Украинский авиарынок ожидает кардинальных изменений после поставки в Украину истребителей F-16
Как украинскому рынку гражданской авиации помогут самолеты F-16 от западных партнеров? Когда смогут открыть для полетов украинское небо? Какие авиакомпании займут место банкротов? Сколько будут стоить билеты? Ответы на эти вопросы выяснила LIGA.net.
В апреле 2023 года Евроконтроль обнародовал "убийственный" для украинской гражданской авиации прогноз: этот рынок будет недоступен для Украины и ее авиакомпаний по крайней мере до 2029 года. В свою очередь это станет приговором для тех украинских авиаперевозчиков, которые после начала войны пытаются удержаться на плаву.
Еще полгода назад этот прогноз не вызвал бы удивления. Но сегодня есть основания в нем усомниться. Во-первых, из-за масштабной ротации самолетов, которыми пользовались украинские авиаперевозчики. Во-вторых, потому что власти в Украине заговорили о частичном открытии неба для гражданской авиации.
Как встретили 24 февраля ведущие украинские авиакомпании
После начала войны украинский рынок авиаперевозок можно охарактеризовать одним словом – крах. Полное отсутствие полетов в Украине, долги, безработный авиаперсонал, попытки хоть как-то выжить. Это неполный перечень "приятностей", ожидавших рынок после 24 февраля 2022 года.
Еще до начала военных действий первыми забили тревогу международные страховые компании. Ведь во всем мире большинство самолетов, эксплуатируемых авиаперевозчиками, находятся в лизинге. Страховые компании поставили условие лизингодателям, предоставлявшим авиакомпаниям флот: либо они вывезут свои самолеты из Украины, либо им прекратят покрывать страховые риски, если их самолеты пострадают из-за возможных боевых действий. Соответственно, лизингодатели потребовали от перевозчиков вывезти их собственность из Украины.
В самой плохой ситуации оказался самый молодой участник рынка авиаперевозок – компания Bees Airline Сергея Смирного, запустившаяся в Украине в начале 2021 года. За месяц до войны она начала регулярные перевозки на внутреннем рынке.
Лизингодатели отозвали из Украины в Европу все 4 самолета, которыми пользовалась авиакомпания. Поэтому в начале февраля ее руководство договорилось о "мокрым лизинге" с другим игроком рынка – авиакомпанией МАУ, входящей в группу Приват Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова.
Это позволило арендовать у нее четыре самолета вместе с персоналом. Впрочем, это не спасло ситуацию, потому что из-за нехватки флота Госавиаслужба в августе отозвала у Bees Airline сертификат эксплуатанта, без которого авиакомпания не имеет права летать.
Не лучше была ситуация и у самой МАУ. В ночь на 24 февраля, когда для гражданских полетов закрыли украинское небо, в Украине оставался 21 самолет из 24 общего флота.
В другой авиакомпании – "Роза ветров", входящей в сферу интересов одного из акционеров МАУ Игоря Коломойского, в Украине на данный момент остался весь флот из 11 самолетов. Также в Украине "застряла" часть флота авиакомпании Azur Air Ukraine Эльвиса Абдураимова, которая до войны совершала преимущественно чартерные рейсы по заказам туроператоров.
Относительно адекватной была ситуация у другого лидера украинского рынка гражданской авиации – авиакомпании SkyUp Юрия Альбы. По словам ее гендиректора Дмитрия Сероухова, еще за месяц они начали готовиться к масштабному вторжению и вывозить свои самолеты из Украины.
Удалось вывезти 10 из 11 самолетов. Последнему – уже без пассажиров – не хватило всего 20 минут для того, чтобы в ночь на 24 февраля покинуть воздушное пространство Украины, ведь пилоты получили приказ возвращаться в аэропорт отправления.
Похожая ситуация была 12 февраля. Тогда SkyUp была вынуждена посадить самолет прямо во время рейса, потому что лизингодатель запретил его эксплуатацию на территории Украины. Но перевозчик забил тревогу и благодаря переговорам с лизингодателями и Мининфраструктуры удалось договориться о компромиссе – часть рисков взяло на себя украинское государство, зарезервировав под эти нужды 16 млрд грн. Так он и остался в Украине, где находится до сих пор.
На сегодняшний день в государственном реестре остается 45 авиакомпаний с действительным сертификатом эксплуатанта. В то же время к 2014 году их количество составляло более 70. Об этом LIGA.net рассказал авиационный эксперт Богдан Долинце.
По его словам, на четырех перевозчиков – МАУ, SkyUp, Azur Air Ukraine и "Розу ветров" приходилось 93% перевозок".
Что для возобновления бизнеса делают авиаперевозчики, власти и ЕС
Активные изменения начали происходить на украинском рынке гражданских авиаперевозок с апреля 2023 года. Во-первых, в текущем месяце Евроконтроль обнародовал последний прогноз, согласно которому в Украине любые полеты будут ограничены до 2029 года. Для многих это не стало шоком.
