Из-за низких нынешних цен на зерно и летнюю засуху аграрии не засевают поля. Их требование к государству – предоставить льготные кредиты. Чего ждать?
Результаты текущей посевной кампании чреваты дырой в торговом балансе страны. Под вопросом будущий урожай пшеницы и рапса. Поэтому аграрии просят денег – им нужно более 50 млрд грн льготных кредитов.
Этой осенью поля озимой пшеницы в два раза меньше, чем в предвоенном 2021 году.
"3,5 млн га пшеницы – это аномально мало. Уже сегодня можно прогнозировать, что валовой урожай пшеницы в следующем году снизится почти вдвое", – говорит Олег Веселов, директор по производству агрохолдинга "НИБУЛОН".
Почему? Два в одном: дефицит влаги и денег
Сокращение площадей озимых из-за оккупации и военного мусора (мины, неразорванные боеприпасы, остатки техники, испорченный взрывами ландшафт полей) составляет максимум 30% от довоенного показателя.
Влияние этого фактора почти не изменилось по сравнению с посевной кампанией 2022/23 маркетингового года – первой, проведенной в условиях войны. Но почти идеальные погодные условия весной и летом этого года обусловили хороший урожай, по большинству показателей превысивший результаты 2021 года.
Похоже, с осени сельский фарт начал иссякать. Во-первых, цены на основные аграрные культуры, формирующие украинский экспорт, падают. По сравнению с весной 2022 года, мировые цены на пшеницу и рапс снизились вдвое, на кукурузу и сою – в полтора раза.
Во-вторых, со второй половины августа началась засуха. По данным Татьяны Адаменко, руководящей отделом агрометеорологии Гидрометцентра Украины, на большинстве территорий страны осадков не было 50-60 дней. Дожди во второй половине октября лишь немного подправили ситуацию – влаги для оптимальной вегетации недостаточно.
"Подправить положение дел может только теплый и влажный ноябрь и декабрь", – говорит она.
Если небеса не повернутся лицом к аграриям, глубину падения в финансовую пропасть они запомнят надолго. Ведь большинство из них уже вложили выручку, полученную от неудачного экспорта, в засев озимых на сухих полях. Такую ставку они сделали в надежде на дожди.
Вдобавок, сев они проводили именно при повышении цен на горючее. Владелец агрокомпании "ТАК" Руслан Голуб говорит, что весенний сев он провел на горючем, закупленном по 1 евро за литр. Теперь же цена дизтоплива составляет 1,5 евро за литр.
Читайте также
Цены на удобрения тоже кусаются. Компания Ostchem Дмитрия Фирташа подняла цену на азотные удобрения с конца августа. И только с середины октября начала "играть" в понижение. Анонсируя понижение цены на аммиачную селитру, производитель повысил цены на карбамид.
Деньги взаймы
Дмитрий Кохан, заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета (ВАР), приводит расчеты, по которым финансовые результаты отрасли (речь именно о тех, кто выращивает зерновые и масличные) за текущий год показывают убытки на уровне $2,5 млрд (около 100 млрд грн).
Вместе с коллегами из Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ) он предлагает утвердить программу кредитования аграриев примерно на эту сумму под "умный процент". Фактически речь идет о продолжении правительственной программы "5-7-9%", но с увеличенным лимитом.
В последние годы государство на финансовую поддержку бизнеса выделяет около 20 млрд грн ежегодно. Из этой суммы около 50% ежегодно получают аграрии. Так, в 2023 году запланировано 9,76 млрд грн расходов на финансовую поддержку аграриев. Из них около 8,5 млрд грн направлено именно на компенсацию процентов по льготным кредитам "5-7-9".
Планы на кредитные деньги у аграриев дальновидны. По словам главы ВАР Андрея Дикуна, оптимальным является лимит в 150 млн грн на одного заемщика.
В Минагрополитики говорят, что поддержат аграриев.
