В Верховной Раде зарегистрировали законопроект №9128, запрещающий использовать символы войны в названиях торговых марок и в рекламе.
Основанием для его создания послужило заявление от активистов, военных и культурных деятелей, инициатором которого была спичрайтер Дарья Глущенко. Одна из авторов законопроекта Ирина Геращенко так прокомментировала решение: «”Это дно, остановите это” – говорят военные по поводу эксплуатации погибших собратьев, гражданских, переживших оккупацию, и они в шоке, что на трагедии можно зарабатывать. Наш законопроект сузит безнравственное использование войны в маркетинговых целях».
Редакция MC.today разбиралась, что ждет ценителей «байрактарщины», если законопроект примут, а также собрала для вас антипримеры маркетинга, который все мы будем вспоминать как страшный сон.
О чем законопроект
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что рядом с удачным использованием военно-патриотической тематики «для создания положительных стереотипов об украинской мощи, анекдотов и шуток о врагах и их руководстве, мотивирующих и ироничных видео, и мемов» участились случаи, когда её эксплуатируют в коммерческих целях.
Законопроект №9128 предлагает запретить рекламу и регистрацию брендов, содержащих:
- названия событий, связанных со сдерживанием российской вооруженной агрессии;
- названия населенных пунктов, пострадавших в результате российской вооруженной агрессии, а также мест, являющихся символами стойкости и героизма украинского народа;
- упоминание боевых действий и военных операций;
- названия производителей, типов и видов вооружения, военной и специальной техники;
- названия военных подразделений Вооруженных сил Украины и других военных формирований;
- поздравления, определенные законодательством как официальные для ВСУ;
- имена военнослужащих и гражданских, участвовавших в обороне страны.
Эти ограничения не будут распространяться на рекламу фильмов, видео или книг, посвященных полномасштабной войне в Украине.
Авторы законопроекта прогнозируют, что он будет «способствовать соблюдению требований законности и незыблемости равных конкурентных прав при регистрации торговых марок и в рекламе, будет устранять злоупотребление правами в этих сферах».
«Обезжиренные силы Украины» и меню «Залужному вкусно здесь»
Несмотря на регулярное общественное негодование от маркетинга, который «хайпует на чужой крови», как выразился лидер Движения «Демократична сокира» Юрий Гудименко, рекламщики настойчиво испытывали пределы допустимого.
Одним из самых известных примеров стали «Семена Победы» от ТМ «Семена Украины».
И хотя основатель компании Петр Таращенко объяснил, что это была лимитированная серия, прибыль от которой была перечислена в государственный фонд United 24 в поддержку ВСУ «развидеть» редис «Азовсталь» и кабачок «Призрак Киева» нам уже не удастся.
А 20 марта пользовательница Instagram с ником sifyq рассказала об одежде от украинского бренда Shafranskaya store, на которой были изображены ракеты, названия и изображения наиболее пострадавших от военной агрессии городов.
К тому же, модель позирует в военной форме, что запрещено Законом Украины. Такой законопроект приняли еще в 2019 году. За незаконное ношение военной формы придется заплатить штраф в размере от 2550 до 3400 грн.
Пользователи соцсетей крайне негативно отреагировали на такой предмет гардероба, некоторые даже отметили, что это вызывает болезненные воспоминания о пережитом.
Однако нашлись и желающие «надеть на себя войну». Но сейчас им это вряд ли удастся, ведь после широкой огласки в соцсетях магазин удалил публикацию и ограничил комментарии.
Чтобы найти подобные креативы, не обязательно даже заходить в интернет. Они ждут вас на полках обычных продуктовых магазинов.
И страдают не только полки украинских магазинов. Такое соседство было замечено в грузинском супермаркете.
Не остались в стороне и кафе, кофейни и пиццерии. Они тоже подхватили этот рекламный вирус.
Наверное, рекламщики решили, что после комбо-меню «Залужному вкусно здесь» лучше, чем мороженое «ПВО» на десерт может быть только эпиляция, которая поддержит ВСУ.
Тем более, если отказаться от мороженого вас заставило участие в марафоне «Обезжиренные Силы Украины».
Разнообразие отраслей для которых используют военно-патриотическую символику поражает: от рекламы одежды, украшений и сувениров до печенья, средств для уборки и медицинских анализов.