Однако эксперт по авиационному праву партнер в ЮФ "Анте" Андрей Гук объясняет: Евроконтроль дает прогноз дважды в год на следующие семь лет. Но исходя из анализа состояния дел на сегодняшний день, ближайшие семь лет невозможно спрогнозировать – когда будет открыто воздушное пространство Украины. То есть, если через полгода положительных сдвигов будет больше, нелестный прогноз будет пересмотрен.
Но для этого есть некоторые предпосылки. К примеру, в сентябре 2022 года министр инфраструктуры Александр Кубраков заявил , что его ведомство рассматривает аэропорт "Львов" как первый для возобновления работы еще в условиях военного положения. Главным условием для этого являются гарантии безопасности. Если они будут, то и аэропорт на западе можно открыть для полетов. О них в мае 2023 года заявил министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба. По его словам, достаточные средства противовоздушной обороны, в том числе самолеты F-16, позволили бы Украине открыть аэропорт во Львове.
"Такой опыт в мире есть. Например, так работают в Ливии, Ираке и Иране. но это исключение вместо правила. В этих странах местные авиаперевозчики осуществляют грузовые и пассажирские перевозки. Украина может по крайней мере изучить их опыт", – рассказал Богдан Долинце.
Среди примеров рассматривается также Израиль. Но необходимо учитывать, что его воздушное пространство намного меньше украинского и эту практику там уже хорошо отработали.
Активная деятельность началась и у самих перевозчиков. Во-первых, стало известно, что бывший монополист рынка – МАУ – передал свои находившиеся за пределами Украины самолеты для полетов авиакомпании "Роза ветров".
Теперь она может выполнять полеты за пределами Украины. В настоящее время эта авиакомпания использует три самолета из флота МАУ. Первый полет на одном из них "Роза ветров" совершила в мае 2023 года – по заказу египетской чартерной авиакомпании FlyEgypt.
Что касается самой МАУ, то с момента закрытия воздушного пространства над Украиной, авиакомпания пыталась выживать, оперируя четырьмя находившимися за пределами Украины бортами.
Еще летом 2022 года перевозчик заявил, что готов выполнять чартерные рейсы из Польши. Позже компания МАУ договорилась о чартерных рейсах для польского туроператора Itaka.
Также авиакомпания выполнила несколько рейсов для национальной сборной Украины по футболу. В целом, компания продолжала осуществлять перевозки до осени 2022 года. Но точку на этом поставил корпоративный конфликт между ее акционерами, Ароном Майбергом и Игорем Коломойским, о чем первый заявил еще два года назад. Это блокирует попытки деятельности компании.
За это время у МАУ сменился уже третий руководитель. Но конца-края конфликту не видно. Конфликт стал одной из причин передачи части флота "Розе ветров", которая также входит в сферу интересов Коломойского.
"Вообще МАУ не выглядит жизнеспособной сейчас", – подытожил Андрей Гук.
Также в конце мая 2023 года первый полет совершила Skyline Express, ранее функционировавшая в Украине под названием Azur Air Ukraine.
В компании уже два самолета, на которых она будет летать из европейских городов на морские курорты Египта и Турции. Оба судна принадлежат турецкой компании Mavi Gok Havacilik AS Она получила их из Украины.
Обновленный авиаперевозчик Skyline Express входит в сферу интересов турецкого туроператора ANEX Tour, что позволяет авиакомпании расширить сеть чартерных полетов.
Активное развитие в прошлом и нынешнем году продемонстрировала украинская авиакомпания SkyUp. Благодаря тому, что компания вывезла свои самолеты за пределы Украины до начала вторжения, она смогла овладеть для себя новой бизнес-моделью: сдавать их по контрактам "мокрого лизинга".
Для этого 22 марта они написали открытое письмо с просьбой спасти их бизнес, что в конечном счете позволило заключить договоры на "ветлиз" с нынешними партнерами в этом направлении – молдавскими авиакомпаниями FlyOne и Air Moldova, авиаперевозчиком Туниса TunisAir и т.д.
"Ветлиз" предусматривает использование воздушных судов вместе с экипажем, техническим обслуживанием оборудования и другими услугами.
"Сейчас мы ищем новых партнеров и открыты к предложениям и переговорам. География взаимодействия и сотрудничества по нашим контрактам достаточно обширна и включает несколько континентов", – рассказал LIGA.net СЕО SkyUp Сероухов.
По его словам, договориться о сотрудничестве на условиях "ветлиза" было сложно – будущие партнеры из-за войны сначала отказывали. Поэтому их приходилось убеждать. Но сработало – отныне "ветлиз" будет частью бизнес-модели SkyUp. В авиакомпании планируется по этой схеме привлекать партнеров и на других континентах.
Параллельно с этим перевозчик начал работу над созданием европейской дочерней авиакомпании, работа над которой длилась весь 2022 год. По словам Сероухова, открытие компании в ЕС было необходимо для эффективного выполнения контрактов на условиях мокрого лизинга, а также в перспективе – открытие регулярных рейсов из Европы.
