API для Google-карт, требовавшая серьезной обработки геолокации.
Что мы сделали
Несмотря на сложности, разработку удалось вписать в установленные сроки с небольшим опозданием в дедлайн. Сегодня проект полностью готов к релизу.
Он состоит из трех продуктов:
- Сайт
- Мобильное приложение для покупателей
- Приложение для курьеров
Сайт объединяет возможности электронной коммерции и корпоративного портала. На его страницах покупатели могут ознакомиться с товарным каталогом, сформировать свою корзину и сделать заказ, указать адрес доставки.
Наличие товаров привязано к конкретному даркстору с конкретной зоной работы. На сайте также можно найти информацию о трудоустройстве и подать заявку на собеседование. Есть и отдельная страница для поставщиков и дистрибьюторов.
Сайт даркстора
Приложение пользователя предоставляет те же возможности, что и сайт, но также обеспечивает рассылку сообщений. Опыт использования приложения – это нечто среднее между классическим интернет-магазином и сервисом заказа еды. Пользователь может в режиме реального времени отслеживать статус заказа от обработки и комплектования до доставки.
Приложение пользователя
Приложение курьера максимально простое, его без проблем может освоить любой сотрудник. Платформа предоставляет курьеру множество удобств: картографию, мобильные сообщения, базовую бухгалтерию, личный кабинет с историей исполненных заказов. Карта заказа содержит не только адрес, но и сумму и способ оплаты.
Приложение курьера
Все эти продукты работают через общий бэкенд. В экосистему встроены и посторонние инструменты: карты API и платежных сервисов, средства бухгалтерского учета, CRM и складского менеджмента.
Главная цель экосистемы – максимально упростить путь пользователя к покупке и обеспечить доставку его заказа в течение 15 минут.
Снаружи система выглядит простой, но это впечатление обманчиво. Немало ее функций пришлось изобретать чуть ли не с нуля.
К примеру, каждый магазин является локацией со своей зоной действия, с собственными улицами. Это требовало точечной разметки на карте. По всей вероятности, зоны покрытия на практике будут меняться, поэтому важной была возможность легко редактировать их. Кроме того, каждый даркстор имеет свой актуальный ассортимент, который важно обновлять в режиме реального времени. От этого зависит, какие товары сейчас может найти в каталоге отдельно взятый пользователь. Наконец, дарксторы в разных городах и локациях будут отличаться по времени работы и стоимости доставки, поэтому система должна адекватно презентовать эту логику.
Почему важны дарксторы?
Конечно, традиционный ритейл с физическими магазинами никуда не денется. Ведь брендам важно привлекать к себе внимание и обеспечивать присутствие офлайн, а покупатели ценят возможность увидеть интересующий их товар «вживую», и часто рассматривают шопинг как развлечение.
Однако это в большей степени актуально для торговли одеждой, электроникой и прочим, и в меньшей степени для товаров повседневного спроса. Если речь идет о будничном походе в магазин за фруктами, то люди все реже хотят тратить на это время. Это делает формат даркстора очень перспективной моделью. Но у него есть и другие преимущества:
- Устойчивость к невзгодам. Опыт прошлых трех лет продемонстрировал, что сильный онлайн обеспечивает бизнесу надежный запас прочности при любой ситуации. Физические магазины могут закрыться из-за очередной пандемии или военной угрозы. Но онлайн-доставка в таких ситуациях продолжает работать, пока есть возможность обеспечивать ее логистику.
- Сокращение издержек. Традиционный супермаркет нуждается в аренде просторного помещения в оживленной локации, а также оборудования торгового зала и мерчендайзинга. В противовес супермаркетам дарксторы можно оборудовать в компактных и непрезентабельных складских помещениях – там не будет ни покупателей, ни охранников, ни кассиров. Даже счета за электричество будут меньше.
- Умный контроль складских запасов. Даркстору жизненно необходима возможность контролировать запасы продукции каждого склада в реальном времени, без этого сложно обеспечить адекватность ассортимента в приложении и скорость доставки. Но это также помогает продавцу распоряжаться продукцией более рационально – увеличить оборачиваемость товарных запасов, сократить потери среди складских остатков. В сфере товаров повседневного спроса разумная интралогистика очень важна, потому что товары в большинстве своем имеют ограниченный срок годности.
- Простота управления. Традиционный супермаркет нуждается в большом штате работников. При этом работники торгового зала работают в стрессовом режиме, порой разрываясь между выкладкой товара, контролем очереди и вопросами конкретных покупателей, что вредит сервису. В то же время, даркстору для работы нужен только оператор, комплектовщик и несколько сортировщиков товара, которые не будут отвлекаться на покупателей.
Война и кризис затормозили развитие украинского ритейла, но точно его не остановили. По мере оживления рынка рынок онлайн-доставки будет быстро расти, и в ближайшие годы мы увидим целый ряд подобных стартапов.