"Мы подготовили проект правительственного постановления об увеличении лимита кредитования до 150 млн грн в рамках программы "5-7-9". Объективно, фермерам нужно больше денег из-за подорожания горючего и агрохимии, а также в связи с финансированием проектов по созданию мясных и молочных производств", – сказал LIGA.net первый заместитель министра агрополитики Тарас Высоцкий. По его расчетам, для компенсации процентов по льготным кредитам хватит средств, заложенных в госбюджете на 2024 год. "Оцениваем потребность в таких кредитах по агросектору до 50 млрд грн в год", – говорит Тарас Высоцкий.
Справка:
Программа "Доступные кредиты 5-7-9" упрощает доступ бизнеса к банковскому кредитованию. Аграрии могут получить кредит в размере до 90 млн грн. Кредитование предоставляется под 5–9% годовых, в зависимости от категории кредита и субъекта предпринимательства.
"Такой суммы (150 млн грн на одного заемщика. – Ред.) достаточно не только для финансирования посевной, но также для инвестиций в проекты переработки – открытие свиноферм или молочных хозяйств", – говорит Андрей Дикун.
По его словам, в этом году рентабельность "мясников" достигала 300% именно из-за дешевого зерна. Свиноводы не отрицают этих цифр.
"Свиноводство более года стабильно обеспечивает 200% рентабельности инвестиций. Чтобы зайти в этот бизнес, на одну свиноматку требуются инвестиции в размере 5000-6000 евро. В эту сумму входит строительство новых помещений, закупка оборудования и генетики – капитальные инвестиции, которые нужно сделать для начала бизнеса", – говорит глава ассоциации "Мясной отрасли" Николай Бабенко.
И есть хозяйства, которые при двух оборотах свиней в год поддерживают рентабельность на уровне 300%.
Итак, если кредитного лимита хватит на открытие современной свинофермы на 750 животных, то общий потенциал – увеличение мясного стада в стране на 0,5 млн. Но есть еще варианты с молочными фермами и с выращиванием птицы.
Интересно, что профессор KSE Олег Нивьевский акцентирует внимание на том, что государство должно кредитовать именно и только растениеводов для создания новых ферм. То есть ни одной государственной гривни "мясникам".
"Сейчас сам рынок и несчастья войны поддерживают мясную отрасль. Для них сейчас золотое время. Следовательно, государство не должно поддерживать эту отрасль кредитами – они должны вкладывать в развитие собственные средства", – говорит Олег Нивьевский.
Если без денег. Кого заденет?
Пессимистический сценарий, когда аграрии не получат кредитов, а погода не даст поводов для радости, грозит тем, что в следующем году сократится экспорт пшеницы и рапса. Посевы последнего на юге в критическом состоянии.
"Перспектива нерадостная: урожай рапса в следующем году будет невелик", – говорит Олег Веселов.
Именно зерновые и масличные (среди которых значительная часть пшеницы и рапса) являются ведущими статьями экспорта. По данным ГМСУ, за 9 месяцев этого года зерновые были поставлены за границу на сумму $5,73 млрд, а масличные – на $3,32 млрд. Для сравнения – экспортная выручка продукции металлургии за этот период составила $1,62 млрд.
Эксперты уверяют, что критической нехватки зерна не будет. Но может случиться, что для мукомолов его качество не подойдет. Следовательно, при некоторых вариантах возможен даже импорт зерна. И такое уже было лет 15 назад – потому что не было достаточно удобрений, и использовали некачественные семена.
"В таком случае получим не только пшеницу не того класса, но и гораздо меньший валовой сбор. Рядовому украинцу будет что есть. Но экспорта и обеспечения продовольственной безопасности не будет", – говорит директор Всеукраинского аграрного форума Мария Дидух.
В итоге: самый большой риск неудачной посевной кампании 2023/2024 для торгового баланса страны, что может отразиться на курсе гривни. А еще – для малых и средних фермерских хозяйств, которые без кредитной поддержки просто начнут становиться банкротами с началом сбора урожая 2024 года.