В компании объясняют – авиарынки Украины и ЕС слишком разные. Хотя бы потому, что последний не пострадал от войны и очень оберегает своих игроков от потенциальных конкурентов. Поэтому стать частью этого рынка – максимально удачная идея. Об инвестициях в ее реализацию в SkyUp пока не говорят.
Сероухов отметил, что сначала в компании пытались устроить все за свой счет. Но потом были вынуждены обращаться за кредитами. Впрочем, банки не спешили их предоставлять – бизнес в Украине сейчас считается высокорискованным, отмечает гендиректор SkyUp.
В конце концов в мае 2023 года перевозчик объявил о запуске компании на Мальте, которая будет выполнять чартерные рейсы по заказам туристических компаний в ЕС, а с 2024 года будет выполнять уже внутренние рейсы по Европе. Сейчас ведутся работы по запуску системы онлайн-продаж билетов.
"Я считаю пример SkyUp – чрезвычайно удачным. Их опыт может вызвать только восхищение, несмотря на то, что авиакомпания была вынуждена идти на риск, отправляя самолеты и персонал в Африку, где сейчас заблокирован один из ее самолетов. Но в конце концов SkyUp может стать лидером восстановления авиационной отрасли в Украине", – считает Андрей Гук.
Как выживают без авиакомпаний их пилоты и летный персонал
Сохранение авиационного персонала – крайне сложная задача, связанная как с отсутствием работы, так и с возможностью уехать за границу на обучение или для работы.
"Эти вопросы можно решить только частично. Часто люди остаются наедине с проблемами. Значительное количество специалистов сейчас работают за границей. И это не всегда лучшие условия. Нельзя говорить, что в Украине были какие-то худшие условия труда", – объясняет Андрей Гук.
Пример того, как не оставить своих сотрудников без поддержки, продемонстрировала опять же SkyUp. В первые месяцы после закрытия украинского неба работа по контрактам "ветлиза" позволила перевозчику если не заработать, то хотя бы получить финансирование для содержания летного персонала.
"Это позволило оплачивать обучение пилотов, чтобы они не потеряли летные лицензии. Найти новых на постковидном рынке будет очень сложно. К тому же их нужно обучать как минимум несколько лет", – объясняет Сероухов.
В декабре 2022 г. страны ЕС создали фонд добровольной аэронавигационной солидарности. Среди прочего, он предоставляет средства и возможность проводить обучение для персонала и поддерживать таким образом их квалификацию и сертификаты.
По словам Богдана Долинце, большая часть персонала украинских авиакомпаний находится в режиме вынужденного простоя. Некоторые работники были уволены, а другая часть была мобилизована в ВСУ.
"Некоторые специалисты, в частности, бортпроводники и пилоты, смогли найти работу в других авиакомпаниях за рубежом, преимущественно в европейских, на условиях временных контрактов", – объясняет он.
Впрочем, это касается в основном летного персонала, который может легко адаптироваться к работе в других странах и по закону имеет право на выезд за границу на обучение или работу по контрактам. Многие работники аэропортов, хендлинговых компаний (наземное обслуживание самолетов), логистические перевозчики не относятся к авиационному персоналу. Потому остаются в Украине. В частности, из-за отсутствия знания языка или запрета мужчинам на выезд за границу. Они вынуждены искать новые возможности для работы в других сферах, рассказал Долинце.
Когда начнет восстанавливаться авиарынок и какими будут цены на нем после войны
Несмотря на крайне неутешительный прогноз Евроконтроля, на рынке достаточно оптимистично оценивают его перспективы в ближайшем будущем. По крайней мере на следующие 2-3 года.
В частности, Богдан Долинце отметил, что после открытия украинского неба, пусть и частичного, восстановить полеты можно будет в сроки от нескольких недель до нескольких месяцев.
"Более точно прогнозировать пока невозможно, срок может варьироваться со следующего года до даты завершения войны", – считает он.
По мнению Андрея Гука, нынешняя война станет неплохой возможностью для многих украинских авиакомпаний буквально перезапустить бизнес. Это касается, в частности, МАУ. Также он уверен, что точно не уйдет с рынка авиакомпания Bees Airline. Государство же, вероятно, вернется к реализации идеи национального авиаперевозчика, которую поставила на паузу война.
Кроме этого, на рынке могут появиться новые лидеры – в частности, SkyUp готовится первой вернуться в Украину, когда ее воздушное пространство откроется хотя бы частично.
"А прошлые лидеры рынка из-за долговых обязательств могут к моменту окончания войны выйти банкротами. Но в то же время это отличная возможность заявить о себе небольшим и новым авиакомпаниям, ведь спрос на авиаперевозки на глобальном рынке после пандемии просто огромен", – считает Богдан Долинце.
Впрочем, существует риск, что "захватить" украинский рынок захотят и международные игроки. К примеру, европейские авиакомпании, увидев здесь перспективы, легко могут вернуться, предложив демпинговые цены. Поэтому после открытия воздушного пространства украинский рынок быстро может стать конкурентным.